Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 2. Беседа с учеником



2016-09-17 2397 Обсуждений (0)
Задание 2. Беседа с учеником 4.50 из 5.00 4 оценки




Цель: установление контакта и доверительных отношений.

1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением того, на что ты имеешь право и что ты обязан делать:

а) к родителям;

б) к учителю;

в) к друзьям;

г) к руководителю кружка, секции;

д) к кому-нибудь ещё;

е) не знаю.

2. К кому ты чаще всего обращаешься за советом в сложной жизненной ситуации:

а) к родителям;

б) к учителю;

в) к друзьям;

г) к руководителю кружка, секции;

д) к кому-нибудь ещё;

е) не знаю.

3. Если тебе будет трудно, к кому ты обратишься за помощью:

а) к родителям;

б) к учителю;

в) к друзьям;

г) к руководителю кружка, секции;

д) к кому-нибудь ещё;

е) не знаю.

4. Кому ты в первую очередь рассказываешь о своих удачах и огорчениях в жизни:

а) к родителям;

б) к учителю;

в) к друзьям;

г) к руководителю кружка, секции;

д) к кому-нибудь ещё;

е) не знаю.

5. С кем ты хочешь проводить своё свободное время:

а) наедине с собой;

б) с родителями;

в) с друзьями по классу;

г) с друзьями по кружку, секции;

д) с кем ещё;

е) не знаю.

6. Кто чаще всего обижает тебя или неправильно оценивает твоё поведение:

а) родители;

б) учителя;

в) сверстники;

г) руководитель кружка, секции;

д) кто ещё;

е) не знаю.

7. Кто лучше всего к тебе относится:

а) дедушка, бабушка;

б) мама, папа;

в) учителя;

г) друзья по классу;

д) друзья по дому, улице;

е) кто ещё;

ж) не знаю.

8. Кто чаще всего хвалит тебя за успехи в учёбе, хорошие дела и поступки в жизни:

а) родители;

б) учителя;

в) друзья по классу;

г) друзья по кружку, секции;

д) руководитель кружка, секции;

е) кто ещё;

ж) не знаю.

Рекомендации к оформлению задания:

Протокол беседы приложите к дневнику наблюдений, проанализируйте ответы и выводы запишите в характеристику.

 

 

Требования к подготовке и проведению метода беседы для изучения личности ученика.

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую учителя информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Цель беседы – выявить особенности характера ученика, мотивы учения и поведения, основные факты его биографии, жизненных событий и отношение к ним.

Виды бесед: непринужденная беседа, вопросники, психологические анкеты, клиническая беседа.

Требования к организации и проведению беседы.

1. Выбор места и времени беседы.

2. Начать общение с тематики приятной ученику, чтобы его разговорить.

3. Беседа должна быть запланированной. Четкая постановка цели, тщательно продумать вопросы и четко их сформулировать, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению.

4. Беседа должна вестись непринужденно, предполагает двухстороннюю связь, наряду с ответами ученика поощряются и его вопросы учителю, это дает больше информации по исследуемой проблеме.

5. Беседа не должна длиться более 30 минут. Во время беседы, если это не нарушает естественность и непринужденность контакта с учеником, делаются записи, нужные пометки или корректнее это сделать после беседы в дневнике наблюдения, полученные данные проанализируйте, сделайте выводы.

Задание 3.

Цель: определить эмоционально-личностные особенности школьника как одно из проявлений индивидуально-типологических особенностей

Графическая методика «Кактус»

При проведении диагностики испытуемому выдаётся лист формата А 4 и простой карандаш.

Инструкция:«На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты себе его представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1) пространственное расположение;

1. размер рисунка;

2. характеристики линий;

3. сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1) характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, женственный, угрожающий и т.п.);

2) характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный, небрежно изображённый и прочее);

3) характеристика иголок (размер, расположение, количество).

После окончания работы ребёнку можно задать вопросы, ответы на которые могут уточнить интерпретацию рисунка.

1. Этот кактус домашний или дикий?

1. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

2. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

3. Кактус растёт один или с каким-нибудь растением по соседству?

4. Когда кактус подрастёт, то как он изменится(иголки, объём, отростки)?

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребёнка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – слишком крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» (цветных) кактусов.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование тёмных цветов (в варианте с цветными карандашами).

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображён только один кактус (непрорисованный, без дополнительных элементов).

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего пустынного кактуса.

Рекомендации к оформлению задания.

Представить выполненный учеником на листе формата А 4 рисунок. Внизу рисунка (с обратной стороны листа) представить анализ, выполненный по предлагаемому варианту интерпретации. Выводы записать в характеристике личности ученика.

Задание 4.

Цель: изучить особенности темперамента школьника методом наблюдения (схема наблюдения за темпераментом).

