Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ (СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ)



2016-09-17 8434 Обсуждений (0)
РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ (СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ) 4.67 из 5.00 6 оценок




Решение кейсов — это вид самостоятельной работы студента по

систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных

проблем.

Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления,

творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и

самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более

прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные,

так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в

профессиональной деятельности.

Оформляются кейсы и эталоны ответов к ним письменно.

 

При решении кейса студенты должны:

1) представить рассуждение по поводу: необходимости дополнительных

данных и источников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или

причин возникновения ситуации;

2) продемонстрировать умения использовать системный подход,

ситуативный подход, широту взглядов на проблему;

3) подготовить программу действий, направленную на реализацию,

например, аналитического метода решения проблемы: проанализировать все

доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему;

прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные альтернативы; оценить

варианты и выбрать один из них.

 

Независимо от природы, предоставленного кейса, студентам нужно будет:

1. «Проанализировать» его: выявить, что и почему происходит, что может

произойти и почему.

2. Объяснить ситуацию.

3. Оценить уже принятые меры.

4. Обсудить возможные будущие действия и сравнить их возможную

эффективность.

 

Решая кейс, студенты должны продемонстрировать следующие умения:

— определение лиц, чьи интересы затрагивает проблемная ситуация и

умение учитывать их различные, зачастую противоположные интересы и точки

зрения;

— понимание более широкого контекста, в рамках которого находится

ситуация: как она связана с другими проблемами, что меняется во внешней

среде и может повлиять на ситуацию, какие ограничения будут налагаться этим

контекстом;

— определение того, какая имеющаяся или доступная информация мо-жет

пролить свет на ситуацию и в какой степени эта информация будет надежной;

— умение разбираться в представлениях о ситуации — ваших и других

членов группы, а также основных действующих лиц кейса (субъективные

представления могут вести к неправильному восприятию проблемы или

ограничивать возможности улучшения ситуации);

— умение работать с неоднозначностью и неопределенностью, поскольку

у вас никогда не будет полной информации;

— умение «выявить суть» проблемной ситуации так, чтобы почувствовать,

что вы понимаете, что действительно происходит — основные проблемы си-

туации, факторы, повлиявшие на их возникновение, задействованные

причинные связи и/или вероятные последствия осуществленных и возможных

будущих действий;

— с учетом этого понимания — умение разработать необходимые

действия;

— умение убедить всех, кого нужно в этом убедить, что выбранное

направление деятельности действительно приемлемо;

— умение удостовериться, что все вовлеченные в эти действия люди

активно участвуют в них и способны их выполнять.

 

Методика решения кейсов

1. Понимание задачи

Одно из ваших первых обязательных действий — понять, что от вас

требуется:

— усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса;

— какого рода требуется результат;

— должны ли вы дать оценку тому, что произошло, или рекомендации в

отношении того, что должно произойти;

— если требуется прогноз, на какой период времени вы должны

разработать подробный план действий;

- какая форма презентации требуется, каковы требования к ней;

— сколько времени вы должны работать с кейсом?

2. Просмотр кейса

После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны

«почувствовать» ситуацию кейса:

— просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид

предоставленной вам информации;8

— если возникают вопросы, или рождаются важные мысли, или кажутся

подходящими те или иные концепции курса, прочитав текст до конца,

выпишите их;

— после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркером или записывая

пункты, которые кажутся существенными.

3. Составление описания как путь изучения ситуации и

определения тем

При просмотре кейса вам необходимо:

— структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как важные, а

другие как несущественные;

— определить и отобразить все моменты, которые могли иметь отношение

к ситуации. Из них вы сможете построить систему взаимосвязанных проблем,

которые сделали ситуацию заслуживающей анализа;

— рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы,

так как они могут быть чрезвычайно важны;

— выделить «темы» — связанные группы факторов, которые могут воз-

действовать на каждый аспект ситуации. Например, одна их часть может иметь

дело с воспринимаемым низким качеством, другая — с поведением конкурента;

— опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведением адвоката,

расспрашивающего клиента, или врача, интересующегося у пациента его

состоянием), ответив на вопросы:

• Кто считает, что проблема, и почему?

• На каком основании базируется мнение этих людей?

• Что происходит (или не происходит), когда и где?

• Какие связанные с происходящим вещи не являются проблемными и

почему?

• Что составляет более широкий контекст существующей ситуации?

• Кто или что может влиять на проблемную ситуацию?

• Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они?

• Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие «пространство

решения»?

4. Диагностическая стадия

Диагностическая стадия — одна из тех, к которым вы должны приложить

максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих

стадий:

— вспомните изученные вами ранее темы и проведите по ним мозговой

штурм для выявления потенциально соответствующих кейсу теоретических

знаний;

— вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются

отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом9

и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу

основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о

соответствующих концепциях для каждого «уровня».

— изучите обстоятельства возникновения ситуации;

— не забывайте возвращаться к информации кейса и более внимательно

рассматривать факторы, ставшие важными в ходе диагностики. Вам нужно

будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза.

— отделяйте доказательства от предположений, факты от мнений и

ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы уверены в правильности

своих представлений и до какой степени их правильность важна для вашего

диагноза.

5. Формулировка проблем

На этой стадии очень полезно:

— письменно сформулировать восприятие основных проблем.

Формулировка проблем окажется базисной точкой для последующих

обсуждений;

— при наличии нескольких проблем полезно установить их

приоритетность, используя следующие критерии: важность — что произойдет,

если эта проблема не будет решена; срочность — как быстро нужно решить эту

проблему; иерархическое положение — до какой степени эта проблема

является причиной других проблем; разрешимость — можете ли вы сделать

что-либо для ее решения.

6. Выбор критериев решения проблемы

Сразу после выяснения структуры проблемы следует подумать о

критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит

критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с

корпоративной культурой, тогда решения должны будут повлиять на ее

улучшение. Но если существуют также финансовые проблемы, тогда будут

критерии выбора, связанные и с ними.

7. Генерирование альтернатив

Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким

областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность,

что проанализировали основные причины возникновения проблемы, вы

должны обдумать

возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий

круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы

предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов,

креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора, синектика и др.).

8. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего10

На стадии выбора вариантов определите критерии предпочтительности

варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой

мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам

выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности. Каждый из

критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При

оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не

только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите

вероятные последствия использования ваших вариантов.

9. Презентация выводов

Роль студента:

• изучить учебную информацию по теме;

• провести системно — структурированный анализ содержания темы;

• выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение,

согласовать с преподавателем;

• дать обстоятельную характеристику условий задачи;

• критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать

(упростить в плане избыточности);

• выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные

алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на

стандартная);

• оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие содержания задачи теме;

• содержание задачи носит проблемный характер;

• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического

и творческого подходов;

• продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и

неопределенности;

• задача представлена на контроль в срок.

 

Примеры кейсов



2016-09-17 8434 Обсуждений (0)
РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ (СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ) 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: РЕШЕНИЕ КЕЙСОВ (СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)