Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогических наблюдений за классом



2016-09-17 1417 Обсуждений (0)
Психолого-педагогических наблюдений за классом 0.00 из 5.00 0 оценок




Школы_________Класса__________

Проводил:студент-практикант______курса, группы_____

с_______________________по_________________________

 

Образец ведения записей в дневнике:

Дата, число, месяц, год Ситуация, в которой проводилось наблюдение Описание социально-психологических явлений и ситуаций из жизни школьного класса Анализ проявленных социально-психологических феноменов и ситуаций из жизни школьного класса. Выводы, направленные на решение учебно-воспитательных задач

 

Задание 2.Психолого-педагогический анализ урока и его оценка

Цель: Провести психолого-педагогический анализ студентом одного своего урока по данной схеме.

Инструкция к выполнению задания:

«Используя приведенную схему, сделайте психолого-педагогический анализ одного своего урока».

 

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

Анализ хода урока, его структуры, этапов Предмет и объект анализа (учитель, ученики, особенности педагогического взаимодействия и др.) Позитивные стороны Негативные стороны
1.Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами: А) Тема, цели, задачи урока: дидактическая, воспитательная, развивающая Б) Структура урока и его психологическая целесообразность 2.Психологическая оценка содержания урока: А) Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)? Б)Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать? В) Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний? Г) Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)? Д) Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и др.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспитательные возможности? 3. Проявления познавательной деятельности учащихся и управление ею учителем на уроке: А) Организация внимания - Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к ученикам быть внимательными, постановка конкретной задачи и др.). _ Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую. Б) Организация восприятия и его характер - Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника и др.)? - Каково качество материала восприятия? - Использование наглядных средств, их функции на уроке. - Осмысленность восприятия учебной информации. В) Активизация памяти и ее развитие - Какие мнемические приемы запоминания излагаемых сведений использовал учитель? - Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)? Г) Активизация мыслительной деятельности школьников. - Как учитель формировал научные понятия у учеников? Как при этом использовал наглядные средства? - Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений? - Вызвал ли учитель у учеников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость и др.)? - Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? - Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа? - Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их? - Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? - Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки? Д) Активизировались ли на уроке репродуктивное и творческое воображение школьников? Е) Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учеников (их способностей, свойств темперамента, успеваемости и др.)? 4. Организация учителем обратной связи: А) На каких этапах, в каких ситуациях урока (во время опроса, при объяснении нового материала, выполнении учащимися самостоятельной работы и т.п.) и как учитель обращался к школьникам, с какой целью? Б) Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось? В) Как учитель оценивал ответы, поведение, результаты деятельности учащихся и как воспринимали ученики полученные на уроке оценки? Г) Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации? 5. Воспитательное воздействие личности учителя на учащихся, их деятельность на уроке А) Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера обучения и стиль общения с учащимися, отношение детей к нему, эмоциональный климат на уроке и др. Б) Требования учителя, значение их в формировании волевых и моральных качеств личности учеников, отношение ребят к этим требованиям.. В) Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке. 6. Результаты урока и психолого-педагогические выводы: А) Достигнуты ли цели урока? Б) По каким психологическим показателям возможно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций и др.)? В) Что дал урок для общего развития учащихся? Г) Назовите наиболее эффективные методы, приемы и способы педагогического взаимодействия, сотрудничества учителя с учениками? Д) Укажите на допущенные недостатки в своей работе и возможные пути их устранения?    

 

Рекомендации к оформлению задания:

Ретроспективный анализ своего урока оформить письменно в дневнике в виде выше приведенной таблицы и сделать оценку коммуникативной деятельности однокурсника с учениками на уроке по карте А,Н. Леонтьева. Сделайте психолого-педагогические выводы.

 

Инструкция к выполнению задания:

«Для количественной и качественной оценки собственной коммуникативной деятельности с учащимися на уроке Вам рекомендуется заполнить тестовую карту, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева.

Оценку следует проводить по предлагаемой шкале (табл. 1), обведя соответствующий балл кружком, а затем подсчитать общую сумму полученных баллов»

 

Таблица 1

Доброжелательность Недоброжелательность
Заинтересованность Безразличие
Поощрение инициативы обучаемых Подавление инициативы
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты) Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении) Отсутствие дифференциации (нет индивидуального подхода)

Если оценка колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность студента на уроке оптимальна и близка к модели активного педагогического взаимодействия. Он свободно и открыто общается с учениками, хорошо владеет собой. Это говорит о высоком уровне психолого-педагогической компетентности и профессиональной зрелости студента (оценка «10» или «9»).

44-35 баллов – высокая оценка. Студенты умеют заинтересовать учеников темой урока, побуждают их к активной работе на уроке, стимулируют учебно-познавательные интересы детей. В классе создана дружеская, непринужденная атмосфера. Занятие проходит продуктивно при активном взаимодействии учителя и учеников (оценка «8»).

34-20 баллов – педагог вполне удовлетворительно владеет приемами общения. Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизируемых дискуссиях он опирается на наиболее активную часть класса, а остальные выступают в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Педагог не всегда гибко реагирует на ситуацию (оценка «7» или «6»).

19-11 баллов– оценка коммуникативной деятельности студента с учащимися ниже среднего уровня. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного взаимодействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам педагога с учащимися. Ученики на уроке пассивны, инициатива подавляется дисциплинарными замечаниями, авторитарностью и доминирующим положением учителя в классе (оценка «5» или «4»).

10-7 баллов – очень низкая оценка коммуникативной деятельности учителя. Взаимодействие с учениками у него отсутствует. Учитель на уроке подчинен ситуативным моментам, действует формально, отсутствует обратная связь с учениками (оценка «3»).

Сделайте оценку своего урока согласно следующим критериям.

 



2016-09-17 1417 Обсуждений (0)
Психолого-педагогических наблюдений за классом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогических наблюдений за классом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)