Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве



2016-09-17 765 Обсуждений (0)
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнегреческой называется философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Философия Древнего Рима либо отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»

У греков сложилась демократия, а она предполага­ет принятие решений на основе свободного и равноправно­го обсуждения общих проблем.

 

Основные этапы древнегреческой (VII – VI вв.до н.э.) философии:

1) Досократический период (VII-V вв. до н.э.), основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).

1) Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (г. Милет, VI в. до н.э.). Ее основатель — Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н.э.) считал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610 — после 547 г. до н.э.) называл словом «апейрон», т.е. «беспредельное». Последний крупный пред­ставитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н.э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгу­щения.

2) Пифагорейцы (VI—IV вв до н.э.) полагали, что «все есть чис­ло» и «самое мудрое есть число», числа рассматривались ими как принципы, причины и структуры вещей, как упорядочен­ные множества, как образы, по которым бог творил мир.

3) Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI - начало V в. до н.э.), основатель диалектики как учения о постоянной изменчивости и подвижности мира. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположнос­тей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борь­бой определяется сущность любой вещи и процесса.

4) Элейская школа существовала в XI—X вв. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид впервые в истории философии четко сформулировал проблему бытия и стал основоположником ключевого раздела философии – онтологии.

5) Основатели античного атомизма — Левкипп и Демокрит (ок. 460—370 гг. до н.э.). Для них «атом» (греч. atomos — не­делимый) есть «подлинное» бытие, а атомы существуют вечно и неизменно. Существует также и «небытие» — пусто­та, в которой движутся атомы. Атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной.

Т.О. Характерные черты досократической философии:

- Ярко выраженный космоцентризм

- Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы

- Поиск субстанции – первоначала, породившего все сущее

- недискуссионый характер философских учений

2) Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.

Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); поло­жено начало спору между материализмом и идеализмом; интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветитель­ская деятельность (софисты и Сократ).

Софисты (450—350 гг. до н.э.) (от греч. sophistes — искус­ник, мудрец) философская школа в Др. Гр, в 5-п.пол.4 в. до н.э. , представители которой являлись философами-педагогами, обучавшими граждан философии, ораторскоому мастерству и другим видам знаний. Софисты утверждали, что можно доказать или опровергнуть все что угодно, т. е. для них нет незыблемых истин, все знания не абсолютны, а от­носительны (релятивны). «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков», «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей». Правоту доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, которые были правильны с первого взгляда, но в итоге оказывалось ложным и запутывало собеседника: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Следовательно, ты рогат»

Протагор (ок. 481—411 гг. до н.э.) как один из самых известных софистов считал допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Самый знаменитый его тезис гласит: «Чело­век есть мера всех вещей, существующих, что они сущест­вуют, несуществующих же, что они не существуют». Другой видный софист Горгий (ок. 483—375 гг. до н.э.), Продик.

Заслугой софистов является то, что они критически взглянули на окружающую действительность и распространили философские знания среди граждан. Но считали, что мир относителен и у каждого свое мнение. А Сократ считал, что мнений может быть много, но истина одна. Софисты выступают предшественниками поворота гре­ческой философии от исследования природы к изучению че­ловека.

Классический период развития греческой философии определяется влиянием афинских философов — Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ (ок. 470—399 гг. до н.э.) считал, что степень обос­нованности мнений и суждений выяв­ляется в процессе обсуждения, диалога. Важнейший девиз для него - «Познай себя». Сократ стал первым утверждать, что основная задача философии состоит не в познании природы, а в изучении человека. «Я знаю только то, что ничего не знаю. Другие не знают даже этого». Считал, что есть только одно благо – знание, и одно только зло – невежество.

Наиболее известным учеником Сократа является Пла­тон. Учение об идеях является концептуальным ядром пла­тоновской философии.

Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стре­мятся в своем становлении.

Сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств.

Идеи соотно­сятся между собой иерархически, т. е. одни идеи логически подчинены другим, а высшая среди них — идея блага. Чело­век способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике.

Диалектика по Платону - умение ста­вить вопросы и давать ответы, различать и обобщать.Платон является основателем античного объективного идеализма согласно ему субстанцией мира является некое вечное нематериальное (духовное) начало. Платон полагал, что существуют два различных мира: мир чувственно воспринимаемых вещей и мир идей. Вещи изменчивы. Мир идей является первичным, он определяет все формы и способы существования мира вещей, который без мира идей существовать не может, являясь лишь его несовершенной копией. Идея – идея вечна, неизменна, самодостаточна, существует вне времени и пространства, постигаема только разумом. Мир идей иерахически организован, высшей идеей является идея Блага. Идеи существуют в особом, чувственно не воспринимаемом мире, проникнуть в который человек может лишь силой мысли. Связь мира идей и мира вещей определяется Платоном как «припоминание».

Значимость учения Платона об идеях в том, что он первым в античной философии сформулировал проблему определяющей роли сознания (идеи). Философский идеализм Платона сыграл значительную роль для становления христианства.

Важное значение для обоснования социально-политических идей имело учение Платона об идеальном, совершенном государстве. Целью такого государства является полное подчинение индивида социальному целому: человек должен жить для государства, а не государство – для человека. В этом – причина того, почему Платона считают одним из первых создателей теории тоталитарного государства.

Платон подразделяет всех людей на три касты в зависимости от того, какой тип души (разумная, эмоциональная или чувственная) у них преобладает. Люди с разумной душой – правители или мудрецы, люди с эмоциональной душой – стражники, а люди с чувственной душой обладают способностью лишь к физическому труду. В работе «Государство» он предлагает свою классификацию возможных типов социального устройства. При этом монархию и аристократию он считает правильными типами государственного устройства, а тимократию, демократию, олигархию и тиранию – неправильными. й ио воспиримаемых идей ипринициально различных мира: и зарождение дуализма у Аристотеля;

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) признавал, что сущность вещи - это то, что сохраняется, несмотря на видимые вариации, возникновение и уничтожение вещей. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой мате­рией. Под материей Аристотель понимает не какое-то оп­ределенное вещество, а нечто могущее стать чем-то. Т.е. материя есть потенция, возможность для осущест­вления некоторой формы. Аристотель создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях.

3) Эллинистический период (конец IV -II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью гре­ков.

Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Пла­тона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура. Они стали исповедовать дух индивидуальной свободы, отрицали «условности» обще­ственной жизни.

Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного чело­века (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).



2016-09-17 765 Обсуждений (0)
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)