Школы_________Класса__________
Проводил:студент-практикант______курса, группы_____
с_______________________по_________________________
Образец ведения записей в дневнике:
Дата, число, месяц, год
Ситуация, в которой проводилось наблюдение
| Описание социально-психологических явлений и ситуаций из жизни школьного класса
| Анализ проявленных социально-психологических феноменов и ситуаций из жизни школьного класса. Выводы, направленные на решение учебно-воспитательных задач
|
Задание 2.Психолого-педагогический анализ урока и его оценка
Цель: Провести психолого-педагогический анализ студентом одного своего урока по данной схеме.
Инструкция к выполнению задания:
«Используя приведенную схему, сделайте психолого-педагогический анализ одного своего урока».
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Анализ хода урока, его структуры, этапов
Предмет и объект анализа (учитель, ученики, особенности педагогического взаимодействия и др.)
| Позитивные стороны
| Негативные стороны
|
1.Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами:
А) Тема, цели, задачи урока: дидактическая, воспитательная, развивающая
Б) Структура урока и его психологическая целесообразность
2.Психологическая оценка содержания урока:
А) Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)?
Б)Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?
В) Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний?
Г) Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)?
Д) Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и др.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспитательные возможности?
3. Проявления познавательной деятельности учащихся и управление ею учителем на уроке:
А) Организация внимания
- Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к ученикам быть внимательными, постановка конкретной задачи и др.).
_ Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.
Б) Организация восприятия и его характер
- Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника и др.)?
- Каково качество материала восприятия?
- Использование наглядных средств, их функции на уроке.
- Осмысленность восприятия учебной информации.
В) Активизация памяти и ее развитие
- Какие мнемические приемы запоминания излагаемых сведений использовал учитель?
- Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?
Г) Активизация мыслительной деятельности школьников.
- Как учитель формировал научные понятия у учеников? Как при этом использовал наглядные средства?
- Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений?
- Вызвал ли учитель у учеников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость и др.)?
- Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением?
- Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа?
- Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их?
- Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?
- Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?
Д) Активизировались ли на уроке репродуктивное и творческое воображение школьников?
Е) Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учеников (их способностей, свойств темперамента, успеваемости и др.)?
4. Организация учителем обратной связи:
А) На каких этапах, в каких ситуациях урока (во время опроса, при объяснении нового материала, выполнении учащимися самостоятельной работы и т.п.) и как учитель обращался к школьникам, с какой целью?
Б) Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
В) Как учитель оценивал ответы, поведение, результаты деятельности учащихся и как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?
Г) Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?
5. Воспитательное воздействие личности учителя на учащихся, их деятельность на уроке
А) Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера обучения и стиль общения с учащимися, отношение детей к нему, эмоциональный климат на уроке и др.
Б) Требования учителя, значение их в формировании волевых и моральных качеств личности учеников, отношение ребят к этим требованиям..
В) Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.
6. Результаты урока и психолого-педагогические выводы:
А) Достигнуты ли цели урока?
Б) По каким психологическим показателям возможно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций и др.)?
В) Что дал урок для общего развития учащихся?
Г) Назовите наиболее эффективные методы, приемы и способы педагогического взаимодействия, сотрудничества учителя с учениками?
Д) Укажите на допущенные недостатки в своей работе и возможные пути их устранения?
|
|
|
Рекомендации к оформлению задания:
Ретроспективный анализ своего урока оформить письменно в дневнике в виде выше приведенной таблицы и сделать оценку коммуникативной деятельности однокурсника с учениками на уроке по карте А,Н. Леонтьева. Сделайте психолого-педагогические выводы.
Инструкция к выполнению задания:
«Для количественной и качественной оценки собственной коммуникативной деятельности с учащимися на уроке Вам рекомендуется заполнить тестовую карту, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева.
Оценку следует проводить по предлагаемой шкале (табл. 1), обведя соответствующий балл кружком, а затем подсчитать общую сумму полученных баллов»
Таблица 1
Доброжелательность
|
| Недоброжелательность
|
Заинтересованность
|
| Безразличие
|
Поощрение инициативы обучаемых
|
| Подавление инициативы
|
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»)
|
| Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
|
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе»)
|
| Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
|
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты)
|
| Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)
|
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении)
|
| Отсутствие дифференциации (нет индивидуального подхода)
|
Если оценка колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность студента на уроке оптимальна и близка к модели активного педагогического взаимодействия. Он свободно и открыто общается с учениками, хорошо владеет собой. Это говорит о высоком уровне психолого-педагогической компетентности и профессиональной зрелости студента (оценка «10» или «9»).
44-35 баллов – высокая оценка. Студенты умеют заинтересовать учеников темой урока, побуждают их к активной работе на уроке, стимулируют учебно-познавательные интересы детей. В классе создана дружеская, непринужденная атмосфера. Занятие проходит продуктивно при активном взаимодействии учителя и учеников (оценка «8»).
34-20 баллов – педагог вполне удовлетворительно владеет приемами общения. Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизируемых дискуссиях он опирается на наиболее активную часть класса, а остальные выступают в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Педагог не всегда гибко реагирует на ситуацию (оценка «7» или «6»).
19-11 баллов– оценка коммуникативной деятельности студента с учащимися ниже среднего уровня. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного взаимодействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам педагога с учащимися. Ученики на уроке пассивны, инициатива подавляется дисциплинарными замечаниями, авторитарностью и доминирующим положением учителя в классе (оценка «5» или «4»).
10-7 баллов – очень низкая оценка коммуникативной деятельности учителя. Взаимодействие с учениками у него отсутствует. Учитель на уроке подчинен ситуативным моментам, действует формально, отсутствует обратная связь с учениками (оценка «3»).
Сделайте оценку своего урока согласно следующим критериям.