Темперамент проявляется в любых реакциях, независимо от их содержания. При этом свойства темперамента могут проявляться в движениях, эмоциональных реакциях, речи и умственных действиях, причём с различной силой. Это связано с тем, что разрядка энергии у одних людей происходит в двигательной сфере, у других – в эмоциональной, у третьих – в умственных реакциях. Значит, для правильной оценки особенностей темперамента требуется, во-первых, оценивать их в самых разных видах реакций; во-вторых, знать, в каких именно реакциях особенно ярко проявляется темперамент.

Как правило, темперамент проявляется в способах, а не в эффективности действий. Поэтому надо анализировать путь ученика, приведший его к результату. Свойства темперамента могут быть замаскированы сформировавшимися в процессе индивидуального развития навыками, привычками, чертами личности. Поэтому их оценка может зависеть от условий ситуации выполнения деятельности.

Схема наблюдения свойств темперамента, проявляющихся в поведении ученика

1. В ситуации, когда требуется быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует неуверенно, робко.

2. Как реагирует ученик на замечания учителя:

а) говорит, что больше так делать не будет, но через какое-то время делает тоже самое;

б) возмущается, что ему делают замечание;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. При обсуждении с товарищами вопросов, которые его очень волнуют, говорит:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она ещё не закончена или сделана, как выясняется, с ошибкой:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки;

в) решает спокойно, пока учитель не подойдёт к нему и не возьмёт работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдаёт работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. При решении трудной задачи, если она сразу не получается:

а) бросает, потом опять продолжает решать;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает своё возмущение;

в) спокойно;

г) проявляет растерянность и неуверенность.

6. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагают ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остаётся, не говоря ни слова;

г) проявляет растерянность.

7. В незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Примечание:

Буквы перед вариантами поведения означают:

а) сангвиник;

б) холерик;

в) флегматик;

г) меланхолик.

Пример оформления результатов наблюдения

Ситуация Темперамент А Б в Г
  +      
      +  
    +    
    +    
    +    
        +
    +    
Итого 1 1 1

Ответ: у ребёнка, за которым осуществлялось наблюдение, - холерический тип темперамента.

Рекомендации к оформлению задания:

Заполненную в результате наблюдения таблицу (См. пример оформления результатов наблюдения) приложите к дневнику наблюдений, ответы проанализируйте и выводы запишите в характеристику взаимоотношений школьника с одноклассниками.

Задание 5.

Цель:определить уровень самооценки ученика в учебной деятельности (методика А.И. Липкиной).

Инструкция: Предложить ученику письменно выполнить обычное учебное задание. До того, как он отдаст его на проверку учителю, пусть сам оценит свою работу и выставит себе отметку. Затем эту же самую работу ученика проверяет и оценивает учитель с выставлением своей отметки. Затем попросит ученика сделать устный анализ своей работы по вопросам: 1) как я выполнил задание (аккуратно, правильно или не очень, с интересом или без интереса и т.д.)?; 2) что было трудно при выполнении задания? 3) что ты еще не понял? 4) как ты справился с работой? 5) какая отметка, по твоему мнению, правильная (сравни свою оценку и оценку учителя за твою работу)? Докажи, какая из них правильная.

На основе анализа ответов ученика определить уровень и степень адекватности его самооценки.

Рекомендации к оформлению задания:

Выполненное учеником задание приложить к дневнику наблюдения. В характеристике ученика описать особенности его самооценки в учебной деятельности.

 

Задание 6.

Цель: выявить уровень развития учебно-познавательных интересов ученика.

Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения

Инструкция: «Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит именно тебе больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что…

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) так я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить хорошую профессию;

е) здесь у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке…………..

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться ко взрослой жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы………

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что………

а) я всё хорошо выучил (а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.

Обработка результатов:

Каждый вариант ответа обладает определённым количеством баллов (таблица 1):

Таблица 1

Варианты ответов номер вопроса   Количество баллов по номерам вопросов  
а)
б)
в)
г)
д)
е)

Баллы по четырём вопросам суммируются, по сумме выявляется уровень мотивации:

1 уровень – 17 – 20 баллов;

2 уровень – 13 – 16 баллов;

3 уровень – 9 – 12 баллов;

4 уровень – 5 – 8 баллов;

5 уровень – 0 – 4 балла.

1 уровень – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

2 уровень – высокий уровень учебной мотивации;

3 уровень – нормальный (средний) уровень мотивации;

4 уровень – сниженный уровень учебной мотивации;

5 уровень – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Рекомендации к оформлению задания:

Бланк ответа приложите к дневнику наблюдений. Проанализируйте выборы ученика; в характеристике сделайте вывод о качестве (уровне) межличностных отношений исследуемого ученика (см Интерпретацию результатов методики) по каждому из предложенных факторов (см Обработку результатов).

Задание 7.

Цель: выявить уровень высоты, адекватности, дифференцированности самооценки личности ученика.

