Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического



2016-09-17 899 Обсуждений (0)
Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического 0.00 из 5.00 0 оценок




Под естественным правом, как правило, подразумевается идеальные первоосновы права. Это притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

Понятие «естественного права» выражает глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется в том, что оно: во-первых, существует в сознании (правосознании) как его установка (хотя и находит выражение в формах поведения) во-вторых, представляет собой идеал, т.е. очищенную от случайностей форму должного в отношениях между людьми).

Кроме того, естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Такая оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия, решающая вопрос об отношении человека к окружающему миру, в том числе и ценностном отношении.

Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Это фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.

Гуманистическое право (человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Уже из этих, самых общих характеристик видов права становится очевидным, что естественное право неизбежно сопрягается с материалистическим и натуралистическим философско-правовыми концепциями, позитивное право обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями, а гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.

3.Функции философии права.Как и любой другой философской дисциплине философии права присущ ряд функций.

Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.

Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика её структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

Значение философии права в подготовке будущих юристов.Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста.

Обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формировании которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически неангажированных граждан.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия, ответы на вопросы студентов.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Данильян О.Г. Философия права: учебник. – М.: Инфра-М., 2015. – 336с.

2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 364с.

3. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права: учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 393с.

4. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. – М.: Норма, 2013. – 848с.

Дополнительная литература:

1. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с.

2. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с.

3. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь /Под ред. А. В. Крутских. – М., 2001.

4. Гегель Г. Философия права. - М., 1990.

5. Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2-х т. Т.2 – М., 1991.

6. Гроций Г. О праве войны и мира – М., 1956.

7. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Соч.: В 6 т. Т. 4 – М., 1964.

8. Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. – Т.4.ч.1.

9. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Из глубины. – М., 1991.

10. Макиавелли Н. Государь – М., 1991.

11. Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права. Учебное пособие для магистров. – М.: Юрайт, 2014. – 400с.

12. Монтескьё Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1955.

13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб., 2000.

14. Платон. Государство – М., 1972.

15. Платон. О справедливости; Определения // Диалоги. – М., 1986.

16. Поляков Р.Е. К вопросу об основах философии права. – Молодой ученый. - 2010. - №11. Т.1 – С.190-193.

17. Российская полития на рубеже веков (избранные статьи). – М., 2001.

18. Русская философия права: Философия веры и нравственности. Антология. – СПб., 1998.

19. Русская философия права: Антология. – СПб. ,1999.

 



2016-09-17 899 Обсуждений (0)
Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многообразие философско-правовых концепций обусловлено и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (899)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)