Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 4. Сравнение психики человека и животных



2016-09-15 465 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Сравнение психики человека и животных 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сравнительное исследование психики человека и животных обнаруживает определенные сходства и различия.

а) К XVII-XVIII веку учеными было признано общность анатомо-физиологического устройства человека и животных.

б) То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

в) Однако, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредованностью. Эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются через обучение.

г) Память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям они передают только то, что закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. С уходом из жизни теряется и его опыт.

Память человека безгранична, особенно в условиях изобретенных им знаковых систем и средств хранения информации.

д) Различия между человеком и животным обнаруживаются в мышлении. Видимо, только высшие животные могут

оперировать образами, хотя этот вопрос в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с 2-3 летнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятий) им недоступны.

е) Сложным остается вопрос сравнения эмоций животных и человека. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У животных можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

У человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. В отличие от элементарных эмоций, они

воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

ж) Ученые затрудняются обнаружить какие-либо заметные мотивационные различия между животными и человеком.

Спорным остается вопрос о потребности в общении, альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности.

Элементарные признаки этих качеств можно наблюдать у животных. Однако до сих пор ученые не могут выяснить, передаются они человеку по наследству или приобретаются в процессе социализации. Кроме того, в отличие от человека, у животных не обнаружены духовные потребности нравственно-ценностные установки, творческие потребности, тяга к совершенствованию и эстетике и т.д.

Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения есть биосоциальное существо, частично похожее и частично отличное от животных.

 

Лекция № 5

Тема:

СОЗНАНИЕ

План

Определение сознания.

Отличия сознательной деятельности человека.

Проявление сознания.

Сознание человека и язык.

Основные характеристики структуры сознания.

Психологическая характеристика сознания.

Предпосылки и условия возникновения сознания.

Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

Перспективы развития сознания.

Понятие, виды и проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Исследование бессознательного.

Соотношение между сознанием и бессознательным.

Патология сознания.

Вопрос 1. Определение сознания

Сознание - наивысшая форма психики, характеризующаяся способностью к интеграции, являющаяся результатом общественно-исторических условий, формирования человека в социуме.

а) материалистический подход:

сознание - высший уровень отражения действительности;

б) идеалистический подход:

сознание - форма психического начала бытия человека

 

Вопрос 2. Отличия сознательной деятельности человека

 

- Сознательная деятельность человека не всегда руководствуется биологическими мотивами, а часто входит с ними в противоречия (например, героизм);

- для человека, в отличие от животных, характерно гораздо более глубокое отражение условий среды, характеризующееся проникновением в суть вещей;

- в отличие от животных, у человека знание и умение формируются в результате усвоения опыта человечества.

 

Вопрос 3. Проявление сознания

 

- Наличие у человека способности к познанию психических явлений и себя на рефлекторном уровне;

- сознание человека связано с речью; сознательное отражение характеризуется осмысленностью представляемого;

- речь помогает обозначить общие и отличительные свойства отражаемого в сознании вида объектов;

 

- у человека проявляется коммуникативность сознания;

- труд является проявлением сознания.

 



2016-09-15 465 Обсуждений (0)
Вопрос 4. Сравнение психики человека и животных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 4. Сравнение психики человека и животных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)