Понятия и принципы этики в научной и инженерной деятельности. Свобода и ответственность. Становление техноэтики
Этика (греч. ethos - обычай, характер) в обычном употреблении означает то же, что и мораль, то есть - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и с обществом в целом. Кроме того, этика является теорией морали, научным обоснованием той или иной моральной системы Этика включает в себя моральное сознание и моральные отношения, она выступает как регулятор взаимоотношений людей и поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. Материалистическая этика исходит из того, что человека формируют обстоятельства его жизни и собственная активная деятельность, что законы среды, в которой он живет, составляют условия этой деятельности. Индивидуальная нравственная свобода зависит от степени осознания человеком общественных интересов, умения строить гармоничные отношения с природой и всем окружающем миром. В моральных нормах отражается целостное понимание смысла жизни, места и роли человека в обществе. В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое значение. Этика оценивает соответствие действий отдельного человека с точки зрения последствий этих действий для "этического партнерства". Раньше в роли "этических партнеров" выступали только другие люди. Сейчас круг таких партнеров заметно расширился Характерная для технологической культуры способность человека оказывать далеко идущее воздействие изменила также и характер отношений между эстетическими партнерами. От понимания людьми свободы и ответственности все в большей степени зависит и само выживание как природы, так и человечества Необходимость выработки новых подходов к решению моральных проблем определяется самой структурой новой этической ситуацией. В прошлом моральная дилемма возникала исключительно в непосредственном столкновении с окружающими, как находящихся рядом (воровство, обман, дуэль и т.п.), так и находящихся на расстоянии (артиллерист, поражающий невидимого и лично ему не знакомого противника). В новых условиях аналогичная ситуация приобретает совсем иное измерение: пилот, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, мог предвидеть только смерть и разрушение, немедленно следовавшие за бомбардировкой, но не рождение после несколько десятков лет больных детей. Не менее показательный пример - авария на Чернобыльской АЭС. В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создателей и потребителей технических систем за результат их деятельности, что требует формирования технологической этики. В прошлом на возможные неприятные последствия дурных поступков людям обычно указывали пророки, от остальных же людей подобной проницательности не требовалось. Сегодня, когда почти каждый располагает техническими средствами, способными влиять на жизнь будущих поколений, масштабы моральной ответственности значительно возрастают. Прежде этика ограничивала свободу одного индивида лишь свободой других людей. Теперь, когда возможный вред, причиняемый ближнему, неочевиден, мы сталкиваемся с этической ситуацией нового типа, субъект деятельности не может нести непосредственную ответственность за все последствия своей деятельности, так как многие из этих последствий могут проявить себя только после его смерти, и человек часто не способен противодействовать им. Современный человек, оказываясь в ситуации морального выбора, стремится переложить ответственность с себя на современное и будущее общество. В наше время в гораздо большей степени этику следует рассматривать как область унифицированной практической философии, поскольку актуализация новой, расширенной ответственности находится за пределами человеческих возможностей, этические проблемы приобретают новые измерения: считается действие ли или решение морально оправданным только в том случае, если оно совершено им, принято в результате свободного выбора или его нужно признать таковым и в том случае, когда оно было предопределено или ограничено действием законов, применением социальных или политических мер? В условиях, когда человек не располагает всей необходимой информацией обо всех возможных последствиях принимаемого решения, возникает необходимость его социально- политической и правовой защиты. Этические представления современного человека уходят корнями в предыдущую антропологическую культуру. Но они уже не удовлетворяют требованиям современности. Представления о свободе, ответственности, независимости личности и другие понятия должны быть пересмотрены. Пока природа, живая и неживая считалась только источником продуктов, сырья, предназначенных для непосредственного потребления или переработки человеком, ее отдельные компоненты не могли рассматриваться в качестве этических партнеров. Даже если и были ограничения или защиты на убийство животных, например, в некоторых восточных культурах, то они носили скорее религиозный, а не этический характер. То же относится и к запрету вырубать определенные виды деревьев. В Библии содержится запрещение вести себя определенным образом с животными. Многие эти запреты понимают в качестве средства сдерживания человеческой жестокости. Но ведь милосердие не является собственно моральной характеристикой. Возросшая техническая мощь ставит перед нами и такой вопрос: а следует ли рассматривать природу в целом и отдельных ее представителей с их индивидуальными особенностями в качестве наших этических партнеров? Так как этическая ситуация, порожденная технологической культурой, радикально отличается от всех предыдущих, имеет смысл вести речь не просто об этике, а о технологической этике. Технологическая этика (техноэтика) - это система норм и принципов этического партнерства, которым должны соответствовать создаваемые техносистемы. Техноэтику можно условно подразделить на следующие области:
