Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы взаимодействия и взаимовлияния западной и восточных цивилизаций



2016-09-17 2407 Обсуждений (0)
Этапы взаимодействия и взаимовлияния западной и восточных цивилизаций 5.00 из 5.00 4 оценки




Процесс взаимодействия цивилизаций далеко не новый. И хотя тысячелетия назад локальные культуры и цивилизации возникали и развивались, казалось бы, изолированно, многочисленные нити культурных, торгово-экономических связей между ними столетие за столетием крепли и умножались, охватывая населенную часть земного шара. Это дает основание говорить об историческом процессе развития человечества в целом, смене мировых цивилизаций, известной синхронизации в динамике локальных цивилизаций

На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности, как олицетворения косности и прогресса, застоя и динамики, деспотизма и свободы.

1. Этап взаимодействия – Походы А. Македонского. Грандиозность походов Александра, открывших грекам новые земли, масштабы его завоеваний произвели на современников огромное впечатление и в течение многих веков продолжали волновать умы и сердца людей. В результате его походов была уничтожена держава Ахеменидов, но греко-македонская армия несла опустошения, рабство и смерть; во время походов разрушились города и села, гибли люди, стирались с лица земли целые племена. В своей державе, превосходившей своими размерами Персидское государство, Александр силой оружия объединил самые различные страны и народы – культурные греческие полисы и сохранявшую еще пережитки первобытно-общинного строя Македонию, долину Нила и Месопотамию с их тысячелетней культурой и кочевые племена Восточной Персии. Александр многое перенял у персов, например заботу об оросительных сооружениях, о системе дорог, о государственной почте. Особенно благотворно повлияло на развитие коммуникаций основание новых городов в местах, где пересекались наиболее важные торговые пути; большое значение имело и развитие морского судоходства, а также речного, которым персы раньше пренебрегали. К этому следует добавить открытие новых земель и освоение их, производство новых изделий, знакомство с новыми ремеслами. Насколько важно все это было, можно судить хотя бы по тому, что в Индии европейцы впервые ознакомились с продуктами и сырьем этой тропической зоны.

Александр не смог обеспечить создание единого народа "персоэллинов", о котором он мечтал, ни даже обеспечить целостность созданного им государства. Но он содействовал созданию новых, более гибких политических форм на Ближнем Востоке.

2. Этап взаимодействия – этап римской экспансии.

3. Этап средневековье - Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там, вплоть до конца XVIII в., был значительно выше, чем на Западе, города по своей численности превосходили европейские. В крупных городах Востока развивалось ремесло, достигшее очень высокого для средневековья уровня. Европа покупала на Востоке шелк, фарфор, оружие, пряности, но долгое время она мало что могла предложить взамен. Когда в 1793 г. в Китай прибыла официальная миссия из Англии с предложением о торговле, император гордо ответил, что его страна не нуждается в английских изделиях. Между тем жизнь средневекового Востока была неспокойна. Его политическая карта, особенно со времени появления исламской цивилизации, многократно перекраивалась. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от этой опасности, то на Востоке еще долгое время спустя продолжалась борьба с кочевниками. История всех средневековых цивилизаций имеет много общих черт, но вместе с тем именно в ту эпоху особенно отчетливо определяется их разнообразие. Восток отнюдь не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н. э. (арабской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей, влиявшие на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей и их поведение, трудовую этику и т. д.В этот период начался сбор информации о востоке.

К XVI в. Восток и Запад подошли в состоянии перманентной конфронтации. Начавшееся еще в VIII–IX вв. противоборство ислама и христианства приняло характер военно-религиозной борьбы между двумя цивилизациями, особенно в регионе Средиземноморья. Крестовые походы XI–XIII вв., познакомив Европу с мусульманским Востоком, его культурными и прочими ценностями, парадоксальным образом усилили эту борьбу. Однако главной причиной этого явились не цивилизационные и иные различия. Решающую роль сыграло идеологическое соперничество двух мировых религий (что было естественно для органичной в Средние века религиозности сознания людей), в дальнейшем многократно усиленное и даже неоттесненное на второй план экономическим и политическим соперничеством.

