Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии?



2016-09-17 667 Обсуждений (0)
Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии? 0.00 из 5.00 0 оценок




Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, природы, своеобразный «малый космос» - микрокосмос, как аналог и воспроизведение законов макрокосмоса - всей Вселенной. Через столетия пришло к нам крылатое выражение софиста Протагора: «Человек - есть мера всех вещей». В философии Сократа проблема человека переместилась в центр философского интереса. Целью позна­ния, по Сократу, является, прежде всего, самопознание. «Познай самого себя».

В средние века в христианской философии человек провоз­глашался творением Божьим (идея креационизма). Человек, по учению средневековых теологов, был создан Богом по образу и подобию Божьему и сначала был ра­вен своему Создателю. Но это состояние было утрачено чело­веком после грехопадения, когда он вкусил плод с древа позна­ния добра и зла. С этого момента первозданная мощь и чистота человека померкла и вернуться к ней своими силами человек не мажет, для этого нужно откровение, вера. Проблемы соотношениятела, веры и разума, разума и воли - в центре внимания религиозно-философской антропологии Средневековья. В идеях средневековых философов (Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др,) заложено понимание человека как личности(несущей в себе лик Божий), заключающей в своем внутреннем мире напряженную духовную жизнь, переживания души и идеи духа.

В эпоху Возрождения формируется идея о том, что человека можно понять анализируя условия его реальной земной жизни, от которых существен­но зависят его свобода и достоинство. «Человек - мыслящий тростник» (Б. Паскаль).

Для философов эпохи Просвещения главной сферой чело­веческой деятельности становится познание, воспитание и просвещение.

По Канту, человек двойственное по своей природе су­щество, принадлежащее и к миру природной необходимостии к сференравственной свободы. Человек как сознательно-моральное существо должен относиться с уважением не только к себе, но и к другим людям. Антропологический материализм Л. Фейербаха утверждал, что центральной пробле­мой философии должен быть человек как телесное, природное, психофизическое существо, у которого душа и тело не могут быть отделены друг от друга.

Сущность человека понимается Марксом как совокупность его общественных отношений. Сущность человека в постклассической философии осмысливается на фоне трагедий XX века (Первая и Вторая мировые войны)

В центре внимания философии экзистенциализма - проблемы существования, свободы и ответственности человека, а также проблема выбора.

В русской философии XIX-XX вв. акцентируется внимание на духовно-нравственныхаспектах бытия человека.

Т.е. существуют три стратегии осмысления человека:

- одномерная (человек как биологическое или социальное существо);

- двумерная, в которой человек трактуется как биосоциальное единство;

- триалистическая – человек из трех начал – биологического, социального и духовного.

В последней стратегии речь идет не только о биологически-наследственном и социально-приобретенном. В природе человека специально выделяется духовная составляющая, которая позволяет понимать человека как био-социо-культурно-экзистенциальное существо.Духовное начало в человеке, как элемент его природы, является обозначением внутреннего субъективного мира человека, его ценностно-смыслового содержания. «Существование человека предшествует его сущности» (Ж.П. Сартр). Экзистенциалисты убеждены, что изначально человек ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, реализуя свой проект бытия. Человек – это совокупность собственных поступков. Современная философской антропология (М. Шелер, Г. Плесснер) предложила рассматривать сущность человека – в его незавершенности, открытости миру, свободе, способности к трансцендированию – преодолению себя и своей ситуации в мире. Человек, в отличие от других существ, как бы «приговорен» к постоянному самосозиданию, самотворчеству и самореализации, к безостановочному экзистенциальному поиску.

 

2. Проблема антропогенеза и биосоциальной природы человека в философии и науке.

Важное значение для понимания человека имеет и вопрос о его происхождении (проблема антропогенеза). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы – креационистский (религиозный) подход (человек явля­ется продуктом божественного творения, наделяется специфическими, отсутствующими у других живых существ способностями, к числу которых относится, прежде всего, способность к духов­ной жизни, творчеству, а также «божественной» сущностью в силу обладания бессмертной душой). Эволюционная теория Ч. Дарвина (человек, как и другие животные, поя­вился в ходе эволюционного развития. В процессе борьбы за существование выживают, только те представи­тели животного мира, которые в наибольшей степени приспо­сабливаются к меняющимся условиям своего существования. Человек в этой концепции связан с высшими млекопитающими и происходит от человекообразной обезьяны в результате эволюционных изменений ее конституций. Психика человека, его способность мыслить, а также способность к труду есть не что иное, как многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых проявляются в поведении низших животных). Трудовая концепция (Ф. Энгельс) - при действии биологических механизмов изменчивости и наследственности, трудовая деятельность преобразовала биологическую природу человека, у людей появилась способность созда­вать и использовать искусственные орудия труда и сотрудни­чать с себе подобными, сплачиваться в общности и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не просто адап­тироваться к ней. Естественный отбор постепенно терял свое значение и в эволюции человека начали играть социо­культурные факторы.

