Название и № школы, класса. Состав класса (по полу, количеству учащихся (постоянных, вновь прибывших, оставшихся на второй год)). Когда и при каких обстоятельствах сформировался класс. Была ли смена учителей. На каком счету этот класс в школе.
Характеристика актива класса: староста и активы класса, их характеристика (инициативность, настойчивость, авторитет среди товарищей, организационные и коммуникативные способности, способности к учению), роль актива в жизни класса. Имеются ли неформальные лидеры, каков характер их влияния на класс, взаимоотношения актива и неформальных лидеров.
Наличие непринятых учащихся, их роль в классе, причины их изоляции, возможные пути вовлечения их в жизнь школьного класса. Дезорганизаторы в классе, их влияние на коллектив, возможные средства воздействия на них. Пассивные учащиеся, что сделано для их включения в активную деятельность коллектива.
Степень сплоченности школьного класса. Наличие группировок в классе, их количество, состав, интересы, ценностные ориентации. Престиж различных группировок среди учащихся класса. Характер взаимоотношений между различными группировками и их лидерами. Наиболее сильные качества лидеров группировок.
Чем живет школьный класс: интересы учащихся (индивидуальные и групповые), идеалы и традиции класса, взаимопомощь и соревнование. Общественное мнение в классе, его влияние на учащихся. Проявление товарищества и дружбы в коллективе. Отрицательные социально-психологические явления в классном коллективе (списывания, подсказки, замалчивание дурных поступков, зависть и др.). (См. Приложение № 3).
Стиль взаимодействия и общения с учащимися и методы работы классного руководителя: отношение к учащимся, знание психологических особенностей учащихся, организаторские способности, уравновешенность, творческий подход к своей работе. Отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учащихся. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация учителем воспитательной работы с учащимися.
Общая характеристика успеваемости в классе. Динамика успеваемости в текущем году, по сравнению с прошлым годом. Отношение учащихся к учению и к отдельным учебным предметам. Число неуспевающих в классе, причины неуспеваемости. Взаимопомощь между учащимися в классе (ее формы и особенности организации). Чувство долга и ответственности за учение. Отличники в классе, степень их влияния на класс.
Преобладающие мотивы учения: познавательные, самообразования, профессионального самоопределения, мотив сотрудничества и общения со сверстниками, мотив сотрудничества и общения со взрослыми.
Дисциплина в учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашнего задания). Причины плохой дисциплины. Какими методами поддерживается дисциплина на уроках. Отношение учеников класса к случаям нарушения дисциплины.
Участие классного коллектива в жизни школы и города. Организация и участие в экскурсиях, походах, других спортивных и культурных мероприятиях.
Виды общественно полезного труда. Самообслуживание в классе. Распределение общественных поручений, отношение к таким поручениям учащихся.
Характеристика общего эмоционального климата в школьном классе. Итоги проведения работы практиканта в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Положительные достижения, нерешенные проблемы. Замечания, предложения по усовершенствованию проведения практики и внедрению оригинальных технологий, творческих приемов в работу учителя (которые были найдены и успешно применены практикантами в процессе выполнения практики, при условии, если таковые имеются). Укажите мероприятия, которые в дальнейшем могут быть проведены с целью сплочения учащихся школьного класса, повышения дисциплины и успеваемости, профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
Феноменоло-
гия трудно-
стей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические 1 методики
|
1. В письмен-
ных работах пропускает буквы
пропускает буквы
| 1. Низкий уровень развития фонематического слуха
| 1. Тест различения и выбора фонем
|
| 2. Слабая концентрация внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчи- вости внимания («Коди- рование», «Корректурная проба»)
|
| 3. Несформированность приемов самоконтроля
| 3. Методика «Графический диктант»
|
| 4. Индивидуально- типологические особенности личности
| 4. Методика Рене Жиля
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
2. Неразвитость орфографической зоркости
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика «Графический диктант»
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля)
| 2. Методика «Рисование по точкам
|
3. Низкий уровень объема и распределения внимания
| 3. Методика изучения объема и распределения внимания («Кодирование», «Корректурная проба»)
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика «Оперативная память»
|
5. Слабое развитие фонематического слуха
| 5. Тест различения и выбора фонем
|
3. Невнимателен и рассеян
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика «Графический диктант»
|
2. Низкий уровень объема внимания
| 2. Методика изучения объема внимания
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
4. Преобладающая мотивация учения - игровая
| 4. Методика изучения мотивации
|
5. Другие психологические причины
|
|
4. Испытывает трудности при решении математических задач
трудности при решении математических задач
1.
2. ности при решении математических задач
| 1. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 1. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
2. Слабое понимание грамматических конструкций
| 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
|
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
| 3. Методика «Рисование по точкам» I
|
4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика «Лабиринт»
|
5. Другие психологические причины
|
|
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста
| 1. Несформированность умения планировать свои действия
| 1. Методика «Рисование по точкам»
|
2. Слабое развитие логического запоминания
| 2. Методика «Запомни пару»
|
3. Низкий уровень речевого развития
| 3. Методика Эббингауза
|
4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика «Лабиринт»
|
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения)
| 5. Методики на исследование мышления
|
6. Заниженная самооценка
| 6. Шкала самооценки, рисунок несуществующего животного
|
6. Неусидчив
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика «Графический диктант»
|
2. Индивидуально- типологические особенности личности
| 2. Методика изучения темперамента
|
3. Низкий уровень развития волевой сферы
| 3. Методика «Графический диктант»
|
7. Трудно понимает объяснение с первого раза
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1. Методика «Рисование по точкам»
|
2. Слабая концентрация внимания
| 2. Модификация метода Пьерона - Рузера
|
3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
|
4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методики «Домик», «Графический диктант»
|
5. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 5. Методика Векслера ля соответствующего возраста_
|
8. Постоянная грязь в тетради
| 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
| 1. Методика «Змейка»
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика «Узор»
|
3. Недостаточный объем внимания
| 3. Методика определения объема внимания
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика «Оперативная память»
|
9. Плохое знание таблицы сложения и умножения
| 1. Низкий уровень развития механической памяти
| 1. Методика изучения логического и механического запоминания
|
2. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 2. Методика изучения долговременной памяти
|
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
| 3. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методика «Графический диктант»
|
5. Слабая концентрация внимания
| 5. Методика изучения концентрации внимания
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности
| 6. Методика «Узор»
|
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1 Методика «Графический диктант»
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
3. Другие психологические причины
|
|
11. Постоянно забывает дома учебные предметы
| 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
| 1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
12. Плохо списывает с доски
| 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
| 1. Методика «Узор»
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
3. Низкий уровень переключения внимания |
| 3. Методика изучения переключения внимания
|
4. Недостаточный объем внимания
| 4. Методика изучения объема и распределения внимания
|
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 5. Методика «Оперативная память»
|
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо
| 1. Низкая скорость протекания психических процессов
| 1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика «Узор»
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Графический диктант»
|
4. Другие психологические причины
|
|
14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз,
прежде чем ученик начнет его выполнять
| 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
| 3. Методика «Узор»
|
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
|
|
15. Постоянно переспрашивает учителя
| 1. Низкий уровень объема внимания
| 1. Методика изучения объема и распределения внимания
|
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
3. Низкий уровень развития переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика «Оперативная память»
|
5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика «Графический диктант»
|
6. Несформированность умения принять учебную задачу
| 6. Методика «Узор»
|
16. Плохо ориентируется в тетради
| 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
| 1. Методика «Узор»
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика «Графический диктант»
|
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
| 3. Методика «Змейка»
|
17. Поднимает руку, а приответе молчит
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
|
2.Заниженная самооценка
| 2. Методика изучения самооценки
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Графический диктант»
|
4. Другие психологические причины
|
|
18. Опаздывает на уроки
| 1. Несформированность приемов самоконтроля
| 1. Методика «Узор»
|
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Домик», «Графический диктант»
|
4. Возможные трудности в семье
| 4. Методика «Кинетический рисунок семьи»
|
5. Причины вторичной выгоды
| 5. Методика «Незаконченные предложения»
|
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 2. Методика изучения мотивации
|
3. Индивидуально- типологические особенности личности
| 3. Методика Рене Жиля
|
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)
|
5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика «Домик», «Графический диктант»
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности
| 6. Методика «Узор»
|
7. Другие психологические причины
|
|
20. Испытывает страх перед опросом учителя
| 1. Заниженная самооценка
| 1. Методика изучения самооценки
|
2. Возможные трудности в семье
| 2. Методика «Кинетический рисунок семьи»
|
3. Внутреннее стрессовое состояние
| 3. Методика Люшера
|
4. Индивидуально- типологические особенности личности
| 4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
|
5. Другие психологические причины
|
|
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 2. Методика изучения мотивации
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика «Графический диктант»
|
4. Несформированность приемов учебной деятельности
| 4. Методика «Узор»
|
5. Другие психологические причины
|
|
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
| 1. Отсутствует учебная мотивация
| 1. Методика изучения мотивации
|
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 2. Анкета для определения школьной мотивации
|
3. Заниженная самооценка
| 3. Методика изучения самооценки Спилбергера
|
4. Внутреннее стрессовое состояние
| 4.Методика Люшера
|
5. Грудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
| 5. Методика Векслера для соответствующего возраста
|
6. Другие психологические причины
|
|
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями
| 1. Возможные трудности в семье
| 1. Методика «Кинетический рисунок семьи»
|
2. Перенесение функции матери на учителя
| 2. Методика изучения самооценки
|
3. Особенности развития Я-концепции
| 3. Методика «Несуществующее животное»
|
4. Другие психологические причины
|
|
24. Долгое время не может найти свою парту
| 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
| 1. Таблицы Шульте
|
2. Низкий уровень развития образного мышления
| 2. Методики на исследование образного мышления
|
3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
|
4. Низкий уровень сформированности произвольности
| 4. Методики «Домик» «Графический диктант»
|
5. Низкий уровень развития самоконтроля
| 5. Методика «Узор»
|
6. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 6. Методика изучения долговременной памяти
|
7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий
|
|
8. Другие психологические причины
|
|