Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ФАКТЫ



2016-09-15 429 Обсуждений (0)
Вопрос 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ФАКТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Психические явления - это факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - это их непосредственная представленность субъекту, т.е. мы не только чувствуем, но и знаем.

2) Так как психические явления это субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта, то психологические факты - это более широкий круг проявления психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики ее свойств, функций, закономерностей.

 

Вопрос 6. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

1) Определение: современная психология - это разветвленная система наук или комплекс развивающихся психологических наук.

2) Всю систему психологических наук можно разделить на:

а) фундаментальные и прикладные науки;

б) общие и социальные дисциплины.

3) Структура общей психологии:

а) психология познавательных процессов:

- ощущения

- восприятия

- внимание

- память

- воображение

- мышление

- речь

б) психология личности:

- эмоции

- способности

- мотивация

- темперамент

- характер

- воля

 

4) Специальные отрасли психологии:

- генетическая психология

- психофизиология (нейропсихология)

- дифференциальная психология

- возрастная психология

- социальная психология

- педагогическая психология

- медицинская психология

- патопсихология

- юридическая психология

- психодиагностика

- психотерапия

Таким образом, главным в данной лекции является определение объекта и предмета науки психологии, выявление ее задач и соотношение с другими науками, а также умение ориентироваться в психологических фактах и в основных отраслях психологии.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема:

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

План

Определение метода научного исследования.

Методы донаучной психологии и их вклад в научную психологию.

Современные методы психологической науки.

 

Вопрос 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы научного исследования - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

NB: при этом:

- методы любой науки должны быть валидны и надежны;

- любая наука должна интегрировать в себе методы других наук.

 

Вопрос 2. МЕТОДЫ ДОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ВКЛАД В НАУЧНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

а) методы донаучной психологии:

- интроспекция (самонаблюдение);

- умозрительные рассуждения;

- наблюдение за поведением других людей;

- анализ и разумное обобщение жизненных.

В целом эти методы сыграли положительную роль в истории психологии.

б) недостатки донаучных методов:

- субъективизм (их недостаточная надежность и сложность);

- философствование (сделавшее психологию неэкспериментальной и предположительной наукой) не обеспечивало доказательство причинно-следственных связей между психическими явлениями;

- оторванность психологии от практики из-за чрезмерного теоретизирования.

в) Постепенное становление методической системы психологии:

- внедрение лабораторного эксперимента и измерения (вторая половина XIX в.).

Цель: сделать психологию более точной наукой (не описывающей, а объясняющей психические явления);

- открытие и формулировка серии законов, вычисляющих силу ощущений и вызывающих их стимулов:законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера, Стивенса;

Цель: попытка количественно измерить психологические явления (в математических формулах).

- начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.).

Цель: использовать математическую статистику для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга.

- В конце 80-х годов XIX в. в Лейпциге психологом В. Вундтом создается первая психологическая лаборатория, в которой он внедряет экспериментальные научные исследования при помощи специальных технических приборов и устройств.

- до сих пор используются: традиционные методы сбора научной информации - наблюдение, самонаблюдение, опрос.

NB 1: причины сохранения этих методов:

- психологические явления - самые сложные и уникальные и их не всегда можно изучить при помощи методов других наук;

- то, что доступно наблюдению и самонаблюдению, не всегда поддается описанию в математических формулах.

NB 2:

- наблюдение и особенно самонаблюдение требуют обязательной проверки на достоверность и надежность;

- там, где это возможно, эти данные необходимо конкретизировать при помощи иных, более объективных, методов, в частности, математических расчетов.

 

Вопрос 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

НАУКИ

 

1) Историческая справка: становление отечественной психологии шло на основе диалектико-материалистического подхода к предмету психологии. Выдающуюся роль в становлении психологии и разработке ее методы сыграли Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Н. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурим, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе и др. Центрами научной психологической мысли становятся НИИ психологии в Москве, Киеве, Тбилиси, кафедры психологии университетов и педагогических институтов по всему Советскому Союзу. В 30-е годы формулируются основные принципы психологической науки: детерминизм, единство сознания и деятельности, принципы развития.

2) В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:

а) организационные методы включают:

- сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

- лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

- комплексный метод (в исследовании участвуют различные науки, при этом, как правило, один объект изучают различными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.).

б) эмпирические методы:

- наблюдение и самонаблюдение;

- экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);

- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

- анализ продуктов деятельности;

- биографические методы.

в) методы обработки данных:

- количественный (статистический);

- качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

г) методы коррекции:

- аутотренинг;

- групповой тренинг;

- способы психотерапевтического воздействия;

- обучение.

-

-

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Тема:



2016-09-15 429 Обсуждений (0)
Вопрос 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ФАКТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ФАКТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)