В настоящее время, несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы. Среди них можно выделить: психоаналитическую (З. Фрейд), игровую (Й. Хейзинга), семиотическую, уфологическую и др.

Итак, человек как целостное существо, представляет собой единс­твобиологического, социального и духовного.

1) Как представитель биологического вида человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего с приматами. Специфическими особенностями человека, которые выделяют его из мира животных, является: прямохождение, развитие головного мозга, мышление, язык, членораздельная речь.

2) Как социальное существо человек способен сознательно создавать разнообразные формы социальной жизни, социальные системы. Это и простейшие (семья, род, община), и сложные (государство, объединение государств, цивилизации, мировое сообщество), которые в свою очередь состоят из множества высокоорга­низованных подсистем (армия, экономика, политика, обра­зование, наука, идеология и др.).

3) Как духовное существо человек способен создавать мир ценностей и возвышаться над миром повсед­невности.

Человек описывается такими понятиями, как:

• индивид (единичный представитель всего рода челове­ческого);

• индивидуальность (уникальность и непов­торимость индивида). Специфические компоненты индивидуаль­ности: задатки и спо­собности, темперамент и характер, талант и гениальность;

личность ~ социокультурная характеристика человека, совокупность социальных черт:

разумность – способность поступать обдуманно,

ответственность – способность предвидеть результаты своей деятельности, пользу или вред она приносит людям.

достоинство – это поведение человека, связанное с защитой им своих прав и осуществлением своих обязанностей

Индивидуальность – обладание своеобразием, неповоторимостью, особенностями (интеллекта, эмоциями, воли)

Свобода – возможность и способность мыслить и действовать согласно своей воле.

Активность

открытость

Формирование и раз­витие личности происходит в процессе социализации (процес­се освоения и усвоения норм жизни в обществе), воспитания и социальной деятельности.

Таким образом, человек - это субъект об­щественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генети­чески связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обла­дающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами и душой (духовном предназна­чении человека).

К основным социокультурныммодусам человеческого бытияможно отнести:

деятельность;

социализацию;

образование и коммуникацию.

1) Деятельность - специфическая человеческая форма ак­тивного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование внешнего и внутреннего мира. Человек в результате деятель­ности не только приспосабливается, но и преобразует окружающий мир и самого себя, создавая «вторую природу», мир культуры. Существуют такие формы человеческой деятельности: материальная, прежде всего, трудовая, прак­тическая и духовная. По целям выделя­ют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную), управленческую, политическую, научную, инновационную деятельность.

Структура деятельности выглядит следующим образом: потребность - мотив -цель - средство действия - резуль­тат.Амери­канский ученый А. Маслоу выделил пять видов потребностей:

а)физиологи­ческие потребности;

б)потребности в безопасности (физи­ческой и психологической);

в)потребности в привязанностях (любви, дружбе, общении),

г)потребности в уважении (в одоб­рении, благодарности, признании);

д) потребности самоактуа­лизации.

2) Социализация - процесс усвоения человеком опреде­ленной системы знаний, норм и ценностей, статусов и ролей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде, благодаря активному взаимодейс­твию (коммуникации, общение) с другими людьми. В результате несоб­людения социальных норм воз­никают аномия, нигилизм и т.п. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам санкции.

3) Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной социальной де­ятельности.Контракт разобщает людей, т.к. их общение ограничивается заключе­нием договоренности. Устанавливаемый в ходе коммуникации контакт, наоборот, сближает и объединяет людей. Средствами достижения контакта являются дискуссии, диалог, обмен информацией.

 

3. Человеческая субъективность ц экзистенциальные характеристики личности.

Человеческая субъективность представляет собой не что иное, как сложный и противоречивый внутренний мир челове­ка, который наиболее зримо обнаруживает себя в так называ­емых критических ситуациях (ситуациях экзистенциального вакуума). К важнейшим экзистенциальным характеристикам человеческого бытияобычно относятся: сущность и существо­вание, свобода и ответственность, любовь, смысл жизни и др.

Свобода определяется как способность и реальная возмож­ность человека действовать в соответствии с собственными желаниями, волей. Стремясь к свободе, человек в то же время бежит от нее, поскольку свобода предполагает высокий уровень ответствен­ности личности. Американский философ Э.Фромм выделил два вида свободы: негативную (свобода от, т.е. внешних и внутренних форм зависимостей) и позитивную (свобода для, т.е. свобода как творческая реализация).

Крайние трактовки свободы человека в истории философии были связаны с идеями фатализма, согласно которым жизнь человеческая, как и все в мире, предо­пределено судьбой, роком или божественной волей, а свобода человека заключается в умении подчинится высшей предопре­деленности. Также волюнтаризм утверждает, что источ­ник свободы - свободная воля человека.

