Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бабидские восстания (1848-1852 гг.): причины, движущие силы, цели, основные этапы, результаты и последствия



2016-09-17 4832 Обсуждений (0)
Бабидские восстания (1848-1852 гг.): причины, движущие силы, цели, основные этапы, результаты и последствия 4.75 из 5.00 4 оценки




Неустойчивость внешнеполитического положения, поражения в войнах с Россией и в «битве за Герат» свидетельствовали о политическом кризисе в Иране. Военные экспедиции требовали огромных денежных затрат. Иранское правительство было не в состоянии само формировать и распределять бюджетные средства. Откупная система стала нормой. Это привело к финансовому кризису 1837-1838 гг. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета, увеличивая налоги, что усиливало эксплуатацию податного населения. Это спровоцировало идеологический кризис. В среде иранцев-шиитов большим влиянием стала пользоваться секта шейхитов. Секта шейхитов возникла в XVIII столетии, в начале XIX в. деятельность секты поощрялась Фатх Али-шахом в противовес шиитам-ортодоксам.

Шииты считают, что после смерти Пророка законными наследниками являются только потомки его двоюродного брата Али и его жены, дочери Пророка Фатимы. Шииты утверждают, что после смерти своего отца в 260 г. х., последний человек из рода Мухаммеда, двенадцатый имам Махди скрылся. Он вернется на землю в день Страшного суда, чтобы установить справедливый порядок на земле. Эту идею разделяли и шейхиты. Однако шейхиты полагали, что люди постоянно нуждаются в руководстве. Поэтому Аллах не отказывает людям в своей милости, и среди верующих мусульман всегда должен быть некто, кто мог бы служить посредником между имамом и его народом. Шейхиты признавали главными только четыре «столпа» веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в Пророка. 3. Вера в имамаМахди. 4. Вера в посредника (Баба) между имамом и верующими.

Одним из руководителей секты шейхитов был Али Мохаммад. В 1844 г. Али Мохаммад объявил себя Бабом, т.е. «вратами» в постижение Бога. Первыми сочинениями Баба были «Комментарии к суре об Иосифе» (1844) и «Беян» (1847). Слово «беян» означает «откровения». Баб считал, что человеческое общество развивается последовательно, сменяющими друг друга эпохами. Сами люди не могут изменить существующий порядок вещей. Бог делает это через пророка, которого он посылает людям в каждую эпоху. Такими пророками были Моисей и его Пятикнижие, Иисус и его Евангелие, Мухаммед и его Коран. Теперь настало время нового учения, нового пророка, новой Книги и новых правителей. Таким образом, деятельность сторонников Баба – бабидов была направлена, в первую очередь, против шахской власти.

Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

1848-1852 гг. – разрозненные восстания в городах Ирана;

после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

В 1844 г. Баб начал свои проповеди в Ширазе. Вскоре он предстал перед судом улемов и был приговорен к тюремному заключению. Из Шираза проповедник бежал в Исфаган, где его укрыл генерал-губернатор. После смерти губернатора Исфагана (1848) Баб был второй раз арестован. Суд в Тебризе приговорил проповедника к смертной казни. Именно здесь, в Тебризе Баб объявил себя Махди. Осенью 1848 г. умер Мохаммад-шах, в стране началась борьба за власть, ею и воспользовались бабиды для начала восстания против Каджаров. В 1848-1852 гг. по Ирану прокатилась волна народных выступлений. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

причины поражения бабидов

Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.

Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику.

В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением;

В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.

Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террораДругая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.

Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы. Однако быстрая отставка реформатора и свертывание реформ привели Иран к зависимому положению.

 

 

ВОПРОСЫ

 

1. Политическая карта Востока к началу XVII в.

2. Англо-французское соперничество в Индии в XVI-XIX вв.

3. Арабо-исламская традиция-цивилизация.

4. Внешняя политика Османской империи в XVIII веке: цели, основные направления, результаты и последствия.

5. Внутренняя структура Османской империи в начале нового времени.

6. Возникновение Делийского султаната и основные этапы его политической истории.

7. Типы государств на Востоке: феодально-бюрократический, патриархальный, потестарный и догосударственный.

8. Государство, правитель и индивид на Востоке.

9. Движение «новых османов». Первая турецкая конституция.

10. Движение маратхов: причины, цели, их реализация, результаты и последствия.

11. Реформы в Османской империи: объективные и субъективные предпосылки, этапы.

12.Движение сикхов: причины, цели, их реализация, результаты и последствия.

13Европейское проникновение в Индию: цели, задачи, этапы, результаты и последствия.

14.Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах.

15Индо-буддийская традиция-цивилизация.

16.Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация.

17.Колониальное закабаление Кореи.

18.Колониальные интересы Российской империи на Востоке.

19.Кризис и распад Империи Великих Моголов.

20. Национально-освободительное движение в Османской империи в XVIII-XIX вв.

21.Обострение социально-политической обстановки в Индии в середине XIX в.: причины, проявление, результаты и последствия.

22.Африка в эпоху Великих географических открытий.

23.Османская империя в середине XVII в.: социально-политические и экономические отношения.

24.Особенности колониального закабаления Китая.

25.Периоды колонизации на Востоке (этапы, содержание, их последствия).

26.Политика английских колониальных властей в Индии в XVIII – начале XIX в. в сфере поземельных отношений (основные варианты реформирования: их содержание, результаты и последствия).

27.Понятие «цивилизации Востока».

28.Предмет, хронологические и географические рамки курса новой истории стран Азии и Африки.

29.Гипотезы и факторы отставания Африки в период нового времени.

30.Развитие африканского континента в период нового времени.

31.Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.)

32.Реформы Махмуда II: причины проведения, содержание, результаты и последствия.

33.Реформы Селима III: причины проведения, содержание, результаты и последствия.

34.Реформы: сущность и место в системе исторического развития Востока в период нового времени.

35.Роль буддизма в истории цивилизаций Востока.

36.Назревание политического кризиса в Японии в начале XIX в. Гражданская война 1863-1869 гг.

37.Мэйдзи исин: революционный переворот или революция? Первые буржуазные реформы и начало модернизации страны.

38.Система колониального управлении Индией во второй половине XIX в.

39.Социально-экономические и политические последствия британского завоевания Индии.

40.Социально-экономическое развитие Индии в первой половине XIX в.

41Сходство и различие в развитии цивилизаций Запада и Востока.

42.Танзимат: причины проведения, этапы, содержание, результаты и последствия.

43.Этапы взаимодействия и взаимовлияния западной и восточных цивилизаций.

44.Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров.

45.Социально-экономические отношения в Иране в период нового времени.

46 Бабидские восстания (1848-1852 гг.): причины, движущие силы, цели, основные этапы, результаты и последствия.

 

 



2016-09-17 4832 Обсуждений (0)
Бабидские восстания (1848-1852 гг.): причины, движущие силы, цели, основные этапы, результаты и последствия 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Бабидские восстания (1848-1852 гг.): причины, движущие силы, цели, основные этапы, результаты и последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)