Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Введение в фармакологию. Общая рецептура. Общая фармакология



2016-09-17 1003 Обсуждений (0)
Раздел 1. Введение в фармакологию. Общая рецептура. Общая фармакология 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра фармакологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для самоподготовки и практических (лабораторных)

Занятий по фармакологии

Для студентов стоматологического факультета

Курск – 2014


УДК: 615(075.8) Печатается по решению

ББК:52.81я73

М 21

Центрального методического

Совета ГБОУ ВПО КГМУ

МЗ РФ

 

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов стоматологического факультета. 5-6 семестр./Маль Г.С., Белоус А.С., Лавриненко К.И. Курск, 2014.

Настоящее методическое пособие включает 26 тем практических занятий для студентов стоматологического факультета с указанием формируемых компетенций. Сформулированы цель и задачи самоподготовки, перечислены лекарственные средства для изучения и выписывания в рецептах, представлен список основной и дополнительной литературы. Методические указания по каждой теме содержат план изучения материала занятия, вопросы для самоконтроля, ссылки на основную литературу и обучающие задания, для выполнения на практическом занятии.

Рецензенты:

зав. кафедрой фармакологии Воронежской государственной

медицинской академии имени Н.Н. Бурденко,

профессор К.М. Резников.

зав. кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии

Курского государственного медицинского университета, академик

РАЕН, профессор Н.Г. Филиппенко.

 

ISBN ББК:

Коллектив авторов, 2014

ГБОУ ВПО КГМУ МЗ РФ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………..5

Занятие 1. Введение. Документы, регламентирующие оборот, правила хранения, отпуска, назначения и выписывания лекарственных средств. Государственная фармакопея. Рецепт, его структура. Мягкие и твердые лекарственные формы, капсулы…………………7

Занятие 2. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Лекарственные аэрозоли………………………………………….….15

Занятие 3. Общая фармакология (пути введения лекарственных средств; всасывание; распределение лекарственных средств в организме, депонирование; биотрансформация и пути выведения лекарственных средств). Основные фармакокинетические параметры…………………………………….………………………..23

Занятие 4. Общая фармакология (мишени и виды действия лекарственных средств; зависимость фармакотерапческого эффекта от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма; побочное действие лекарственных средств; виды лекарственной терапии)……………………………….……….31

Занятие 5. Заключительное занятие по разделу: «Общая фармакология и общая рецептура»……………………………….…………………...36

Занятие 6. Местные анестетики. Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие и раздражающие средства……………………………………………...43

Занятие 7. М-холиномиметики, антихолинэстеразные средства. Н-холиномиметики. М-холиноблокаторы. Н-холиноблокаторы…….50

Занятие 8. Адреномиметики. Антиадренергические средства…………………..59

Занятие 9. Заключительное занятие по разделу: «Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему»…………….....66

Занятие 10. Средства для наркоза…………………………...…………………….70

Занятие 11. Спирт этиловый. Снотворные средства. Противоэпилептические. Противопаркинсонические средства………………………………...76

Занятие 12. Болеутоляющие средства.Средства, вызывающие лекарственную зависимость……………………………………………………………84

Занятие 13. Психотропные средства. Аналептики………………….……………94

Занятие 14. Заключительное занятие по разделу: «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему»……………….102

Занятие 15. Гормональные препараты………………………………………...…107

Занятие 16. Витаминные препараты. Средства, влияющие на обмен в твердых тканях зуба. Соли щелочных и щелочно-земельных металлов. Микроэлементы…………………...…………………………………114

Занятие 17. Противовоспалительные средства. Средства, влияющие на иммунные процессы…………………………………………………126

Занятие 18. Средства, влияющие на функции органов пищеварения…………135

Занятие 19. Антигипертензивные и антигипотензивные средства…………….142

Занятие 20. Кардиотонические средства…………………………………..…….148

Занятие 21. Противоатеросклеротические средства. Антиангинальные средства.

Средства, влияющие на свертывание крови, фибринолиз и

агрегацию тромбоцитов………………………..…………………….153

Занятие 22. Заключительное занятие по разделу: «Лекарственные средства,

влияющие на функции исполнительных органов»…………159

Занятие 23. Антисептические и дезинфицирующие средства. Антибиотики

(бета-лактамы, макролиды и азалиды). Антибиотики (тетрациклины,

аминогликозиды, левомицетин, циклические полипептиды,

линкозамиды, гликопептиды, фузидиевая кислота)……………….164

Занятие 24. Сульфаниламидные препараты. Производные хинолона,

нитрофурана, оксихинолина, нитроимидазола

Противотуберкулезные, противоспирохетозные средства,

противомикозные и противовирусные средства….………………180

Занятие 25. Заключительное занятие по разделу: «Противомикробные,

противомикозные и противовирусные средства»…………..…193

Занятие 26. Средства неотложной помощи в условиях стоматологической

практики. Нежелательные эффекты лекарственных средств,

встречающиеся в практике врача-стоматолога. Фармакотерапия

основных стоматологических заболеваний Взаимодействие

лекарственных средств. Принципы терапии острых отравлений

фармакологическими веществами…………………………………198

Приложение. Экзаменационные вопросы и список обязательных препаратов

для выписывания в виде рецептов на экзамене…………………214

Список рекомендуемой литературы……………………….…………………….224

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью изучения дисциплины является развитие профессиональной компетентности на основе формирования у студентов фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков в области фармакологии с учетом направленности подготовки специалиста на объект, вид и область профессиональной деятельности.

