Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия и принципы этики в научной и инженерной деятельности. Свобода и ответственность. Становление техноэтики



2016-09-17 957 Обсуждений (0)
Понятия и принципы этики в научной и инженерной деятельности. Свобода и ответственность. Становление техноэтики 0.00 из 5.00 0 оценок




Этика (греч. ethos - обычай, характер) в обычном упот­реблении означает то же, что и мораль, то есть - нормы, прин­ципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чув­ства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и с обществом в целом.

Кроме того, этика является теорией морали, научным обоснованием той или иной моральной системы

Этика включает в себя моральное сознание и моральные отношения, она выступает как регулятор взаимоотношений людей и поддерживается силой общественного мнения и обыч­но соблюдается в силу убеждения.

Материалистическая этика исходит из того, что человека формируют обстоятельства его жизни и собственная активная деятельность, что законы среды, в которой он живет, состав­ляют условия этой деятельности. Индивидуальная нравственная свобода зависит от степени осознания человеком обществен­ных интересов, умения строить гармоничные отношения с при­родой и всем окружающем миром. В моральных нормах отра­жается целостное понимание смысла жизни, места и роли че­ловека в обществе.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое значение. Этика оценивает соответствие дейст­вий отдельного человека с точки зрения последствий этих дей­ствий для "этического партнерства". Раньше в роли "этических партнеров" выступали только другие люди. Сейчас круг таких партнеров заметно расширился Характерная для технологической культуры способность человека оказывать да­леко идущее воздействие изменила также и характер отноше­ний между эстетическими партнерами. От понимания людьми свободы и ответственности все в большей степени зависит и само выживание как природы, так и человечества

Необходимость выработки новых подходов к решению моральных проблем определяется самой структурой новой эти­ческой ситуацией. В прошлом моральная дилемма возникала исключительно в непосредственном столкновении с окружаю­щими, как находящихся рядом (воровство, обман, дуэль и т.п.), так и находящихся на расстоянии (артиллерист, поражающий невидимого и лично ему не знакомого противника). В новых условиях аналогичная ситуация приобретает совсем иное изме­рение: пилот, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, мог предвидеть только смерть и разрушение, немедленно следо­вавшие за бомбардировкой, но не рождение после несколько десятков лет больных детей. Не менее показательный пример - авария на Чернобыльской АЭС.

В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создате­лей и потребителей технических систем за результат их дея­тельности, что требует формирования технологической этики.

В прошлом на возможные неприятные последствия дур­ных поступков людям обычно указывали пророки, от осталь­ных же людей подобной проницательности не требовалось. Се­годня, когда почти каждый располагает техническими средст­вами, способными влиять на жизнь будущих поколений, мас­штабы моральной ответственности значительно возрастают.

Прежде этика ограничивала свободу одного индивида лишь свободой других людей. Теперь, когда возможный вред, причиняемый ближнему, неочевиден, мы сталкиваемся с этиче­ской ситуацией нового типа, субъект деятельности не может нести непосредственную ответственность за все последствия своей деятельности, так как многие из этих последствий могут проявить себя только после его смерти, и человек часто не спо­собен противодействовать им. Современный человек, оказыва­ясь в ситуации морального выбора, стремится переложить от­ветственность с себя на современное и будущее общество.

В наше время в гораздо большей степени этику следует рассматривать как область унифицированной практической фи­лософии, поскольку актуализация новой, расширенной ответ­ственности находится за пределами человеческих возможно­стей, этические проблемы приобретают новые измерения: счи­тается действие ли или решение морально оправданным только в том случае, если оно совершено им, принято в результате свободного выбора или его нужно признать таковым и в том случае, когда оно было предопределено или ограничено дейст­вием законов, применением социальных или политических мер? В условиях, когда человек не располагает всей необходи­мой информацией обо всех возможных последствиях прини­маемого решения, возникает необходимость его социально- политической и правовой защиты.

Этические представления современного человека уходят корнями в предыдущую антропологическую культуру. Но они уже не удовлетворяют требованиям современности. Представ­ления о свободе, ответственности, независимости личности и другие понятия должны быть пересмотрены.

Пока природа, живая и неживая считалась только источ­ником продуктов, сырья, предназначенных для непосредствен­ного потребления или переработки человеком, ее отдельные компоненты не могли рассматриваться в качестве этических партнеров. Даже если и были ограничения или защиты на убийство животных, например, в некоторых восточных культу­рах, то они носили скорее религиозный, а не этический харак­тер. То же относится и к запрету вырубать определенные виды деревьев. В Библии содержится запрещение вести себя опреде­ленным образом с животными. Многие эти запреты понимают в качестве средства сдерживания человеческой жестокости. Но ведь милосердие не является собственно моральной характери­стикой.

Возросшая техническая мощь ставит перед нами и такой вопрос: а следует ли рассматривать природу в целом и отдель­ных ее представителей с их индивидуальными особенностями в качестве наших этических партнеров?

Так как этическая ситуация, порожденная технологиче­ской культурой, радикально отличается от всех предыдущих, имеет смысл вести речь не просто об этике, а о технологиче­ской этике.

Технологическая этика (техноэтика) - это система норм и принципов этического партнерства, которым должны соот­ветствовать создаваемые техносистемы.

