Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ



2016-09-17 358 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра богословских дисциплин

 

Курсовая работа

 

ПИЩЕВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ: история и современность

 

 

студента II курса

Килимова Тихона

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук Куприянов Ф.А.

 

Оценка___________

Подпись__________

Дата_________

 

 

Москва

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ПИЩЕВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ. 4

1.1. ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ.. 4

1.2. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПИЩЕ. 6

1.3. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРИГОТОВЛЕНИИ КОШЕРНОЙ ПИЩИ.. 8

ГЛАВА II. ПИЩЕВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ. 15

ГЛАВА III. КОШЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой мировой религии есть свои ограничения касательно употребления пищи. В свою очередь эти ограничения влияют на сознание религиозного человека, а со стороны иноверцев формируют отношение к той или иной религии. Одной из наиболее показательных форм проявления пищевого религиозного регламента является иудаизм.

Актуальность данной темы обуславливается тенденцией глобализации, а также необходимостью вырабатывания православной точки зрения касательно появляющейся религиозной продукции на прилавках продовольственных магазинов.

Очевидно, процесс глобализации затрагивает и такой специфический вопрос, как религиозная пища. Важно понимать, как к ней относиться и стоит ли употреблять ее в пищу православным христианам.

Широкое распространение кошерной пищи на прилавках – явление для современной России новое, а значит, требует достаточных сведений о том, что включает в себя библейское понятие кошера, каковы его преломления в современном мире и как к нему относиться современным христианам.

При этом имеется недостаточная ясность в понимании особенностей пищевых запретов, данных в Библии, и нынешних нововведений в этой области.

Цель данного труда –на основе Священного Писания, творений Святых отцов и трудов богословов, а также научно-публицистической литературы раскрыть историческое и современное понятие кошера, а также разъяснить православное отношение к нему.

В данной работе поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность пищевых ограничений в Ветхом Завете и современном иудаизме;

описать православные пищевые ограничения;

рассмотреть понятие кошерное поведение и его основание в Библии.

ГЛАВА I. ПИЩЕВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ

 

Изучение Священной истории Ветхого Завета необходимо для каждого христианина, в частности, важно изучение Пятикнижия Моисеева. Тем не менее при изучении предписаний, касающихся религиозно-бытовой стороны жизни иудеев, создается впечатление, что данные тексты Библии потеряли силу и не нуждаются в пристальном внимании алчущей духовного назидания христианской души. Однако такие установления, описанные в Библии нужны для полемики с представителями иудаизма, а также для разрешения возникающих в христианской среде вопросов, касающихся взаимодействия с другими культурами и религиями.

 

ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

 

Описание пищевых ограничений в Ветхом Завете начинается словами Господа: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле» (Лев. 11:1-2).

Таким образом, Господь, формируя богоизбранный народ, четко разделяет всех животных на чистых и нечистых.

Бог, с точки зрения блаженного Феодорита Кирского, убеждает ни одного из них не признавать Богом: «Ибо кто из здравомыслящих назовет Богом или нечистое, чего с ненавистью отвращается, или приносимое в жертву истинному Богу и самим приносящим снедаемое?»[1]. Действительно, евреи были склонны к почитанию животного мира, незадолго до возвращения Моисея с горы Синай, Аарон поддавшись принуждению народа, сделал литого тельца, и обделал его резцом: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4).

А.П. Лопухин объясняет, по какому критерию животные стали именоваться чистыми и нечистыми, по его мнению, критерием следует считать «инстинктивное, органическое нерасположение или отвращение человека к известным породам животных и птиц, именно к породам плотоядным и питающимся падалью»[2].

Апостол Варнава комментирует пищевые ограничения Ветхого Завета так: «Моисей говорил в духовном смысле. Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям»[3].

Следовательно, эти предписания, также должны были развивать нравственно-духовные отношения.

Необходимо упомянуть также, что пищевые ограничения имели своей целью обособление Израильского народа от язычества, как и всего Закона Моисеева, не допускающего иудеев смешиваться с другими народами[4].

Таким образом, Господь, устанавливая пищевые запреты, трояко предостерег иудеев от греха: от идолопоклонства, от нравственного и духовного падения, от ассимиляции с язычниками.

Однако современный иудаизм называет другие причины установления законов еврейской диетологии (кашрута). Например, в Книге Исход сказано: «И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его» (Исх. 22:31), здесь, по мнению раввинов Тора «ассоциирует кашрут со святостью»[5] посредством кашрута.