Рассмотрим эти области техноэтики Биоэтика разрабатывает нравственные проблемы возможных негативных последствий применения методов биотехнологии и генной инженерии. В частности, в ее рамках могут рассматриваться возможности ограничения свободы вмешательства в ход жизненных процессов или изменение условий их протекания с точки зрения конкретной ситуации и всего научного сообщества. Основной вопрос здесь имеем ли мы право исследовать и применять на практике абсолютно все из того, что мы можем исследовать и применять и можно ли идентифицировать право науки на поиск истины и свободы промышленности использовать результаты научного поиска? Например, сейчас дискутируется вопрос о нравственности (или безнравственности) клонирования (искусственного создания) человека. Информационная и коммуникативная этика вызвана к жизни появлением новых технологических возможностей проникновения в личную жизнь любого члена общества, манипулирования поведением людей. Неконтролируемое применение средств массового воздействия подрывает сами основы демократического общества, поскольку "воля народа" и "воля большинства" в новых условиях становятся волей, навязанной народу, и волей, внушенной большинству влиятельной частью общества. Образ мыслей, идеи, распространяемые с помощью средств массовой информации, воздействуют на людей совсем в других масштабах, что позволяет манипулировать их сознанием и поведением. Поэтому необходима выработка этически дозволенных норм информационно-коммуникативного вмешательства в личную жизнь человека. Экономическая этика технологической культуры далеко выходит за рамки известных прошлым культурам проблем экономической справедливости, равенства, эксплуатации и т.п. На первый план здесь выходит тревожная проблема глобальной поляризации, концентрации богатства в одной части мира и роста нищеты и отчаяния в другой. Очевидно, что политическая экономия сегодня - наука, в первую очередь, этическая. Она должна разрабатывать проблемы этического партнерства людей с различным экономическим благосостоянием. Инженерная этика занимается моральным качеством производимой продукции, начиная с научных разработок, дизайна и кончая маркетингом. Когда-то непосредственный контакт ремесленника-производителя и покупателя ограничивал моральную ситуацию рамками "человек-человек". Анонимный характер современного маркетинга требует совсем иных подходов. Рыночная экономика с ее ориентацией на скорейшее получение прибыли и конкуренцией требует быстрого выполнения всех операций, что, в свою очередь, сокращает время на размышление о возможных последствиях принимаемого решения. Сейчас инженер прежде всего вынужден думать об эффективности и конкурентоспособности, даже если результат, возможно, будет сопровождаться вредными последствиями для природы и человека (выбросами в атмосферу, неконтролируемыми генетическими изменениями и т.п.). Социальные последствия принимаемого решения также во многих случаях игнорируются. Демологическая этика становится ведущей областью исследования проблем морали. Рост численности населения мира, увеличение продолжительности жизни требуют новой социальной ответственности как в отношении планирования и защиты семьи, объединяющей теперь представителей трех - четырех поколений, так и в связи с возрастанием числа умственно и социально неполноценных. Требуется коренной пересмотр прежних подходов, нового законодательства и мер социальной защиты. Профессиональный этикет представляет собой специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей. Есть общие нормы профессиональной этики (трудолюбие, профессиональная честь, гордость, совесть и др.) Кроме того, существует этика представителей конкретных профессий: ад- минисгративно-управленческая, медицинская, педагогическая, правовая, научная, предпринимательская, художественная, спортивная и др. Основные положения этой этики приведены в нижеследующей таблице:
В условиях конкурентности, создания рынка труда, безработицы резко повышаются требования к кадрам. Кроме того, рыночная экономика зачастую способствует появлению таких уродливых явлений, как замены профессионального идеала на вульгарный образ жизни, стремления "делать деньги" вместо добросовестной работы, стяжательства, нигилизма и др. Все это требует уточнения норм профессиональной этики. Техноэтика указывает на необходимость поиска новой основы для моральных представлений; мораль не может более опираться на интересы отдельно взятой, независимой личности. На первый план выходит всеобъемлющая взаимная ответственность. Говоря о свободе, следует более, чем когда-либо раньше, понимать ее относительность. Понятия, выработанные прежними универсальными культурами и направленные в сторону эготизации, следует пересмотреть и по возможности изменить с тем, чтобы направить их в сторону так необходимой нам сейчас "общинности". Нужно разработать принципы новой техноэтики и создать на их основе новое общество, соответствующее природе универсальной технологической культуры.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |