Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



2016-09-15 427 Обсуждений (0)
Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н. , КЛЕВЕЦ Л.Н.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ

ПСИХОЛОГИИ

 

Учебное пособие для самостоятельной подготовки

студентов вузов

 

 

Донецк

 

2009

ББК 88.4

А 13

 

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

 

 

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н., КЛЕВЕЦ Л.Н.

А 13 Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. — Донецк: Норд-Комплект; 2009.- 128с. Библиогр: С.-127

 

В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Пособие может быть использовано студентами-психологами для подготовки к экзамену по Общей психологии, а также студентами-медиками и всеми интересующимися психологией.

 

 

ББК 88.4

А13

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Учебное пособие состоит из 18 лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала. В нем проструктурированы такие разделы Общей психологии, как: «Сознание», «Деятельность», «Ощущение», «Восприятие», «Внимание», «Память», «Речь», «Мышление», «Темперамент», «Характер», «Мотивация» и др. Эти проблемы являются основными в теории Общей психологии.

Изучение структурно-логической схемы каждого вопроса является обязательным для студента-психолога, так как формирует быстрое понимание и запоминание рассматриваемой проблемы

Главная цель учебного пособия состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь студенту быстро ориентироваться в объеме и содержании любого понятия данной науки, обобщать и ограничивать его, усвоить навыки элементарного структурно-логического мышления на заданную тему и эффективно использовать эти механизмы в освоении теоретического материала. Решение этой задачи потребовало от нас уйти от традиционной для гуманитарной науки формы «сложных словесных гирлянд» и выбора более краткой форма подачи материала.

Список изученных нами работ по Общей психологии, на основе которых было написано учебное пособие, прилагается.


ЛЕКЦИЯ № 1

Тема:

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ,

ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

 

План

Соотношение объекта и предмета в науке.

Задачи общей психологии.

Место психологии в системе наук и ее особенности.

Соотношение научной и житейской психологии.

Психические явления и психические факты.

Основные отрасли психологии

Вопрос 1. СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА

В НАУКЕ

а) Объект психологии: во всех науках объект познания – это то, на что направлена деятельность исследователя. Объект психологии – это человек. Еще древние философы говорили, что нет для человека более интересного объекта, чем сам человек.

б) Предмет психологии:одному объекту может соответствовать несколько предметов исследования. Т.е. понятие «объект» шире понятия «предмет» и может включать в себя несколько предметов.

Например, такой объект исследования, как человек, - это сложная функциональная живая биосистема. Именно поэтому человек является предметом многих наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. Стало быть, и у психологии в объекте под название человек есть своя предметная база исследования. Этим предметом является душа или психика. В 1940 г. В книге «Основы общей психологии» С.Л.Рубинштейн писал: «Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п. – т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»

На протяжении всей истории становления психологической мысли постепенно выделился круг явлений, составивших предметную базу науки психологии. См. следующую таблицу.


 

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
1.   2.     3.     4.   5.   6.     7.     8.     9.   10.     11.     12. Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)   Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)     Свойства: индивидуальные, внутренние (психические)     Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)   Состояния:индивидуальные, внешние (поведенческие)   Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)     Процессы: групповые, внутренние   Состояния: групповые, внутренние   Свойства: групповые, внутренние     Процессы: групповые, внешние   Состояния: групповые, внешние   Свойства: групповые, внешние   Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.   Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.   Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.   Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.   Готовность, интерес, установка   Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер честолюбие, эгоизм.   Идентификация, коммуникация, комфортность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.   Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.   Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность, деятельность группы.   Межгрупповые отношения.     Паника, открытость группы, закрытость группы.   Организованность.

 

Вывод: таким образом, мы рассмотрели объект и предмет психологии. Объектом является человек, предметом – психика. Объект и предмет совпадают тогда, когда его надо рассматривать со всех сторон. Мы уже рассматриваем человека только с одной стороны – его психики (т.е. нашего предмета).

 

Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

а) Основная задача психологии – это изучение законов психической деятельности в ее развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.



2016-09-15 427 Обсуждений (0)
Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)