Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель реализации системного анализа в менеджменте



2016-09-17 447 Обсуждений (0)
Модель реализации системного анализа в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок




«Методология системного анализа характеризуется главным образом не специфическим научным аппаратом, а упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблемы и использованию соответствующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук» (Ю.И. Черняк, цитата по [30]). Главной задачей модели реализации системного анализа в менеджменте является совершенствование методологии управления социально-экономическими системами.

Арсенал методов системного анализа весьма велик, и каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, а также область применения. Но, к большому сожалению, в литературе отсутствует классификация этих методов, которая была бы принята единогласно всеми специалистами. Поэтому разные авторы подходят к данному вопросу по-разному.

Важным вопросом методологии системного анализа является структуризация этапов и процедур процесса системного анализа. В общей форме структуризация этапов и процедур процесса системного анализа представлена в работе В. Н. Спицнадель [42] (табл.9).

Таблица 9

Структуризация этапов и процедур процесса системного анализа

Этапы, процедуры Научные инструменты
I. Анализ проблемы
1. Обнаружение проблемы 2. Точное формулирование проблемы. 3. Анализ развития проблемы (в прошлом и в будущем). 4.Определение внешних связей проблемы (с другими проблемами). 5. Выявление принципиальной разрешимости проблемы Методы: сценариев, диагностический, деревьев целей, экономического анализа, кибернетические модели
II. Определение системы
1. Специфика задачи. 2. Определение позиции наблюдателя. 3. Определение объекта. 4. Выделение элементов (определение границ разбиения системы). 5. Определение подсистем. 6. Определение среды Методы: матричные, кибернетические модели
III. Анализ структуры системы
1. Определение уровней иерархии. 2. Определение аспектов и языков. 3. Определение процессов функций. 4. Определение и спецификация процессов управления и каналов информации. 5. Спецификация подсистем. 6. Спецификация процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых) Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели
IV. Формулирование общей цели и критерия системы
1. Определение целей, требований надсистемы. 2. Определение целей и ограничений среды. 3. Формулирование общей цели. 4. Определение критерия. 5. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам. 6. Композиция общего критерия из критериев подсистем Методы: экспертных оценок («Дельфи»), деревьев целей, экономического анализа, морфологический, кибернетических моделей, нормативных операционных моделей (оптимизационные, игровые, имитационные).
V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах
1. Формулирование целей — верхнего ранга. 2. Формулирование целей — текущих процессов. 3. Формулирование целей — эффективности. 4. Формулирование целей — развития. 5. Формулирование внешних целей и ограничений. 6. Выявление потребностей в ресурсах и процессах Методы: деревьев целей, сетевые, описательных моделей, моделирования
VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей
1. Оценка существующих технологии и мощностей. 2. Оценка современного состояния ресурсов. 3. Оценка реализуемых и запланированных проектов. 4. Оценка возможностей взаимодействия с другими системами. 5. Оценка социальных факторов. 6. Композиция целей Методы: экспертных оценок («Дельфи»), деревьев целей, экономического анализа
VII. Прогноз и анализ будущих условий
1. Анализ устойчивых тенденций развития системы. 2. Прогноз развития и изменения среды. 3. Предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы. 4. Анализ ресурсов будущего. 5. Комплексный анализ. взаимодействия факторов будущего развития. 6. Анализ возможных Методы; сценариев, экспертных оценок («Дельфи»), деревьев целей, сетевые, экономического анализа, статистический, описательных моделей
VIII. Оценка целей и средств
1. Вычисление оценок по критерию. 2. Оценка взаимозависимости целей. 3. Оценка относительной важности целей. 4. Оценка дефицитности и стоимости ресурсов. 5. Оценка влияния внешних факторов. 6. Вычисление комплексных расчетных оценок. Методы: экспертных оценок («Дельфи»), экономического анализа, морфологический метод
IX. Отбор вариантов
1. Анализ целей на совместимость и входимость. 2. Проверка целей на полноту. 3. Отсечение избыточных целей. 4. Планирование вариантов достижения отдельных целей. 5. Оценка и сравнение вариантов. 6. Совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов Методы: деревьев целей, матричные, экономического анализа, морфологический
X. Диагноз существующей системы
1. Моделирование технологического и экономического процессов. 2. Расчет потенциальной и фактической мощностей. 3. Анализ потерь мощности. 4. Выявление недостатков. организации производства и управления. 5. Выявление и анализ мероприятий по совершенствованию организации Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели
XI. Построение комплексной программы развития
1. Формулирование мероприятий, проектов и программ. 2. Определение очередности целей и мероприятий по их достижению. 3. Распределение сфер деятельности. 4. Распределение сфер компетенции. 5. Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам во времени. 6. Распределение по ответственным организациям, руководителям и исполнителям Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели
XII. Проектирование организации для достижения целей
1. Назначение целей организации. 2.Формулирование функций организации. 3. Проектирование организационной структуры. 4. Проектирование информационных механизмов. 5. Проектирование режимов работы. 6. Проектирование механизмов материального и морального стимулирования Методы: диагностические, деревьев целей, матричные, сетевые методы, кибернетические модели
Примечание. Методы, классифицированные по используемым инструментам (замечание авторов): Неформальные методы: метод сценариев, метод экспертных оценок («Дельфи»), диагностические методы: графические методы: метод деревьев целей, матричные методы, сетевые методы; формальные количественные методы: методы экономического анализа, морфологические методы, статистические методы; методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

 

Большинство перечисленных методов разработаны задолго до появления системного анализа и использовались самостоятельно. Несмотря на это методология системного анализа чрезвычайно полезна, так как позволяет более точно очертить круг задач, а также подобрать метод решения для каждой из них.

В отношении некоторых методов системный анализ позволил несколько переоценить и переосмыслить их значение, границы применимости, найти типовые постановки задач, решаемых данным методом. Вклад методологии системного анализа в развитие таких точных методов, как численные и аналитические, экономико-математического моделирования относительно невелик. То новое, что вносит здесь системная методология,— это подход не от метода, а от задачи, требование комплексного использования целой серии методов или их системного использования для решения различных частей и этапов проблемы [42].

Именно ориентация на цель исследования способствовала тому, что в рамках методологии системного анализа был разработан целый ряд слабо формализованных, неструктуризованных или слабо структуризованных методов, позволивших логически более правильно организовать деятельность в рамках менеджмента

К числу собственных инструментальных достижений системной методологии относятся методы сценариев, получения и анализа экспертных оценок («Дельфи») и методы построения и анализа деревьев целей. Тесно связаны с развитием системного анализа также и методы диагностики и оценки достижения стратегических целей. Рассмотрим их более подробно.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Чем характеризуется методология системного анализа?

2) Перечислите основные этапы методологии системного анализа.

3) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Анализ проблемы». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

4) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Определение системы». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

5) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Анализ структуры системы». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

6) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Формулирование общей цели и критерия системы». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

7) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

8) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Выявление ресурсов и процессов, композиция целей». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

9) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Прогноз и анализ будущих условий». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

10) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Оценка целей и средств». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

11) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Оценка целей и средств». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?

12) Охарактеризуйте основные процедуры этапа «Отбор вариантов». Какие инструменты рекомендовано использовать на данном этапе?



2016-09-17 447 Обсуждений (0)
Модель реализации системного анализа в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель реализации системного анализа в менеджменте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)