Задачами изучения фармакологии являются:

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для лечения стоматологических заболеваний с использованием терапевтических, ортопедических, ортодонтических и хирургических методов;

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях;

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для медицинской помощи населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для правильного хранения лекарственных средств;

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для создания у населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья;

• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работы.

Данное методическое пособие имеет целью оказать максимальную помощь студенту при самоподготовке к предстоящему практическому занятию и служит руководством для работы непосредственно на самом занятии. Основная задача пособия заключается в формировании у студента представлений об объеме базовых знаний, умений и навыков, которые он должен иметь по фармакологии и без которых невозможно освоение информации по фармакотерапии заболеваний челюстно-лицевой области, изучаемых на клинических кафедрах.

Пособие составлено в соответствии с ФГОС третьего поколения, действующим учебным планом подготовки специалистов (специальность 060201.65 «Стоматология») и сложившимися традициями преподавания дисциплины в Курском государственном медицинском университете.

Задания на самоподготовку составлены для 20 занятий осеннего (пятого) семестра 6 занятий весеннего (шестого). В заданиях на самоподготовку определены цель и задачи самоподготовки, план изучения темы, обязательные для изучения и выписывания в рецептах лекарственные средства, основная литература.

Информация в соответствии с планом изучения темы содержится в материалах лекций и рекомендуемой к занятию литературе. С целью акцентирования внимания на основных теоретических вопросах темы, к каждому занятию составлен перечень вопросов для самоконтроля. Вопросы для самоконтроля применяются на лабораторном занятии для проверки исходного уровня знаний и при обсуждении узловых вопросов темы.

Для достижения цели и задач самоподготовки студенты должны:

Знать:

· классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты

· общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств

Уметь:

· анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического и стоматологического лечения больных

· выписывать рецепты лекарственных средств, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики при определенных заболеваниях и патологических процессах у стоматологического больного

Владеть:

· основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов

Работа на практических занятиях представляет собой основную форму за­крепления теоретических знаний, получаемых при самостоятельном изучении материала лекций и учебника по фармакологии. Организация занятий предусматривает максимум самостоятельной работы студента, обеспечивает возможность контроля преподавателем степени усвоения материала темы.

Практические занятия построены по единому плану:

- вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы;

- определение исходного уровня подготовки;

- выполнение теоретических обучающих заданий;

- обсуждение узловых вопросов темы и контроль усвоения материала;

- подведение итогов занятия, задание на самоподготовку к следующему занятию.

Теоретическая и практическая подготовка студентов к лабораторным занятиям оценивается при анализе исходного уровня подготовки, выполнения обучающих заданий, конструктивных ответов по материалу занятия.

Сочетание указанных выше форм самостоятельной работы студента (при систематическом контроле и консультации преподавателя) с анализом и обсуж­дением узловых вопросов темы создает необходимые условия для полно­ценного усвоения учебного материала.

 

 

Раздел 1. Введение в фармакологию. Общая рецептура. Общая фармакология.

 

Занятие 1.

Введение. Документы, регламентирующие оборот, правила хранения, отпуска, назначения и выписывания лекарственных средств. Государственная фармакопея. Рецепт, его структура. твердые и Мягкие

лекарственные формы, капсулы

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Рецепт является важнейшим врачебным документом: от правильного выбора лекарственного средства, его дозы, рациональной комбинации лекарственных веществ во многом зависит успех лечения больного. Кроме того, рецепт - это официальный, юридический и финансовый документ. Врач несет полную ответственность за выписанный рецепт.

Твердые лекарственные формы широко используются в стоматологии для получения резорбтивного эффекта при различных заболеваниях челюстно-лицевой области: множественном кариесе, пародонтозе, стоматитах, артритах височно-челюстного сустава и др. Присыпки применяются для обезболивания и подсушивания изъязвленных участков кожи и слизистой оболочки полости рта. Зубные порошки используются для очистки зубов и полости рта от остатков пищи и мягкого налета. Изучение материала темы будет содействовать формированию навыков по выписыванию в рецептах твердых лекарственных форм, капсул.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Развитие профессиональной компетентности на основе формирования у студентов фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков в области законодательной базы, регламентирующей оборот, правила хранения, отпуска, использования, выписывания лекарственных средств.



2016-09-17 1003 Обсуждений (0)
Раздел 1. Введение в фармакологию. Общая рецептура. Общая фармакология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Введение в фармакологию. Общая рецептура. Общая фармакология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1003)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)