Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы рефератов и докладов



2016-09-17 1179 Обсуждений (0)
Темы рефератов и докладов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Психологическая характеристика малой группы.

2. Интеграция группы.

3. Сплоченность группы.

4. Референтная группа и референтометрия.

5. Теории лидерства в группе.

Практические задания

Задание 1. Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них, на ваш взгляд, правильны, а какие спорны и почему?

1. Непосредственное общение человека с человеком — вот что лежит в основе всей системы социально-экономических отношений в обществе и определяет все его структуры.

2. Группа — это объединение людей, совокупно реагирующих на те или иные раздражения.

3. Тенденция к группированию у людей — врожденная тенденция.

4. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

5. Достижение человеком власти в группе чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.

Задание 2. Объясните, какие из нижеперечисленных групп можно считать формальными (официальными), а какие — неформальными (неофициальными).

Семья; школьный класс; политическая партия; государство; студенческая группа; пассажиры одного вагона; пациенты одного врача; больные одной палаты; люди одинакового возраста; группа друзей; спортивная секция; кружок кройки и шитья; лица одной национальности; военнослужащие одного подразделения; группа пляжных преферансистов;

притязаний. Психологическая защита личности. Движущие силы развития личности. Методы изучения личности.

14. Темперамент

Понятие о темпераменте. Историческое содержание терминологии в учении о темпераментах (Гиппократ, И.П. Павлов, М. Теплов). Круг психических свойств, характеризующих темперамент. Типы темпераментов. Современные представления о темпераменте человека. Физиологические основы темперамента. Характеристика темперамента по основным свойствам нервной системы. Проблемы изменчивости темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

15. Характер

Общее представление о характере, его понятие. Структура характера. Природные и социальные предпосылки характера. Классификация черт характера. Акцентуация черт характера. Виды акцентуаций характера. Психопатии. Формирование характера, проблема перевоспитания характера.

16. Мотивы и потребности

Понятие мотива. Структура мотива. Функции мотива, его характеристики: сила, устойчивость. Классификации мотивов по содержанию потребностей, установкам личности, по видам деятельности, по времени проявления, по силе проявления. Понятие потребностей, их функции, виды. Мотивационные образования и мотивационные черты личности.

17. Воля

Понятие о воле. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Структура и признаки волевого акта. Наличие условий в возникновении и осуществлении волевого акта. Волевые свойства личности.

18. Эмоции. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций и чувств. Отличие эмоций от чувств. Историческая обусловленность чувств человека. Теории эмоций. Классификация эмоций и чувств. Виды эмоциональных явлений.

19. Способности

Общее представление о способностях. Роль задатков в развитии способностей. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Значение сензитивных периодов развития в формировании способностей. Сочетание биологического и социального в развитии способностей. Компенсация отсутствия природных задатков. Общие и специальные способности. Творческие способности. Талант, его

происхождение, роль труда в его формировании и реализации. Одаренность и гениальность.

20. Общение

Понятие общения. Значение общения в развитии человека. Классификация видов общения. Структура общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения. Развитие общения в онтогенезе.

21. Группа и коллектив

Понятие малой группы и коллектива. Виды групп: условные и реальные, большие и малые, официальные и неофициальные, др. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Виды ролей. Руководство и лидерство в группе. Интеграция в группах и коллективах. Коллективистическая идентификация. Сплоченность группы как ценностно ориентационное единство. Методы изучения групп и коллективов.

Список литературы

Основной

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 2006.

2. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 1999. Кн.1.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 2004.

Дополнительный

1. Hикандров В.В. Психологическое исследование и его методическое обеспечение. СПб., 2003.

2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. М., 2003.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: (курс лекций): Учебное пособие для вузов. М., 2005.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб., 2004.

5. Никандров В.В. Наблюдениe и эксперимент в психологии. СПб., 2001.

6. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.

7. Практикум по общей и экспериментальной психологии / под ред. А.А. Крылова. Л., 1990.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. / ред. А.А. Крылов, С.А. Маничев. СПб., 2000.

9. Психология для студентов вузов: учебное пособие / под общ. ред. Е.И. Рогова. М.; Ростов н/Д., 2004.

10. Психология: учебник для гуманитарных вызов / под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

 

 

Практические задания

Задание 1.Выберите правильный ответ из предложенных.

1. Социальные роли связаны с... а) социальным положением; б) поведением, которого ждут от человека члены группы; в) статусом в группе; г) фактическим поведением человека; д) их одобряемостью или неодобряемостью в обществе; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

2. Интерес к другому человеку можно невербально выразить...

а) помещенными на бедра руками; б) пронзительным голосом; в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника; г) слегка дотрагиваясь до него руками; д) вторгаясь в его личное расстояние; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Склонность объяснять все поведением человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом... а) первичности; б) новизны; в) плацебо; г) Пигмалиона;

д) стереотипа; е) бумеранга; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

4. Стереотипы... а) представляют собой обобщение нашего личного опыта; б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны; в) всегда являются предубеждением; г) являются результатом родительского внушения; д) с трудом меняются после подросткового возраста; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

Задание 2. Ниже приведен список разнообразных межличностных ролей. Подумайте, какие из них успешнее играются взрослыми, подростками, детьми.

Вундеркинд, Мудрец, Скромник, Шалун, Тупица, Тихоня, Порочный Старикашка, Благородный Рыцарь, Добрый Папа, Красавчик, Невзрачный, Брюзга, Неудачник, Преуспевающий, Остроумец, Всеобщий Любимец, Душа Общества, Сизиф, Ясновидящий, Золушка, Ничтожество, Подхалим, Прилипала, Позер, Ханжа, Кавалер, Обыватель, Калека, Дурачок, Жертва Обстоятельств, Подстрекатель, Придурок, Шут, Агрессор, Придворный, Старый Воин, Поэт, Профессор, Скандалист, Психопат, Правдоискатель.

Задание 3. Согласны ли вы с приведенным мнением? Приведите примеры, иллюстрирующие каждый из факторов.

Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей: а) чувство одиночества, б) чувство «анонимности», в) чувство агрессии, г) раздражительность, д) уход в себя, е) чувство взаимопомощи, ж) понижение работоспособности, з) чувства соматического нездоровья, и) усталость, слабость.

Задание 4. Поясните значение афоризмов применительно к процессу общения.

 

людьми? Почему не все пятьсот? ...Гении падают с неба. И на один раз, когда гений встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо».

Задание 2. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

Образец: личность: направленность.

Способности: ... (характер, задатки, специальные способности, мастерство, одаренность, деятельность).

Задание 3. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что — нельзя и почему.

Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к волевой регуляции поведения; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к игре на органе; способность к быстрому счету в уме; способность к языкам; способность к стихосложению; ораторские способности; педагогические способности; способности к кулинарии; способность к построению абстрактных мысленных конструкций; способность к комбинированию пространственных образов; способность к синтезу образного материала; способность к труду; способность к рефлексии; способность к общению с помощью языка; способность к саморазвитию.

Задание 4. Прокомментируйте данное суждение. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?

Рафаэлем может стать только тот, «в ком сидит Рафаэль», но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.

Общение

Вопросы к семинару

1. Понятие общения.

2. Виды общения.

3. Структура общения.



2016-09-17 1179 Обсуждений (0)
Темы рефератов и докладов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы рефератов и докладов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)