Проблема определения эффективности исследований в менеджменте
Поскольку понятие «эффект» – весьма общее понятие, которое означает результат действия, производимого кем-либо или чем-либо, следствие чего-нибудь, то и понятие «эффективность» в области экономики столь же общее, широкое понятие. Как уже было сказано, эффективность – это весьма широкое экономическое понятие, которое не имеет в настоящее время какого-то единого общепризнанного определения. В экономико-математическом словаре Л.И. Лопатникова предложено под эффективностью понимать возможную (важнейшую, но не единственную) характеристику качества некоторой системы, в частности, экономической. Более конкретно – ее характеристику с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно — какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности [22]. Однако границы между этими понятиями расплывчаты и вокруг них ведутся активные дискуссии, как отмечает автор. Во вставке 4 приведена выдержка из словаря Л. И. Лопатникова, в которой даны определения экономической эффективности. Из определений четко видно, что даже в рамках понятия «экономическая эффективность» единства понимания не достигнуто. Поэтому в любой исследовательской работе понятие эффективности исследования должно быть максимально конкретизирвано и aформально зафиксировано еще на этапе подготовки исследовательской программы.
Исследовательская работа студента должна иметь научную и практическую эффективность. Научная эффективность исследования предполагает получение результата исследовательских работ в виде дополнительного научного знания. Практическая эффективность исследования предполагает получение результата исследовательских работ (исследовательского проекта), в виде положительной разности между достигнутым результатом и затратами на его достижение. Практическая эффективность может проявляться в различных областях - экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической и др. Таким образом, экономическая эффективность исследовательского проекта – один из основных критериев принятия управленческого решения на основе предложений, которые содержатся в данном проекте. Он определяется как разность экономических результатов, достигнутых в вследствие использования предложений исследовательской работы и затрат на их проведение. Экономическая эффективность может исчисляться экономией времени, материальных, трудовых, денежных и других ресурсов, уменьшением трудоемкости, повышением уровня качества, увеличением объемов производства и реализации продукции и услуг, ускорением оборачиваемости средств и т. п. При определении социально-экономической эффективности системы следует учитывать комплекс показателей, в первую очередь, общечеловеческие требования, направленные на обеспечение необходимой безопасности каждого потребителя, всего общества, их экологического благополучия, а также научно-технического развития человечества. Очевидно, что подход с тоски зрения социально-экономической эффективности должен стать приоритетным по сравнению со стремлением только к экономической эффективности. «Вместе с тем в условиях рыночных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по безопасности, экологичности, социальной и научно-технической направленности), следует принимать более рациональные решения по управлению. Таким образом определение эффективности исследований системного управления должно основываться на принципах и подходах, учитывающих общечеловеческие ценности и адаптированных к условиям рыночных отношений» [27; 41]. Эффекты от разработки и использования предложений исследователя могут быть фактическими или потенциальными, могут иметь форму научно-технического, социального, экологического и других предложений. Но для качественной оценки общей эффективности исследовательского проекта любой результат исследования необходимо оценить в стоимостном выражении. Если это невозможно сделать на основе метода измерений, то должны быть применены другие методы, в том числе методы экспертной оценки. Видами и источниками эффектов могут быть самые различные системы и процессы исследуемого объекта. В таблице 19 приведен пример видов эффектов и источников повышения эффективности функционирования и развития социально-экономической системы. Таблица 19 Виды эффектов и источники повышения эффективности функционирования и развития социально-экономической системы
Вопросы и задания для самоконтроля 1) Что такое эффективность? Какие виды эффективности сегодня учитывают при формировании программ и планов исследования? 2) Охарактеризуйте экономическую эффективность. 3) Какие виды эффективности должна обеспечивать студенческая работа? 4) В чем состоит научная эффективность студенческой работы? 5) В чем состоит практическая эффективность студенческой работы? 6) Охарактеризуйте экономическую эффективность как один из основных критериев принятия управленческого решения на основе предложений, которые содержатся в данном следовательском проекте. 7) Чем характеризуется социально-экономическая эффективность системы и почему многие авторы считают ее сегодня приоритетной перед экономической эффективностью? 8) Что необходимо для качественной оценки общей эффективности исследовательского проекта? 9) Охарактеризуйте источники повышения социальной эффективности. 10) Какие вам известны источники повышения экологической эффективности? 11) Перечислите источники научно-технической эффективности предприятия, региона. 12) Каковы основные, на ваш взгляд, источники экономической эффективности предприятия? Практические задания Определите наиболее значимые виды эффектов для выбранного вами объекта исследования, а также источники повышения его эффективности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |