Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, др.)



2016-09-17 592 Обсуждений (0)
Г) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, др.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Классический позитивизм(О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).Философия позитивизма, или философия позитивного, кон­кретно-научного знания, была создана французским мысли­телем О. Контом(1798-1857) в работах «Курс позитивной философии» (1830-1842) и «Система позитивной политики» (т. 1-4,1851-1854).

О. Конт сформулировал основополагающие идеи позити­вистской философии:

а) идею позитивного (положительного) знания.Пози­тивное знание - это, во-первых, знание реальное, во-вторых, полезное. Знание без пользы для человека и общества является «игрой в бисер», коллекциони­рованием ненужных безделушек. Важным свойством знания является достоверность.

б) сформулировал учение о трех стадиях духовной эволю­ции человечества: теологическая, метафизическая, позитивная(научная);

в) разработал классификацию наук(по степени уменьше­ния их абстрактности): математика, астрономия, физика, хи­мия, биология, социология. Позитивные знания об обществе призвана разрабатывать социология, важнейшими понятиями которой являются понятия «социальная статика» и «социаль­ная динамика».

Эмпириокритицизм, или махизм- вторая историческая форма философии позитивизма, предста­вителями корой были австрийский ученый Э. Мах(1838-1916) и швейцарский теоретик Р. Авенариус (1843-1896). По имени первого эта форма позитивизма иногда называется махизмом. С именем Авенариуса связано другое обозначение второго по­зитивизма - эмпириокритицизм. Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта» (1888-1890), а слово «эмпириокри­тицизм»как раз и означает «критика опыта» (от греч. «эмпирио» - опыт и «критика» - судить, разбирать).

Представители настаивают на необходимости борьбы в науке с за­сильем и на изъятии из науки таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и др. Таким образом, на второй стадии позитивизма решалась задача демаркации науки и классического философского мировоззрения и ьыл предложен принцип экономии мышления. Необходимо определять понятия через наблюденияданных и их описание - вот задача науки.

Неопозитивизм(М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Главная задача неопозитивизма - разработка язы­ка - научного, философского, обыденного. Идеи неопозити­визма получили выражение в деятельности Венского кружка. Неопо­зитивизм сыграл значительную роль в развитии современной логики, семиотики и философии науки.

Основная цель неопозитивизма - анализ языка науки. Представители неопозитивизма считают, что язык – это явление, которое активно влияет на строй наших мыслей и их содержание. Язык допускает грамматически правильные, но лишённые какого-либо смысла высказывания. Например, «Владимир Мономах – это первое нечётное число»; «Синий запах меланхолии вызывает пятизначно». Cогласно логическому позитивизму (неопозитивизму), философия должна осуществлять логический анализ естественных и искусственных языков, отбирая осмысленные и научные суждения. При этом она освобождается от метафизических и абсурдных высказываний. В результате такой селекции остаются только актуальные и аналитические предложения, содержащие какую-то новую информацию. В состав научных положений входят только актуальные (напр., «Волга впадает в Каспийское море») и аналитические высказывания или сделанные на их основе логические выводы. Такие положения имеют смысл и их можно квалифицировать как истинные или ложные. Все повествовательные предложения, которые встречаются в языке, логический позитивизм подразделяет на два класса: антинаучные, т.е. обладающие смыслом, но не могут быть проверены фактами («В мире нет ничего, кроме движущейся материи»); научные они поддаются опытной проверке или «верификации» («Вода закипает при температуре 100°С»). Это важнейший принцип неопозитивизма. Согласно принципу верификации, научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается или же оправдывается фактами.

Однако, невозможно верифицировать факты прошлого и будущего, нельзя сразу подтвердить научные гипотезы. Теоретические знания невозможно полностью свести к исследуемым фактам, т.к. теория во многом развивается на собственной базе, независимо от эмпирического материала.

Постпозитивизм(букв. - после позитивизма) в центр своего философского интереса ставит проблемы динами­ки, исторического роста научного знания. Науку рассматривали как важнейшую социальную ценность.

Основными предста­вителями этого течения являются американский философ Т. Кун (1922-1996), английский ученый И. Лакатос (1922-1974), американский исследователь П. Фейерабенд(1924-1994) и др.

Особое значение в учении Куна занимало понятие «пара­дигма». Слово в переводе с греческого языка означает образец, пример. В работах Куна - это признаваемое всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки науч­ных проблем и их решения для сообщества ученых. Парадиг­ма - мировоззренческий и методологический фундамент нор­мальной науки.

Процесс перехода от одной парадигмы к другой Кун назы­вал научной революцией. Научная революция является процес­сом изменения видения мира, т.е. языка описания, стандартов и схем его аргументации. После научной революции и смены в той же астрономии парадигмы все проблемы, стоящие перед сообществом ученых, предстают в новом свете. Формирование новой парадигмы, однако, не приводит автоматически к исчез­новению и отбрасыванию старой. Старые парадигмы живут в сердцах и умах людей столь же долго, сколько ее представите­ли, а развитие науки является процессом сосуществования и соперничества различных парадигм.

 

 



Тема 4



2016-09-17 592 Обсуждений (0)
Г) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, др.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Г) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, др.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)