В неклассической философии, например, К. Маркс и Ф. Энгельс дополняли: свобода человека - это познанная необходимость и возможность человека действовать в соот­ветствии с этим знанием.

В современной философии права проблема свободы обычно соотносится с проблемой развития правовой культуры об­щества. В ее решений обычно используются следующие аргу­менты:

• свобода - естественное право человека;

• мера свободы человека устанавливается существующими в обществе социальными нормами (моралью и, прежде всего, правом);

• степень свободы человека характеризует состояние циви­лизованности, гуманности общества и его культуры.

Любовь - важнейший атрибут человеческого бытия, прояв­ление истинной субъективности и экзистенциальная характе­ристика личности. Бытие человека характеризуют разные проявления любви, как то; половая любовь, братская любовь, лю­бовь к ближнему, любовь к природе, любовь к жизни, любовь к Богу и др. В каких бы формах не обнаруживала себя любовь, сущностными признаками ее являются;

· преодоление эгоизма, духовной изоляции;

· открытость человека миру, другому человеку, возможность растворения, в ином (взаимность);

· форма любви - духовная привязанность к вещам, человеку;

· источник любви - сердце человека, это ду­ховный центр целостности человека, концентрирующим в себе разум, волю, чувства, эмоции.

· любовь есть источник жизни. Она при­дает жизни самоорганизацию, целостность, осмысленность и многообразие ее проявлений.

Механичность, деструктивность, бездушие современного мира - следствия утраты любви, а следовательно, способнос­ти человека творить по духовным законам.

Смысл жизни. Неудовлетворенность существующей жиз­нью и осознание конечности своего существования - основа поиска человеком смысла жизни. Проблема смысла жизни актуализируется в период кризиса, распада общественных структур, потери Пути (даосизм). Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они дру­гие. Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные философские под­ходы.

Гедонизм – связывает высшее благо и смысл жизни с удоволь­ствием, наслаждением.

Эвдемонизм– связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем;

Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

Этика долга – жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

Утилитаризм– жить– значит из всего извлекать пользу

Прагматизм– цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Философские ответы на вопрос смысла жиз­ни таковы:

· смысл жизни должен быть найден (обнаружен), но не мо­жет быть задан изначально;

· смысл жизни - базовая потребность человека в самоакту­ализации; самореализации человека (в профессиональном и человеческом плане),

· проблема смысла жизни актуализируется в критических ситуациях, в которых проясняется подлинное или неподлинное бытие человека:

· смысл жизни как ценность состоит в откры­тии (нахождении) человеком самого себя.

Конечность человеческого бытия – естественный закон при­роды. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смер­ти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью приду­мано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бес­смертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

В современных условиях осуществляется прозападная, либерально-рыночная форма глобализации не в интересах всего человечества, его возвышения и гуманизации, а в локально-корпоративных интересах относительно узкой группы людей. В ходе ее реализации происходит не развитие, а примитивизация человека, формирование массы ориентированных на гедонизм индивидов – потребителей («экономический человек»).

Данный тип человека может быть квалифицирован как современное «экономическое животное», ставшее рабом своих материальных потребностей, смысл личного бытия которого – чувственно-эмоциональные удовольствия, потребление и телесный комфорт. Такой человек в принципе не способен откликаться на сложнейшие вызовы эпохи, осознать всю остроту проблем, стоящих сегодня перед человечеством.

В ряду глобальных вызовов первостепенное значение начинает приобретать антропологическая катастрофа – кризис современного человека. Она трактуется как:

- проблематичность, негарантированность его судьбы;

- угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия;

- расчеловечивание человека, возможность наступления постчеловеческого будущего.

Антропологический катастрофизмпроявляется, прежде всего, в следующем:

1. Подрыве биологических основ человеческого бытия (денатурализация внешней и внутренней среды человека, разрушение его биосферных качеств и глубинных инстинктов, социализация биологических маргиналов и т.д.).

2. Исчерпание психологических ресурсов человека (рост стрессовых состояний, психических сдвигов, психоневротический нигилизм, деградация высших мотивов поведения, рост эмоциональной тупости и ноогенных неврозов, кризис индустриальной идентичности, доминирование клиповой аудиовизуальной культуры и т.д.).

Группой факторов антропологической катастрофы выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (биотехнологий, генной инженерии, робототехники, нанотехнологий и т.д.), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона и пр.). Искусственный человек уже получил даже название – Анантроп, Homo Futuris.

Все эти манипуляции над биологической составляющей человека имеют далеко идущие последствия. Совершенно очевидно, что техногенная цивилизация открывает новую зону риска, связанную со «сделкой с дьяволом». Она может состояться, если человек откажется от своей «человечности», а парк новых технологий станет не частью ресурсов обновления человека, а источником его краха.


Тема 7



2016-09-17 667 Обсуждений (0)
Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)