Составление уравнений реакций ионного обмена
В растворах электролитов направление реакций определяется следующим правилом: ионные реакции протекают в сторону образования малорастворимых веществ, газов, слабых электролитов и комплексных ионов, такие реакции являются практически необратимыми. Это правило легко объяснимо, т.к. в результате этих реакций один или несколько ионов выводятся из сферы реакции, что, в соответствии с принципом Ла-Шателье, приводит к более полному протеканию химической реакции. При составлениие ионных реакций обмена, уравнения реакций записывают в 3 строчки: 1) молекулярная форма; 2) полная ионная форма; 3) сокращенно-ионная форма. В молекулярно-ионных уравнениях растворимые, сильные электролиты пишутся в виде ионов, а слабые электролиты и малорастворимые вещества в виде молекул. 1. Взаимодействие сильных электролитов с образованием осадка: BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 ¯ + 2HCl (молекулярное уравнение) Ba2++ 2Cl ¯ +2H+ + SO42− = BaSO4 ¯+ 2H+ + 2Cl¯ (полное ионное уравнение) Ba2+ + SO42− = BaSO4 ¯(сокращенное ионное уравнение)
2. Взаимодействие двух сильных электролитов с образованием слабого электролита: KCN + HCl = KCl + HCN (молекулярное уравнение) K+ + CN¯ + H+ + Cl¯ = K+ + Cl¯ + HCN (полное ионное уравнение) CN¯ + H+ = HCN (сокращенное ионное уравнение)
3. Взаимодействие слабого электролита с сильным: H2S + Pb(NO3)2 = PbS¯ + 2HNO3 (молекулярное уравнение) H2S + Pb2+ + 2NO3¯ = PbS¯ + 2H+ + 2NO3¯ (полное ионное уравнение) H2S + Pb2+ = PbS¯ + 2H+ (сокращенное ионное уравнение)
4. Взаимодействие осадка с кислотой: ВaCO3¯+ 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2(молекулярное уравнение) BaCO3¯+2H+ + 2Cl¯ = Ba2+ + 2Cl¯ + H2O +CO2 (полное ионное уравнение) BaCO3¯ + 2H+ = Ba2+ + H2O + CO2 (сокращенное ионное уравнение) ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Пример 1. Исходя из значений ПР, укажите наиболее растворимый и наименее растворимый в воде гидроксид: 1) Ni(OH)2; 2) Pb(OH)2; 3) Sn(OH)2; 4) Zn(OH)2; 5) Ca(OH)2. Решение: Выписываем значения ПР для всех оснований: Сравнивая значения, видим, что наибольшее значение ПР у Са(ОН)2, значит данный гидроксид наиболее растворим в воде. Наименьшее значение ПР у Sn(ОН)2, значит данный гидроксид наименее растворим в воде. Пример 2. Будет ли образовываться осадок СaSO4, если концентрация ионов кальция в растворе – 0,001 моль/л, концентрация сульфат - ионов – 0,003 моль/л. Решение:
Пример 3. Для данных соединений: CoS, CaF2, Ag2S, Ca3(PO4)2 напишите выражение произведения растворимости. Решение: В насыщенном растворе малорастворимого соединения произведение концентрации его ионов в степени их стехиометрических коэффициентов есть величина постоянная, называемая произведением растворимости – ПР. Составим уравнения диссоциации солей: СоS ⇄ Co2+ + S2− => CaF2 ⇄ Ca2+ + 2F¯ => Ag2S ⇄ 2Ag+ + S2− => Ca3(P4)2 ⇄ 3Ca2+ + 2PO43− => Пример 4. Какая из предложенных реакций обмена идет до конца ? 1) Na2CO3 + 2KCl = 2NaCl + K2CO3 2) MgCO3 + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2CO3 3) K2CO3 + 2NaOH = 2KOH + Na2CO3 4) Li2CO3 + 2KOH = 2LiOH + K2CO3 5) Na2CO3 + K2SO4 = Na2SO4 + K2CO3 Решение: Реакция протекает необратимо (т.е. до конца), при условии: - выпадения вещества в осадок, - образования слабого электролита (слабой кислоты H2S, H2CO3 и т.д., слабого основания - NH4OH или воды), - неэлектролита (газа - CO2, SO2 и т.д.) В продуктах реакции находим нерастворимую соль или основание, воду или слабые электролиты. В данном случае это угольная кислота – H2CO3. Составляем полное ионное и сокращенное ионное уравнения (карбонат магния не растворим в воде): MgCO3 + 2H+ +2NO3¯ = Mg2+ + 2NO3¯ + СO2 + H2O
MgCO3 + 2H+ = Mg2+ + CO2↑ + H2O Пример 5. Какое из молекулярных уравнений реакции можно выразить следующим сокращенным ионным уравнением: Ca2+ + CO32−→ CaCO3 ? 1) Ca3(PO4)2 + 3Na2CO3 = 3CaCO3 + 2Na3PO4 2) Ca3(PO4)2 + 3PbCO3 = 3CaCO3 + Pb3(PO4)2 3) CaSO4 + ZnCO3 = CaCO3 + ZnSO4 4) CaCl2 + CuCO3 = CaCO3 + CuCl2 5) CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl Решение: Для получения в растворе ионов Ca2+, необходимо подобрать в исходных веществах растворимую соль кальция. Фосфат и сульфат кальция нерастворимы в воде, поэтому выбираем хлорид кальция. Т.е. варианты ответов № 1,2,3 уже не верные. Для получения в растворе ионов CO32- необходимо подобрать в исходных веществах растворимую соль содержащую карбонат-ионы. Т.к. карбонат меди не растворим, то выбираем карбонат натрия. Правильным ответом является вариант № 5. Пример 6. Рассчитайте рН 0,1 моль/л раствора NaOH. Решение: Концентрация ионов OH- в растворе, в соответствии с уравнением диссоциации гидроксида натрия, равна 0,1моль/л: NaOH → Na+ + OH¯ В соответствии с уравнением: , концентрация ионов водорода нам не известна. Из ионного произведения воды найдем концентрацию ионов водорода:
Пример 7. Напишите уравнения диссоциации ортофосфорной кислоты по ступеням и константы диссоциации по каждой ступени. Решение: 1 ступень диссоциации: H3PO4 ⇄ H+ + H2PO4¯ 2 ступень диссоциации: H2PO4¯⇄ H+ + HPO42−
3 ступень диссоциации: HPO42−⇄ H+ + PO43−
Пример 8. Напишите уравнения диссоциации гидроксида меди по ступеням и константы диссоциации по каждой ступени. Решение: 1 ступень диссоциации: Cu(OH)2 ⇄ CuOH+ + OH¯
2 ступень диссоциации: CuOH+ ⇄ Cu2+ + OH¯
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Написать уравнения ступенчатой диссоциации и выражения констант диссоциации по каждой ступени для ортофосфорной кислоты, гидроксида цинка. 2. Для данных солей CuS, NiS, ZnS, PbS, FeS выписать значения ПР и выбрать наиболее растворимую и наиболее нерастворимую соль. 3. Для данных соединений– PbI2, CaCO3, Ag2SO4 написать выражение произведения растворимости. 4. Концентрация раствора HCl равна 0,01 моль/л, вычислить рН раствора и концентрацию ионов ОН¯. 5. Какие из реакций протекают до конца, для них напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде: - хлорид кобальта(II) и гидроксид калия - хлорид меди(II) и сероводородная кислота - серная кислота и гидроксид натрия - сульфат натрия и хлорид никеля(II) - гидроксид цинка и гидроксид натрия 6. Для данного сокращенно – ионного уравнения подберите 4 молекулярные реакци Zn2+ + S2−= ZnS¯ 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Оборудование:штативы, пробирки, набор реактивов в капельницах и бюксах. Опыт 1. Ионные реакции обмена с образованием осадков. а) Налейте в три пробирки по 5-6 капель фосфата натрия и добавьте в первую пробирку - 5-6 капель нитрата кобальта, во вторую - 5-6 капель сульфата никеля, в третью пробирку - 5-6 капель сульфата меди. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. б) Исходя из ионного уравнения, составьте молекулярное уравнение и проведите опыт: Pb2+ + 2I¯ = PbI2¯ Ba2+ + Cr2O72- =BaCr2O7¯ Опыт 2. Ионные реакции обмена с образованием слабого электролита. а) Положите в пробирку несколько кристаллов ацетата натрия и добавьте разбавленную серную кислоту. Напишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. б) Налейте в пробирку несколько капель хлорида аммония и добавьте гидроксид калия, определите выделяющийся газ по запаху (при отсутствии запаха пробирку можно слегка подогреть). Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. в) Внесите в 2 пробирки по 1 шпателю карбоната кальция и добавьте в первую немного дистиллированной воды, во вторую 5-6 капель соляной кислоты. В какой пробирке происходит растворение осадка? Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Опыт 3. Смещение ионного равновесия. а) Налейте в две пробирки по 6-8 капель гидроксида аммония, добавьте 2 капли фенолфталеина. Затем в одну из пробирок добавьте 1 шпатель хлорида аммония, отметьте изменение интенсивности окраски. Объясните, как смещается равновесие в растворе при добавлении хлорида аммония. б) Налейте в две пробирки по 6-8 капель уксусной кислоты, добавьте 2 капли метилового оранжевого, в одну из пробирок добавьте 1 шпатель ацетата натрия. Сравните интенсивность окраски в пробирках. Отметьте, как смещается равновесие в растворе при добавлении соли. Опыт 4. Выпадение осадков малорастворимых веществ в зависимости от их произведения растворимости. Внесите в две пробирки 5-6 капель сульфата натрия, в первую добавьте 5-6 капель хлорида кальция. Во вторую 5-6 капель хлорида бария. Объясните образование осадков, на основании ПР, образующихся солей. Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Лабораторная работа № 6 ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ Цель работы:составление уравнений гидролиза одной соли, совместного гидролиза двух солей, определение рН раствора. Смещение равновесия при гидролизе солей
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Гидролизом солейназываются обменные химические реакции ионов солей с водой, сопровождающиеся, как правило, изменением рН среды. Гидролиз солей может протекать тогда, когда в результате взаимодействия ионов соли и воды образуются малодиссоциированные вещества. Сущность гидролиза состоит в том, что катион соли (слабое основание) либо её анион (слабая кислота) связывают соответственно ионы OH¯ или H+ с образованием слабого электролита (соответственно основания или кислоты). Гидролизу подвергаются соли образованные: 1. слабым основанием и сильной кислотой (гидролиз по катиону), 2. сильным основанием и слабой кислотой (гидролиз по аниону), 3. слабым основанием и слабой кислотой. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются. Уравнения реакций гидролиза пишутся аналогично ионным уравнениям: слабые электролиты (в том числе и вода), малорастворимые вещества и газообразные продукты гидролиза пишутся в виде молекул, сильные электролиты записываются в виде ионов. Реакции солей, образованные многоосновными кислотами и многокислотными основаниями пишутся по ступеням, в соответствии с их ступенчатой диссоциацией. Следует помнить, что гидролиз соли по второй и третьей ступени протекает в очень незначительной степени.
Уравнения гидролиза 1) Гидролиз соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой. KCN + H2O ⇄ HCN + KOH молекулярное уравнение K+ + CN¯ + H2O ⇄ HCN + K+ + OH¯ полное ионно-молекулярное уравнение CN¯ + H2O ⇄HCN + OH¯ сокращенное ионно-молекулярное уравнение Ступенчатый гидролиз: I ступень: K2CO3 + H2O ⇄ KHCO3 + KOH 2K+ + CO32¾ + H2O ⇄ K+ + HCO3¯ + K+ + OH¯ CO32¾ + H2O ⇄ HCO3¯ + OH¯ II ступень: KHCO3 + H2O ⇄ H2CO3 + KOH K+ + HCO3¯ + H2O ⇄ H2CO3 + K+ + OH¯ HCO3¯ + H2O ⇄ H2CO3 + OH¯ Соль сильного основания и слабой кислоты гидролизуется с увеличением концентрации гидроксид-ионов в растворе, при этом рН раствора становится больше 7.