Используется экспериментальная методика (Дембо-Рубинштейн).

Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикальную линию и говорит ученику: «Представь, что на этой линии разместились все дети мира: вот тут, сверху, самые добрые, а тут, внизу, самые злые. Отметь карандашом черточку в том месте, где, как тебе кажется, находился бы ты».

Рядом с первой проводят еще вертикальные линии и предлагают аналогичные задания по критериям: умный – глупый; трудолюбивый – ленивый; лучший друг – плохой друг; самый лучший ученик – самый худший ученик.

Далее переходят к беседе. В зависимости от того, где поставил черточку ученик, ему задают определенные вопросы. Так, если ученик отнес себя к самым добрым, его спрашивают, каких людей он считает самыми злыми, а если он отметил себя между добрыми и средними, тогда выясняют, чего ему не хватает, чтобы признать себя совсем добрым.

Аналогичная работа проводится по выяснению других качеств.

Задание 8.

Цель: заполнить психолого-педагогическую карту ученика по графической форме (предлагаемой Д.Б. Кадырбаевой).

Инструкция к проведению задания:

«Вам необходимо оценить в баллах проявление у ученика следующих полярных качеств (по положительному и отрицательному множеству) по таким факторам: учеба, поведение, общественная активность, общение в школе, общение в семье, личностные особенности. Сумму баллов подсчитайте отдельно по каждому фактору по положительному и отрицательному множеству (поставьте звездочку в соответствующей графе оценки по качеству).

Если сумма баллов от 10 до 12- сильная степеньвыраженности положительных качеств; если от -10 до -12- сильная степеньвыраженности отрицательных качеств.

Если сумма баллов от 9 до 7- средняя степеньвыраженности положительных качеств: если от -9до -7- средняя степеньвыраженности отрицательных качеств.

Если сумма баллов от 6до 4- слабая степеньвыраженности положительных качеств; если от -6до -4- слабая степеньвыраженности отрицательных качеств».

 

Положительные качества + + + - - - Отрицательные качества
Учеба
Сильный ученик             Слабый ученик
Учится с интересом             Учебой не интересуется
Много читает             Читает мало
Разносторонние интересы             Отсутствие глубины интересов
Поведение
Дисциплинирован             Недисциплинирован
Не конфликтует с учителями             Конфликтует с учителями
Не конфликтует с учениками             Конфликтует с учениками
Доброжелателен             Агрессивен
Общественная активность
Высоко активен             Пассивен
Хороший организатор, лидер             Не проявляет организаторских способностей, «ведомый»
Пользуется авторитетом             Низкий авторитет
Выполняет общественные поручения             Отлынивает от общественных поручений
Общение в школе
Имеет друзей, популярен             Не популярен
Общителен, открыт             замкнут
Любит быть в центре внимания             Робкий, застенчивый
Отзывчивый, незлопамятный             Черствый, эгоистичный
Общение в семье
Отношения доверительные с близкими людьми             Отношения отчужденные с близкими людьми
Атмосфера дружелюбная в семье             Атмосфера конфликтная в семье
Проявление независимости, самостоятельности             Строгий, жесткий контроль за поведением ребенка
Сотрудничество родителей с ребенком и учителями             Противоречивые отношения родителей с ребенком и учителями
Личностные особенности
Спокойный, уверенный в себе             Тревожный, не уверенный в себе
Адекватная самооценка             Завышенная или низкая самооценка
В меру честолюбив, конструктивен             Излишне самолюбив, заносчив
Располагает к себе             Вызывает недоверие

Рекомендации к оформлению задания:

Заполнить психолого-педагогическую карту ученика по графической форме (Д.Б. Кадырбаева). Подсчитать полученную сумму оценок по каждому фактору по положительному и отрицательному множеству. Затем проанализировать полученные результаты и выявить наиболее ярко выраженные качества ученика, где проявляются позитивные и негативные моменты в поведении, общении и учебе ученика.

Заполненный бланк методики с оценками, анализом и выводами отразить в дневнике практики.

 

Задание 9.

Цель: составить коррекционно-развивающую программу и рекомендации для учителей и родителей по оказанию помощи социально и педагогически запущенному ученику.

Инструкция к выполнению задания:

«Учитывая результаты наблюдения и результаты оценок по
диагностической психолого-педагогической карте ученика (Д.В. Кадырбаева) разработайте программу коррекционно-развивающих занятий по устранению причин и нарушений в поведении, общении и учебе «трудного» ученика, а также разработайте рекомендации для учителей и родителей по оказанию помощи ребенку» (см. приложение 1,6,7,8,9,10).

Задание 10.

На основании собранного фактического материала составить психолого-педагогическую характеристику ученика



2016-09-17 2397 Обсуждений (0)
Задание 2. Беседа с учеником 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Задание 2. Беседа с учеником

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)