Также в иудейской традиции, существует кошерный метод убоя скота, который позволяет забивать животных не мучая их[6]. С точки зрения некоторых толкователей такой гуманный способ убоя скота учит людей не быть жестокими.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ В ПИЩЕ

 

В иудейском обществе со времен Моисея закрепилось немало пищевых ограничений, однако важно понимать, что данные в Библии указания касательно дозволенной пищи и современная их интерпретация имеют немало отличий. Появившиеся различия связаны с появлением устной Торы и института толкователей.

Еврейская традиция считает основоположником толкования Священных текстов священника Ездру, который жил в эпоху правления царя Артаксеркса (465-424 д.н.э.)[7], соответственно V в. д. э. можно считать началом толкования Торы. До этих пор иудеи, вероятно, использовали частные толкования Торы, о которых, впрочем, за неимением письменных источников сложно что-либо утверждать.

Итак, прежде чем говорить о современном понимании иудейской религиозной пищи, следует рассмотреть буквальные запреты Библии, касающиеся проблемы кошерной пищи. В XI главе книги Левит Господь пространно преподает Израилю законы кошерной пищи.

Кошер в переводе с иврита означает «пригодный», таким образом кошерная пища – это та пища которая пригодна для употребления с точки зрения иудаизма. Кашрут переводится также как и кошер, однако под кашрутом понимается пригодность вообще чего-либо.

Следуя этому повествованию, среди копытных животных, чистыми являются: все животные с раздвоенными копытами, с глубоким разрезом в копытах, жующие жвачку.

Среди животных живущих в воде – чистые те, которые имеют: «1) плавательные перья и 2) чешую»[8].

Среди птиц чисты все, кроме хищных птиц (орла, грифа, ястреба, сокола, коршуна, филина, совы), птиц-рыболовов (цапли, пеликана, чайки, лебедя), вороньих пород, зуя, ибиса, удода, страуса.

Среди пресмыкающихся чисты крылатые пресмыкающиеся, ходящие на четырех ногах, у которых голени выше ног.

Согласно Библии, из пресмыкающихся по земле, нечисты «крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет» (Лев. 11:29-30), а также все четвероногие, ходящие на лапах, и все не животные, не подпадающие под критерии чистоты.

Ветхий Закон не только запрещал употреблять их пищу, но и даже прикасаться к их трупам. Также, если труп нечистого животного соприкоснется с сосудом, пищей, питьем, печью, очагом, семенем – все это становилось нечистым, а следовательно, временно или совсем не пригодным для еврея.

Запрещалось также употреблять мертвечину и употреблять в пищу ползающих на чреве, ходящих на четырех ногах и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле. Особое внимание уделяется в Библии на запрет употребления крови: «Ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови» (Лев. 17:12).

Итак, изучив суть ветхозаветных пищевых запретов, следует обратиться к современным запретам иудаизма, которые зачастую берут свое начало в талмуде. Следует отметить, что «евреи сохраняют к талмуду, его мировоззрению, и его учению то же безграничное уважение и послушание, как и евреи средних веков»[9]. В Талмуде часто «повторяется мысль о превосходстве творений раввинов над творением, вдохновленным Богом: “Слова Талмуда более сладки, нежели слова завета”»[10].

Современный иудаизм предпочитает Торе Талмуд, потому, чтобы понять, что сейчас понимается под законами кашрута, необходимо обратится к современным источникам.

Согласно Талмуду, нечистыми являются все хищники, пресмыкающиеся, черви и насекомые, кроме некоторых видов саранчи. Нельзя употреблять в пищу мясо больного животного[11].

Кошерность мяса птиц, по Талмуду, дополнительно определяет «палец на задней стороне ноги, а также зоб»[12] и правила кошерного убоя (шхиты).

Касательно рыбы правила Торы и Талмуда не противоречат друг другу, в последнем также «строго запрещены морепродукты: крабы, креветки, устрицы»[13]. Стоит отметить, что на рыбу не распространяются правила кошерного убоя.

Кошерность яиц и молока определяется простым правилом: яйца или молоко кошерного животного – кошерно, однако есть исключения.

Овощи, фрукты, зелень и прочие плоды земли, «по определению являются кошерными»[14]. Также фрукты кошерные только в том случае, если они «сорваны с дерева, которому не меньше трех лет»[15]. Этот запрет указывается и в Торе: «Когда… посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их» (Лев. 19:23).

Таким образом, раввинистическая и талмудическая практика подтверждает законы кошерной пищи, данные в Торе, представляет интерпретацию и значительно расширяет их.

 



2016-09-17 358 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИЧИНЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)