В новое время взаимодействие западной и восточной культур сводится к колониальной политике Запада

В отечественной литературе принято выделять три периода колониальной экспансии:

1) «торговый колониализм» с начала XVI до середины XVIII вв., характеризующийся погоней за колониальными товарами для вывоза их в Европу;

2) «колониализм эпохи промышленного капитала» – вторая половина XVIII – конец XIX вв., когда основным методом эксплуатации колоний и всего неевропейского мира стал ввоз европейских товаров в эти страны;

3) «колониализм эпохи империализма», или «колониализм периода монополистического капитала», – с конца XIX в., когда к прежним методам использования ресурсов зависимых стран добавился еще один – вывоз туда европейского капитала, рост инвестиций, приведший к промышленному развитию неевропейских стран .

Начало первого периода совпадает с эпохой географических открытий. Великие географические открытия были начаты Португалией и Испанией, странами феодальными и далеко не самыми развитыми. Почему же движения крестоносцев на Восток, движения, которые не затихали на протяжении нескольких столетий, не вызвали таких бурных перемен в жизни людей, как испано-португальская, казалось бы такая же феодальная экспансия. Ответ очевиден.

Во-первых, колониальная экспансия времен географических открытий, в отличие от крестовых походов, отвечала потребностям торгового капитализма. Она развивалась вместе с капитализмом, становилась всеохватывающей, привнеся глубокие последствия, как для метрополий, так и для колоний. Во-вторых, в первых колониальных захватах участвовали дворяне Пиренейского полуострова, а финансировались эти войны нередко купцами Фландрии и Брабанта. В-третьих, португальцев и испанцев, впрочем, как и голландцев гнала за пределы Европы ненасытная жажда золота. Богатейшими странами европейцам казались государства Азии и Африки. В-четвертых, Китай, Индия и Индокитай привлекали европейцев своими пряностями. Пряности стоили так же дорого, как и золото.

Португалец Бартоломео Диаш дошел до мыса Доброй Надежды, в 1498 г. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. В результате Великих географических открытий Португалия захватила следующие территории: в Азии – город Гоа и некоторые пункты на Западном побережье Индии. Укрепившись в Индии, португальцы двинулись на Восток, захватили Индонезию и Молуккские острова; в Африке – устье реки Конго (Заир) и Мозамбик. Во второй половине XVI в. португальские моряки сумели подчинить себе государство Нданго, его монарх носил титул Нгола. В дальнейшем это португальская колония Ангола.

Испания искала западный путь к богатствам «Индий». Совершив кругосветное путешествие в 1519-1522 гг. Фернандо Магеллан, португалец на службе испанского короля, открыл Филиппины. В колонизации Филиппинских островов главную роль играли католические монашеские ордена.

В начале XVII в. Восток привлек к себе внимание Голландии, Англии и Франции. Голландия в Азии захватила остров Цейлон, южную часть Малайи и вытеснила португальцев из Индонезии. В Африке Голландия закрепилась на мысе Доброй Надежды.

Англия в Африке создает свой первый форт в Гамбии и на Золотом Берегу (Гана).

Во второй период Англия начинает борьбу за Индию. Борьба идет на два фронта: соперничество с Францией в Европе (Семилетняя война); расчленение собственно Индии и постепенное покорение отдельных индийских княжеств. К 1818 г. почти вся Индия была завоевана английской Ост-Индской компанией, осталось одно независимое княжество Панджаб (Пенджаб). В 1858 г. Индия стала «главной жемчужиной Британской короны».

Франция, потерпев поражение в Индии, начинает борьбу за Индокитай (Вьетнам). На африканском континенте основным французским фортом стал расположенный в устье реки Сенегал Дакар.

Интересно, что в испано-португальской колониальной политике главную роль играла феодально-бюрократическая машина государства, а во втором периоде колонизации инициатива принадлежала торгово-ростовщическим компаниям: английской Ост-Индской, голландской Вест-Индской, французской Ост-Индской и т.д.

Третий период колонизации – это эксплуатация колоний с помощью монополистического капитала: от раздела Китая на «сферы влияния», завоевания Вьетнама, Бирмы и т.д. до территориального раздела Африки в конце XIX – начале XX вв.

Создание колониальной системы связало воедино весь мир, но в то же время положило начало глубочайшему разделению этого мира, на одной стороне которого находилась горстка капиталистических наций – метрополий, на другой – великое множество порабощенных народов в колониях и зависимых странах.

 



2016-09-17 2407 Обсуждений (0)
Этапы взаимодействия и взаимовлияния западной и восточных цивилизаций 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Этапы взаимодействия и взаимовлияния западной и восточных цивилизаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)