2) Гидролиз соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой. NH4Cl + H2O ⇄ NH4OH + HCl молекулярное уравнение NH4+ + Cl¯ + H2O ⇄ NH4OH + H+ + Cl¯ полное ионно-молекулярное уравнение NH4+ + H2O ⇄ NH4OH + H+ сокращенное ионно-молекулярное уравнение Ступенчатый гидролиз: I ступень: CuCl2 + H2O ⇄ CuOHCl + HCl Cu2+ + 2Cl¯ + H2O ⇄ CuOH+ + Cl¯ + H+ + Cl¯ Cu2+ + H2O ⇄ CuOH+ + H+ II ступень: CuOHCl + H2O ⇄ Cu(OH)2 + HCl CuOH+ + Cl¯ + H2O ⇄ Cu(OH)2 + H+ + Cl¯ CuOH+ + H2O ⇄ Cu(OH)2 + H+ Соль слабого основания и сильной кислоты гидролизуется с увеличением концентрации ионов водорода в растворе, при этом рН раствора становится меньше 7.
3) Гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой. NH4CN + H2O ⇄ HCN + NH4OH В реакции гидролиза участвуют и катион, и анион соли, связывающие соответственно гидроксид-ионы и ионы водорода. Гидролиз протекает практически до конца. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующейся слабой кислоты и слабого основания, и часто бывает нейтральной. Для определения реакции среды в данном случае следует сравнить константы диссоциации полученной кислоты и основания. Так, для приведенного примера: Кд (NH4OH) = 1,8×10-5, Kд (HCN) = 7,1×10-10, циановодородная кислота является более слабым электролитом, поэтому реакция среды будет щелочной. Если рассмотреть гидролиз ацетата аммония: CH3COONH4 + H2O ⇄CH3COOH + NH4OH то реакция среды будет нейтральная, т.к. Кд(CH3COOH)=1,8×10-5 Kд(NH4OH) = 1,8×10-5.
4) Гидролиз соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиз соли образованной сильным основанием и сильной кислотой не протекает.
5) Совместный гидролиз двух солей Гидролиз некоторых солей, образованных очень слабыми кислотами и основаниями является необратимым, например гидролиз сульфидов и карбонатов Al3+, Cr3+, Fe3+. Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 +3H2S Эти соединения нельзя получить в водном растворе (в таблице растворимости стоит прочерк). При взаимодействии солей этих металлов с растворами сульфидов и карбонатов в осадок выпадают не сульфиды и карбонаты, а гидроксиды алюминия, хрома (III), железа (III). 2AlCl3 + 3Na2S + 6H2O = 2Al(OH)3¯ + 3H2S + 6NaCl 2Al3+ + 6Cl¯ + 6Na+ + 3S2¾ + 6H2O = 2Al(OH)3 ¯+ 3H2S + 6Na+ + 6Cl¯ 2Al3+ + 3S2¾ + 6H2O = 2Al(OH)3¯ + 3H2S Константа гидролиза С количественной точки зрения гидролиз можно охарактеризовать константой гидролиза.
1) Гидролиз соли образованной сильным основанием и слабой кислотой: CH3COO¯ + H2O ⇄ CH3COOH + OH¯
(константа гидролиза) но [OH¯] = Kw/[H+] (из ионного произведения воды), тогда
выражение где Ккисл – константа диссоциации слабой кислоты
Аналогично для других случаев получим:
2) Гидролиз соли образованной слабым основанием и сильной кислотой (Косн – константа диссоциации слабого основания)
3) Гидролиз соли образованной слабым основанием и слабой кислотой
В соответствии с принципом Ла-Шателье гидролитическое равновесие может смещаться под влиянием различных факторов. Разбавление раствора соли может рассматриваться как увеличение концентрации воды, что приводит к усилению гидролиза. Повышение температуры влияет на гидролиз главным образом вследствие резкой температурной зависимости степени диссоциации воды. Поэтому при нагревании увеличивается диссоциация воды и следовательно вероятность связывания ионов водорода и гидроксид-ионов в малодиссоциирующее соединение. Гидролиз усиливается. Чтобы уменьшить гидролиз следует добавить кислоту или основание в зависимости от того, какой гидролиз протекает — по катиону или аниону.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |