Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе



2016-09-17 1545 Обсуждений (0)
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Г.

 

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист УК ОмГПУ Осипенко О.И

 

 

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов рассматривают условия организации СРС, целевые направления, средства , формы и виды самостоятельной работы. Уделяется внимание приемам СРС и контролю за его исполнением. Особенно большое внимание уделяется требованиям к содержанию и оформлению некоторых видов самостоятельных работ.

 

Методическое пособие рекомендовано преподавателям колледжа.

 

 

Рассмотрено и рекомендовано Методическим Советом Университетского колледжа

 

«Лучший человек тот, кто более всех прилагает усилий к самосовершенствованию , и счастливейший человек тот, кто более всех чувствует , что он совершенствуется»

СОКРАТ

Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

 

Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования, перед которой стоят разные задачи, в том числе:

· формирование навыков самообразования и самореализации личности;

· непрерывное образование в течение всей жизни человека;

· систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д.

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, сокращаются сро­ки от момента научного открытия до его внедрения в практику. В связи с этим от специалистов любой отрасли производства требуется высокоразвитое мышление, разносторонние знания и умение систематически пополнять их, быстро приспо­сабливаться к изменяющимся условиям труда, осваивать новую технику и тех­нологию. Причём необходимо не столько умение извлекать из памяти в готовом виде основы когда-то усвоенных знаний, сколько умения глубоко и всесторонне оценивать новые факты, явления, задачи и способность успешно решать их.

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

 

Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:

¾ систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

¾ углубления и расширения теоретических знаний;

¾ формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

¾ развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

¾ формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

¾ формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

¾ развития исследовательских умений;

¾ выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

¾ формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

¾ формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения

¾ сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

¾ строить доказательства на основе существенных признаков.

 

Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

- формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

 

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

 

Методы самостоятельной работы студентов:

- наблюдение за единичными объектами (студентом);

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (занятия);

- решение учебных и профессиональных задач;

- работа с различными источниками информации;

- исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.

 

Самостоятельная работа студентов включает в себя (структура):

¾ подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным) и выполнение соответствующих заданий;

¾ самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

¾ подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

¾ выполнение письменных контрольных и курсовых работ, мультимедийных презентаций;

¾ анализ нормативно-правовой документации, составление схем, диаграмм;

¾ подготовку ко всем видам контрольных испытаний,

¾ подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;

¾ работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;

¾ участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

¾ посещение музеев, выставок;

¾ другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой колледжем.

 

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам и составляет не менее 30 % времени при очной форме обучения.

Преподаватель имеет право применять уже существующие, а также разрабатывать новые виды самостоятельной работы студентов

 

Типысамостоятельной работы:

Воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа предполагает выполнение работы, предполагающие алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации, связанную с решением задач, заполнением таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студентов при этом проявляется в запоминании, осмыслении, узнавании, что способствует закреплению знаний и формированию умений.

Реконструктивная самостоятельная работа , связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации. Предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, аннотаций, написания рефератов и т. д.

Эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации

Творческая самостоятельная работа, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности. Требует анализа проблемной ситуации и получения новой информации. При этом студент должен самостоятельно выбрать средства и методы для решения стоящей перед ним задачи.

 

На практике чаще всего применяются две формы самостоятельной работы: традиционная , то есть выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории, а, например, в компьютерном классе, читальном зале, и аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого при необходимости можно получить консультации.



2016-09-17 1545 Обсуждений (0)
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)