Техноэтику можно условно подразделить на следующие области:

Рассмотрим эти области техноэтики

Биоэтика разрабатывает нравственные проблемы воз­можных негативных последствий применения методов биотех­нологии и генной инженерии. В частности, в ее рамках могут рассматриваться возможности ограничения свободы вмеша­тельства в ход жизненных процессов или изменение условий их протекания с точки зрения конкретной ситуации и всего науч­ного сообщества. Основной вопрос здесь имеем ли мы право исследовать и применять на практике абсолютно все из того, что мы можем исследовать и применять и можно ли идентифи­цировать право науки на поиск истины и свободы промышлен­ности использовать результаты научного поиска? Например, сейчас дискутируется вопрос о нравственности (или безнравст­венности) клонирования (искусственного создания) человека.

Информационная и коммуникативная этика вызвана к жизни появлением новых технологических возможностей про­никновения в личную жизнь любого члена общества, манипу­лирования поведением людей. Неконтролируемое применение средств массового воздействия подрывает сами основы демо­кратического общества, поскольку "воля народа" и "воля боль­шинства" в новых условиях становятся волей, навязанной на­роду, и волей, внушенной большинству влиятельной частью общества.

Образ мыслей, идеи, распространяемые с помощью средств массовой информации, воздействуют на людей совсем в других масштабах, что позволяет манипулировать их созна­нием и поведением. Поэтому необходима выработка этически дозволенных норм информационно-коммуникативного вмеша­тельства в личную жизнь человека.

Экономическая этика технологической культуры далеко выходит за рамки известных прошлым культурам проблем эко­номической справедливости, равенства, эксплуатации и т.п. На первый план здесь выходит тревожная проблема глобальной поляризации, концентрации богатства в одной части мира и роста нищеты и отчаяния в другой. Очевидно, что политиче­ская экономия сегодня - наука, в первую очередь, этическая. Она должна разрабатывать проблемы этического партнерства людей с различным экономическим благосостоянием.

Инженерная этика занимается моральным качеством производимой продукции, начиная с научных разработок, ди­зайна и кончая маркетингом. Когда-то непосредственный кон­такт ремесленника-производителя и покупателя ограничивал моральную ситуацию рамками "человек-человек". Анонимный характер современного маркетинга требует совсем иных подхо­дов. Рыночная экономика с ее ориентацией на скорейшее полу­чение прибыли и конкуренцией требует быстрого выполнения всех операций, что, в свою очередь, сокращает время на раз­мышление о возможных последствиях принимаемого решения. Сейчас инженер прежде всего вынужден думать об эффектив­ности и конкурентоспособности, даже если результат, возмож­но, будет сопровождаться вредными последствиями для приро­ды и человека (выбросами в атмосферу, неконтролируемыми генетическими изменениями и т.п.). Социальные последствия принимаемого решения также во многих случаях игнорируются.

Демологическая этика становится ведущей областью ис­следования проблем морали. Рост численности населения мира, увеличение продолжительности жизни требуют новой социаль­ной ответственности как в отношении планирования и защиты семьи, объединяющей теперь представителей трех - четырех поколений, так и в связи с возрастанием числа умственно и со­циально неполноценных. Требуется коренной пересмотр преж­них подходов, нового законодательства и мер социальной за­щиты.

Профессиональный этикет представляет собой специфи­ческие нормы поведения, характерные для данного рода про­фессиональной деятельности людей.

Есть общие нормы профессиональной этики (трудолюбие, профессиональная честь, гордость, совесть и др.) Кроме того, существует этика представителей конкретных профессий: ад- минисгративно-управленческая, медицинская, педагогическая, правовая, научная, предпринимательская, художественная, спортивная и др. Основные положения этой этики приведены в нижеследующей таблице:

Виды профессиональ­ной этики Основные нормы
Административно- управленческая Деловитость, компетентность, чест­ность, порядочность
Медицинская Гуманизм, ответственность, сохране­ние врачебной тайны в целях успеш­ности лечения
Педагогическая Уважение к личности, вера в ее творческие возможности, бескоры­стие, доброта
Правовая Верность закону, неподкупность, принципиальность
Научная Объективность, служение истине и добру, самокритичность
Предпринимательская Уважение прав потребителя, культу­ра, соблюдение договорных начал
Художественная Правдивость, художественность, эстетический вкус, талантливость
Спортивная Честность, упорство, уважение к соперникам

 

   
   

 

 
 

В условиях конкурентности, создания рынка труда, безра­ботицы резко повышаются требования к кадрам. Кроме того, рыночная экономика зачастую способствует появлению таких уродливых явлений, как замены профессионального идеала на вульгарный образ жизни, стремления "делать деньги" вместо добросовестной работы, стяжательства, нигилизма и др. Все это требует уточнения норм профессиональной этики.

Техноэтика указывает на необходимость поиска новой основы для моральных представлений; мораль не может более опираться на интересы отдельно взятой, независимой лично­сти. На первый план выходит всеобъемлющая взаимная ответ­ственность. Говоря о свободе, следует более, чем когда-либо раньше, понимать ее относительность. Понятия, выработанные прежними универсальными культурами и направленные в сто­рону эготизации, следует пересмотреть и по возможности из­менить с тем, чтобы направить их в сторону так необходимой нам сейчас "общинности".

Нужно разработать принципы новой техноэтики и создать на их основе новое общество, соответствующее природе уни­версальной технологической культуры.



2016-09-17 957 Обсуждений (0)
Понятия и принципы этики в научной и инженерной деятельности. Свобода и ответственность. Становление техноэтики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия и принципы этики в научной и инженерной деятельности. Свобода и ответственность. Становление техноэтики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)