Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Становление низших форм поведения и психики



2016-09-15 914 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Становление низших форм поведения и психики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

а) Процесс становления психики и поведения животных до сих пор определить не удается, так как не осталось никаких следов этого процесса.

Современные простейшие существа - это не те, с которых, видимо, начиналась эволюция живого на Земле. Имеются только одни предположения.

б) Гипотеза Леонтьева-Фабри о развитии психики в филогенезе.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К. Э. Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика

 

І. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

ІІ. Стадия перцептивной психики.

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач).

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая нецеленаправленная двигательная активность.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм

поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

Виды живых существ, достигших этого уровня развития.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

в). Тейяр де Шарден: концепция развития поведения и психики животных.

- Исходная позиция - признание вечного и параллельного существования идеального и материального начала в мире.

- Истоки психического Т. де Шарден усматривает в понятии "духовная энергия". При этом он считает, что:

= "духовная энергия" - это "внутренняя сторона" материи;

= если физическая энергия порождает многообразие в материальном мире, то и психическая энергия порождает многообразие психологических явлений (от простейших до человека).

NB: позиция Т. де Шардена: "обе энергии - физическая и психическая - находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга".

- Т. де Шарден допускает: всякая энергия имеет психическую природу (имеется предположение академика А.Д.Сахарова о том, что "космос работает по принципу психической энергии"):

= жизнь на Земле зародилась благодаря сгущению в материи психической энергии;

= живая клетка как первая форма жизни появилась вследствие "мутации", происшедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывного перехода в новое, более совершенное состояние;

= в дальнейшем развитие психического происходило на базе и вследствие развития нервной системы;

= накопление психической энергии в недрах нервной системы привело к возникновению нового скачка - мысли и

сознания.

г) Особенности интеллектуального поведения животных по Р. Йерксу:

- детальное изучение животным ситуации прежде, чем оно начнет действовать;

- наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих "размышления";

- попытки разумного, целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу

пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок;

- в случае если первоначальный способ решения оказался не удачным, вслед за ним применяется новый, причем

переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным;

- удерживание в процессе выполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижению цели;

- наличие в деятельности особого критического момента, когда животное как бы внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности для наблюдателя очевидным образом отделяется от всех предыдущих попыток;

- легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблемы;

- способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекаясь от всего остального.

 



2016-09-15 914 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Становление низших форм поведения и психики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Становление низших форм поведения и психики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (914)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)