Источники корпоративной информации
Кафедра «Финансы и кредит» ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ Для студентов 4 курса, обучающихся по Направлению 080100.62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров) Тула 2013 ТЕМА 2: КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ (1 а.ч.) План лекции: 1. Отчетность как база для принятия и обоснования финансовых решений 2. Источники корпоративной информации 3. Система показателей финансового анализа
Отчетность как база для принятия и обоснования Финансовых решений Форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму, в развитых странах называется корпорацией. Финансовая отчетность корпорации – совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета в целях предоставления информации о финансовом положении предприятия различным пользователям. Финансовая отчетность представляет интерес для различных категорий пользователей: служащих государственных органов, собственников, акционеров, руководителей предприятия, финансовых менеджеров, поставщиков и покупателей, кредиторов, фондовых бирж, юристов, консалтинговых фирм, аудиторских служб, контрольно-ревизионного управления Государственного таможенного комитета. Основным принципом составления финансовой отчетности является полезность, которая характеризуется следующими критериями: - уместность (информация должна быть значимой, своевременной, представлять ценность для анализа); - достоверность (информация должна быть правдивой, ее содержание должно превалировать над формой, должна присутствовать возможность проверки, информация должна быть нейтральной); - понятность (пользователи должны понять информацию даже без специальной подготовки); - сопоставимость (отчеты должны формироваться с использованием единых методов, чтобы их можно было сравнивать). В соответствии с различными экономическими принципами, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементами отчетности. Основными элементами отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль, убытки. Все элементы отчетности отражаются в формах отчетности, главными среди которых во всех странах, в т.ч. и в России, является Баланс и Отчет о финансовых результатах.
Финансовая отчетность включает абсолютные, относительные и средние величины: абсолютные величины используются для характеристики состояния явления на данный момент времени и являются базовыми при исчислении относительных и средних величин; относительные величины используются для оценки динамики процессов; средние величины позволяют абстрагироваться от случайных значений и колебаний. Существует несколько подходов к классификации методов анализа финансовой отчетности. Так Е.С. Стоянова выделяет следующие методы: · Чтение отчетности: изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности, · Горизонтальный анализ: оценка абсолютных и относительных изменений различных статей отчетности по сравнению с предыдущим периодом, · Вертикальный анализ: выявление удельного веса отдельных статей отчетности в итоговом показателе, · Трендовый анализ: расчет относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базового периода, для которого все показатели принимаются за 100%. · Расчет финансовых коэффициентов: расчет коэффициентов, которые отражают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Такие авторы как Шеремет А.Д., а также А.Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева предлагают для финансового анализа использовать следующие методы: Традиционные 1. метод сравнения: финансовые показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или базовыми. При использовании данного метода показатели должны быть сопоставимы с точки зрения их однородности, инфляционных процессов, методов оценки. 2. метод группировки: показатели группируются и сводятся в таблицы, что позволяет проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития процессов, их взаимосвязи, факторы различных показателей. 3. факторный анализ: позволяет выявить влияние отдельного показателя на результирующую величину. Экономико-математические методы По признаку оптимальности 1. Оптимизационные: наличие критерия оптимальности. 2. Неоптимизационные: отсутствует критерий оптимальности. По признаку точности 1. Точные 2. Приближенные. По рассматриваемой задаче 1. Статистические. 2. Экономико-математические.
Источники корпоративной информации
Информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой систему соответствующих информационных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и разработки оптимальных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации. На принятие управленческих решений оказывают влияние внешние и внутренние факторы (экономическая среда). Внешние: факторы прямого (государство, профсоюзы, поставщики, покупатели, конкуренты) и косвенного (международная экономическая и политическая обстановка, состояние экономики страны, политическая и социальная ситуация, научно-технический прогресс) воздействия. Внутренние: цели, задачи, структура предприятия, человеческие ресурсы, технологии. Система информационного обеспечения, формируемая за счет внешних источников, включает показатели: · характеризующие общеэкономический уровень развития страны; · конъюнктуру финансового рынка; · деятельность конкурентов и контрагентов и т.д. Система информационного обеспечения, формируемая за счет внутренних источников, включает показатели, характеризующие: · финансовое состояние компании; · результаты финансово-хозяйственной деятельности компании в целом, в том числе отдельных ее подразделений; · принятые внутрихозяйственные нормативы. Информация о внутренних факторах содержится в уставе предприятия и отчетной документации, а информацию о внешних факторах менеджер может получить в результате проведения анализа конкурентов, поставщиков, покупателей, используя результаты исследований и опросов, публикуемых в СМИ, анализируя нормативно-правовую базу. Развитие международных экономических связей на уровне организаций невозможно без надлежащего информационного их обеспечения и, в первую очередь, без создания единых международных требований к составлению бухгалтерской отчетности. Поскольку не существует и двух стран с абсолютно одинаковыми правилами учета, представление отчетных данных фирмами, зарегистрированными и осуществляющими основной объем своих операций в разных странах, вызывает настороженность с позиции оценки адекватности отчетности фактическому состоянию организации.[1] Для того чтобы уменьшить страновую вариабельность в правилах ведения учета и подготовки отчетности и сгладить степень взаимного недоверия в отношении «правильности или неправильности» представленной отчетности, международное бухгалтерское сообщество приняло решение провести определенную их унификацию путем разработки и внедрения типовых регулятивов, получивших название международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Соответственно финансовая отчетность должна применяться с учетом рекомендаций МСФО. 3. Система показателей финансового анализа Анализ финансового состояния – непременный элемент как финансового менеджмента в организации (на предприятии), так и его экономических взаимоотношений с деловыми партнерами, финансово-кредитной системой. В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Анализ финансового состояния предприятия позволяет выявить сильные и слабые стороны в финансовом состоянии предприятия, наметить мероприятия по его укреплению. Существует множество подходов к проведению финансового анализа. В таблице 1 приведены некоторые из них. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Таблица 1 Содержание и последовательность финансового анализа в различных подходах
Для проведения финансового анализа можно использовать разнообразные готовые программные продукты (Альт-инвест, Альт-финанс, Проджект-эксперт), а также электронные таблицы Excel. Однако, следует отметить, что при проведении анализа «вручную» можно выполнить нестандартный (более узкий или широкий) анализ и, тем самым, выделить больше тенденций и их причин. В процессе проведения первого этапа - предварительной (общей) оценки финансового состояния предприятия - составляется сравнительный аналитический баланс, который позволяет оценить динамику изменения основных показателей, а также изменение структуры баланса. При построении аналитического баланса статьи группируют в отдельные группы по признаку ликвидности активов и степени срочности обязательств. На втором этапе выполняется анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная помощь др. предприятиям) и активные расчеты (с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства. Экономическая сущность финансовой устойчивости заключается в обеспеченности запасов и затрат предприятия источниками их формирования. Третий этап - анализ кредитоспособности и ликвидности баланса. Кредитоспособность – способность предприятия своевременно и полно рассчитаться по своим долгам. В процессе анализа определяется ликвидность активов и ликвидность баланса. Ликвидность активов – величина, обратная времени, необходимого для превращения их в деньги. Ликвидность баланса– степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |