Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование предпосылок современной науки в эпоху возрождения



2016-09-17 936 Обсуждений (0)
Формирование предпосылок современной науки в эпоху возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Научная революция, которая произошла в эпоху Возрождения в XV–XVI веках и подготовила возникновение классического естествознания, была обусловлена всем ходом социокультурных преобразований Западной Европы. Становление капиталистических отношений и промышленный переворот вели к существенному прогрессу науки и техники, способствовали радикальным изменениям в мировоззрении общества и индивида. Менялся не только социальный статус человека, но и менялось представление о его месте и роли в мире. Человек – это Творец. Если Бог – это Творец Вселенной, то человек – преобразователь природы и жизни, и Богом ему отведено особое место в мире.

Революция в мировоззрении эпохи Возрождения вела к радикальным изменениям в отношении к Природе, к Богу, к самому себе. Теоцентрическая картина мира заменяется и постепенно вытесняется антропоцентрической. Однако, эта – картина, в которой два центра: Бог и Человек, два Творца мира. Такой целостный образ мира опирался на пантеизм – учение о тождестве Бога и Природы («Бог во всем»), и на гуманизм – признание человека, его свободы и достоинства высшей ценностью.

Польский астроном Николай Коперник (1473 – 1543 г. г.) на основе большого количества астрономических наблюдений и расчетов создал новую гелиоцентрическую систему мира. В этой системе Коперник низвел Землю до роли рядовой планеты, которая одновременно вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси. В своем труде «Об обращении небесных сфер» Коперник утверждал, что движение – это естественное свойство небесных и земных механизмов, выражаемое некоторыми общими закономерностями механики. Это учение опровергало догматизированное представление Аристотеля о «неподвижном перводвигателе», приводящем в движение Вселенную, и разрушало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Вместе с тем польский астроном считал, что Вселенная конечна, она где-то заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Вселенная похожа на мир в скорлупе.

Философское обоснование идеям Коперника дал знаменитый итальянский философ Джордано Бруно (1548 – 1600). Он настаивал на том, что Вселенная бесконечна, что существует множество миров, подобных нашему миру, многие из них обитаемы. Инквизиция в 1592 году арестовала Джордано Бруно. 8 лет он находился в тюрьме, где подвергался страшным пыткам . 17 февраля 1600 года он был сожжен на костре, на Площади Цветов в Риме. Это произошло на рубеже двух веков, ознаменовавшемся рождением классического естествознания.

Большую роль в формировании предпосылок классического естествознания сыграл Г. Галилей.

Основные идеи, сформировавшиеся в культуре Ренессанса, были восприняты в XVII веке Ф. Бэконом и Р. Декартом. Они во многом подготовили переворот в естествознании, осуществленный Г. Галилеем и И. Ньютоном, кото­рые и завершили строительство здания классической науки, основой которой стала теоретическая меха­ника.

Френсис Бэкон(1561-1626) дал философское обос­нование нового взгляда на цель и предназначение науки и разработал основные принципы индукции как единственно научного ме­тода исследования. Его афоризм «Знание – сила» в течение почти четырех веков является символом науки.

Конечная цель науки – изобретения и открытия, цель же изобретений и открытий – человеческая польза, т.е. удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти человека над природой. Но нау­ка в том виде, какой она была в то время, не способна, по Бэкону, решать эти задачи, поэтому необходимо перестро­ить все ее здание. Для этого следует проделать два рода работ: критическую, направленную на выявление причин человеческих заблуждений и рекомендаций по их преодолению, и позитивную, состоящую в выра­ботке подлинно научного метода.

Главным препятствием на пути познания Бэкон считал засоренность сознания людей так назы­ваемыми идолами (или призраками), различая четыре их вида: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра. Важное место в системе Бэкона занимает также критика схоластического способа мышления, коренной порок которого он усматривал в его умозри­тельно­сти и на выведении частных следствий из не имеющих опытного подтверждения общих положе­ний. Научное же исследование, считал он, должно начинаться с опытного познания, построенного и проверенного на основе эксперимента: «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте». Однако он не был сторонником крайнего эмпиризма, о чем свидетельствует его образное выделений трех путей в науке («путь муравья», «путь паука» и, наконец, наилучший – «путь пчелы»). Бэкон также проводил разграничение опытов на два вида (плодоносные и светоносные). Признавая важность первых, направленным на получение от науки практической пользы, он подчеркивает исключительную значимость вторых: «Раз­ви­тию науки способствуют только те опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют от­крытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов».

Бэкон, конечно, сознает, что у индукции, как научного метода, есть свои слабости и границы применения: во-пер­вых, человек может иметь контакт лишь с какой-либо частью окружаю­щего его мира, что делает индукцию неполной, во-вторых, ощущения могут давать и ошибочные сведе­ния, в-третьих, даже из-за одного отрицательного результата приходится отказываться от выведенного ранее общего положения. Поэтому он предусматривает для индуктивного ис­следования последовательное прохождение пяти этапов, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице: 1) таблица присутствия – пере­числе­ние всех случаев встречающегося явления; 2) таблица отклонения или отсутствия, куда заносятся все случаи от­сутствия того и иного признака в представленных явлениях; 3) таблица сравнения или степеней – со­поставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете; 4) таблица отбрасы­вания – исключе­ние отдельных случаев, которые не типичны для данного явления; 5) таблица «сбора плодов» – формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах.

Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа теплоты, когда, сравнивая многочисленные ситуации, он приходит к выводу, что она всегда связана с движением частиц. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор науки, прежде всего те, которые опираются на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный ме­тод, раз­работанный Ф. Бэконом.

Выдающийся вклад в разработку методологии новой науки внес Рене Декарт(1596-1650). При этом путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Если бэконовская методология была эмпирической, то метод Декарта можно назвать рационалистическим. Отдавая долж­ное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, Декарт подчеркивал, что науч­ные от­крытия совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельно­сти ума, который направляет и сами опыты.


Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности ма­тематического познания, в котором он более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к ясным и точным, т.е. досто­вер­ным выводам, к каковым не может привести опыт.

Суть рационализма Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания долж­ны лежать «врожденные идеи» (интеллектуальная интуиция), во-вторых, разум должен вывести из них на основе дедукции все необходимые следствия. К этому можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

Декарт требует начинать исследование с сомнения в истинности всех знаний, которыми рас­по­лагало человечество, кроме тех, которые в силу своей простоты и самоочевидности не могут быть такое сомнение вызывать («Картезианское сомнение»). Этим он ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, фантастических и лож­ных представлений, принятых на веру и тем самым расчистить путь для подлинного научного знания.

Интеллектуальная интуиция выступает у Декарта и опреде­ляющим критерием истинности знания. Причем вера его в безошибочность такого критерия была безгранична. Ошибки произрастают никак не от интуиции, а лишь от свободной воли человека.

Рационалистический постулат «Я мыслю, следовательно, существую» является, по мнению Декарта, основой единого науч­ного метода, который должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, уда­ча и счастливое стечение обстоятельств – с другой. С этой целью он вырабатывает, наряду с от­меченными выше исходными принципами, ряд правил применения своего метода:

1) «делить каждое из исследуемых мной затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления»;

2) «придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых, восходя постепенного к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в естественной связи»;

3) «составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутст­вии упущений».

Весьма важную роль в становлении методологии науки Нового времени внес Готфрид Лейбниц(1646-1716), важнейшей заслугой которого явилась разработка (наряду с Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления, имевшая огромное значение для развития математики и применении ее в естествознании. Еще до него был создан ряд приёмов для решения задач на проведение касательных, отыскание экстре­мумов, вычисление квадратур и пр. Однако не было выработано общего метода, позволяющего распростра­нить исследования, касавшиеся главным образом целых алгебраических функций, на любые дробные, ирра­циональ­ные и трансцендентные функции, не были выделены основные понятия математического анализа и его общая символика. Лейбниц свёл частные приёмы матанализа в целостную систему, дал основные правила дифференцирования и интегрирования, подчеркнул взаимообратный характер этих главных операций анализа, предложил способы решения в квадратурах ряда дифференциальных уравнений, применяя для этой за­дачи бесконечные степенные ряды.

В механике Лейбниц впервые ввёл термин «живая сила», рассматривая ее как причину, которая исчер­пывается по мере того, как переходит в действие. Он указал разницу между трением при скольжении и при каче­нии, выдвинул идею барометра.

 



2016-09-17 936 Обсуждений (0)
Формирование предпосылок современной науки в эпоху возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование предпосылок современной науки в эпоху возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (936)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)