Вопрос 4. Сравнение психики человека и животных
Сравнительное исследование психики человека и животных обнаруживает определенные сходства и различия. а) К XVII-XVIII веку учеными было признано общность анатомо-физиологического устройства человека и животных. б) То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей. в) Однако, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредованностью. Эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются через обучение. г) Память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям они передают только то, что закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. С уходом из жизни теряется и его опыт. Память человека безгранична, особенно в условиях изобретенных им знаковых систем и средств хранения информации. д) Различия между человеком и животным обнаруживаются в мышлении. Видимо, только высшие животные могут оперировать образами, хотя этот вопрос в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с 2-3 летнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятий) им недоступны. е) Сложным остается вопрос сравнения эмоций животных и человека. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У животных можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам. У человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. В отличие от элементарных эмоций, они воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. ж) Ученые затрудняются обнаружить какие-либо заметные мотивационные различия между животными и человеком. Спорным остается вопрос о потребности в общении, альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Элементарные признаки этих качеств можно наблюдать у животных. Однако до сих пор ученые не могут выяснить, передаются они человеку по наследству или приобретаются в процессе социализации. Кроме того, в отличие от человека, у животных не обнаружены духовные потребности нравственно-ценностные установки, творческие потребности, тяга к совершенствованию и эстетике и т.д. Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения есть биосоциальное существо, частично похожее и частично отличное от животных.
Лекция № 5 Тема: СОЗНАНИЕ План Определение сознания. Отличия сознательной деятельности человека. Проявление сознания. Сознание человека и язык. Основные характеристики структуры сознания. Психологическая характеристика сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Перспективы развития сознания. Понятие, виды и проявления бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Исследование бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным. Патология сознания. Вопрос 1. Определение сознания Сознание - наивысшая форма психики, характеризующаяся способностью к интеграции, являющаяся результатом общественно-исторических условий, формирования человека в социуме. а) материалистический подход: сознание - высший уровень отражения действительности; б) идеалистический подход: сознание - форма психического начала бытия человека
Вопрос 2. Отличия сознательной деятельности человека
- Сознательная деятельность человека не всегда руководствуется биологическими мотивами, а часто входит с ними в противоречия (например, героизм); - для человека, в отличие от животных, характерно гораздо более глубокое отражение условий среды, характеризующееся проникновением в суть вещей; - в отличие от животных, у человека знание и умение формируются в результате усвоения опыта человечества.
Вопрос 3. Проявление сознания
- Наличие у человека способности к познанию психических явлений и себя на рефлекторном уровне; - сознание человека связано с речью; сознательное отражение характеризуется осмысленностью представляемого; - речь помогает обозначить общие и отличительные свойства отражаемого в сознании вида объектов;
- у человека проявляется коммуникативность сознания; - труд является проявлением сознания.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |