Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика учебного предмета. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



2016-09-17 362 Обсуждений (0)
Общая характеристика учебного предмета. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по литературе составлена на основе феде­рального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участни­кам образовательного процесса получить представление о целях, со­держании, общей стратегии обучения, воспитания и развития уча­щихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделе­ние этапов обучения, структурирование учебного материала, опреде­ление его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточ­ной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления ав­торских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вари­ативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный под­ход в части структурирования учебного материала, определения по­следовательности изучения этого материала, а также путей формиро­вания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содейст­вует сохранению единого образовательного пространства, не сковы­вая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие воз­можности для реализации различных подходов к построению учебно­го курса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную за­писку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изуче­ния тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Примерная программа не распределяет учебный материал по от­дельным классам: все содержание литературного образования разби­то на разделы согласно этапам развития русской литературы, что со­ответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Примерная программа включает в себя перечень выдающих­ся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного про­изведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произ­ведения); включаются историко-литературные сведения и теорети­ко-литературные понятия, помогающие освоению литературного ма­териала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Примерная программа структурирована следующим образом:

• литература первой половины XIX в.;

• литература второй половины XIX в.;

• литература первой половины XX в.;

• литература второй половины XX в.

Произведения литературы народов России и зарубежной литера­туры изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельно рубрики, в от­дельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая ду­ховный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропони­мания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного пред­мета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многооб­разие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравствен­но-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фунда­ментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной лите­ратуры. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художест­венных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важ­ное значение имеют знания по истории и теории литературы, способ­ствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтере­сованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, плани­рующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В про­цессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произве­дение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведе­ния русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освое­ние на ином, углубленном, уровне литературного материала, тради­ционно изучаемого в курсе X-XI классов. Пятичасовой курс литера­туры призван помочь учащемуся овладеть основами исследователь­ской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятель­ности в гуманитарной области.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произ­ведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произ­ведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

В школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обуче­ния профильный курс литературыхарактеризуется определенной спе­цификой как содержания, так и структуры. Основные критерии отбо­ра художественных произведений для изучения в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения совпадают с кри­териями, предложенными для русской школы. Однако в школе такого типа учащиеся обращаются к произведениям иноязычной русской ли­тературы, которая изучается параллельно с родной и отражает культуру другого народа. Поэтому возникает необходимость представить в про­грамме элементы сопоставления русской и родной литературы.

Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изу­чения в русской школе, обусловлена необходимостью предложить ху­дожественные произведения, насыщенные культуроведческой ин­формацией, чтобы ввести учащихся в контекст менее знакомой для них русской культуры; стремлением более широко и многогранно от­разить своеобразие русских национальных традиций, обычаев, осо­бенности русского национального характера, духовные основы рус­ской культуры; представить те произведения русских писателей, в ко­торых нашло отражение этническое многообразие России.

В силу специфики структуры курса русской литературы в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в ней продолжается и углубляется изучение больших по объему произведе­ний русской классики, первоначальное представление о которых уча­щиеся уже получили в основной школе (А. С. Пушкин «Евгений Оне­гин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мерт­вые души», И. С. Тургенев «Отцы и дети», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»).

Вместе с тем более глубокое изучение произведений русской и за­рубежной классики, наряду с изучением родной литературы, позволя­ет вести разговор об общих для русской и родной литературы фило­софских, мировоззренческих, нравственных проблемах на стыке ли­тературы, истории и культуры. В профильном (филологическом) курсе литературы дополнительно приобретаются профессиональные филологические знания по лингвистике и теории литературы, кото­рые опираются на материал русской и родной литературы, формиру­ются профессиональные филологические умения (лингвистический и филологический анализ художественного текста, историко-сопоста-вительные параллели русской и родной литературы и др.).

Старшая школа гуманитарного (филологического) профиля с род­ным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения преимуще­ственно готовит выпускников к получению высшего филологическо­го образования на специальных национальных отделениях филологических факультетов педвузов, где студенты получают либо двойную специализацию «учитель родного языка и литературы»/«учитель рус­ского языка и литературы», либо специальность «учитель русского языка и литературы для школ с родным (нерусским) и русским (неродным)». В связи с этим в такой школе увеличивается объем предлагаемых для изучения произведений не только русской, но и родной литературы. Это обстоятельство вызывает необходимость некоторого сокращения по сравнению с русской школой числа изу­чаемых произведений русской литературы без ущерба, однако, для полноценного восприятия творчества того или иного писателя в це­лом. Указанные сокращения не касаются произведений, выносимых на итоговую аттестацию выпускников, и не отразятся на подготовке учащихся школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения к итоговым экзаменам. •

Выпускники такого типа школы должны выходить на диалог рус­ской и родной литературы и культуры, учитывать их специфику и ду­ховные корни. Таким образом реализуется принцип единого литера­турного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале двух (родной и русской) литератур.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение;

— различные виды пересказа;

— заучивание наизусть стихотворных текстов;

— определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

— анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

— устные и письменные интерпретации художественного произ­ведения;

— выявление языковых средств художественной образности и оп­ределение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

— самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, ком­ментирование художественного текста, установление связи литерату­ры с другими видами искусств и историей;

— участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

— подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских ра­бот; написание сочинений на основе и по мотивам литературных про­изведений.

В школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

— сопоставительный анализ произведений русской и родной ли­тературы в культурно-историческом контексте, выявление типологи­чески общих черт и национального своеобразия в произведениях пи­сателей русской и родной литературы;

— сравнение оригинального русского художественного текста с его профессиональным переводом на родной язык и обоснование соответствия перевода оригиналу.

Цели обучения

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне на­правлено на достижение следующих целей:

воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятель­ности в современном мире; формирование гуманистического ми­ровоззрения, национального самосознания, гражданской пози­ции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и цен­ностям отечественной культуры;

развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетиче­ской обусловленности литературного процесса; образного и ана­литического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и пись­менной речи учащихся;

освоениетекстов художественных произведений в единстве фор­мы и содержания, историко-литературных сведений и теорети­ко-литературных понятий; создание общего представления об ис­торико-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование уменийанализа и интерпретации литературно­го произведения как. художественного целого в его историко-ли­тературной обусловленности и культурном контексте с использо­ванием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литера­турного произведения; формирование умений сравнительно-со­поставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; на­писания сочинений различных типов; определения и использова­ния необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Изучение литературы в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения реализует общие цели и способствует ре­шению специфических задач:

• обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстети­ческого кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

• совершенствование аналитических умений: сопоставительного анализа произведений русской и родной литературы в культур­но-историческом контексте, сопоставления русского оригинала и его художественного перевода на родной язык для определения соответствия перевода тексту оригинала;

• активизация речевой деятельности учащихся на русском языке: развитие умений и навыков владения стилистически окрашенной русской речью.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь



2016-09-17 362 Обсуждений (0)
Общая характеристика учебного предмета. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика учебного предмета. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)