Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.)



2016-09-17 1635 Обсуждений (0)
Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1603 г. власть в государстве захватил сёгун (буквально – военный вождь) из рода Токугава, так в истории Японии возник третий сёгунат. Сёгунат Токугава просуществовал до 1868 г. и имел некоторые особенности.

Во главе государства стоял сёгун. Столицей страны был город Эдо (будущий Токио), в нем проживало около 1 млн человек. Император жил в Киото, оставался религиозным главой государства, иных прав не имел и в управлении страной не участвовал. Во времена господства дома Токугава официально считалось, что император «препоручил политическую власть» сёгуну, сохраняя за собой сакральные функции. Сёгун опирался на административный совет – городзю, состоящий из представителей княжеских династий. Возглавлял совет первый министр и главный советник сёгуна – тайро. Японское правительство называлось бакуфу.

В Японии времен Токугава сохранялось традиционное деление на провинции во главе с губернаторами – крупными князьями. Первый представитель династии Токугава Иэясу (1603-1605) победил своих политических противников в битве при Сэкигахара (1600), принял титул вождя (1603) и занялся укреплением государства.

1. Мятежные князья (тодзама даймё) сохранили свои экономические позиции, но их свобода была ограничена системой заложничества.

2. Города, в которых ранее тодзама даймё творили суд, были переданы центральному управлению в лице сёгуна.

3. Крестьяне были практически прикреплены к своим наделам полицейским надзором и централизованной системой налогообложения.

4. Законодательно оформилось деление общества на четыре сословия: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко), торговцы (сё). Вне сословий оставались представители «свободных» профессий: артисты, врачи, учителя, монахи, а также нищие и бродяги.

5. Из страны были изгнаны иностранцы, произошло «закрытие» Японии от внешнего мира.

Высшим сословием считалось самурайство (си). Отличительным признаком этого сословия было право носить два боевых меча. Самураи занимали престижные государственные должности, служили в армии. К началу XVII в. самурайство было уже крайне неоднородно. Высшие слои – даймё– это японские князья, т.н. «наследственные вассалы». Во времена усобиц даймё делились на противоборствующие группировки. Две такие группировки сложились во времена феодальных войн XVI в. Первая группа – фудай даймё, поддержала дом Токугава в решающей битве при Сэкигахара (1600 г.), вторая группа – тодзама даймё, выступила против сёгуна. В дальнейшем политическое влияние первой группы росло, второй падало.

Каждый князь (даймё) имел своих вассалов-самураев, они владели небольшими земельными участками, с прикрепленными к ним крестьянами. Боясь сепаратизма князей, сёгуны ввели систему заложничества. По установленному обычаю, каждый второй год князь и члены его семьи жили при дворе сёгуна в Эдо. Самураи низших рангов – ронины, как правило, не имели своих сюзеренов. Они, как и обедневшие западноевропейские рыцари, вынуждены были переходить с места на место в поисках средств существования, или же заниматься грабежами. В XVIII столетии после подавления целого ряда самурайских мятежей ронины становились учителями, врачами, нередко и простыми арендаторами.

Крестьяне (но) делились на коренных – «хомбякусё»; пришлых – «гэнин», «наго»; дворовых холопов-рабов – «хикан». В Японии сложилась весьма оригинальная система личной зависимости крестьян. крестьяне были прикреплены не к земле, а к налогу. Коренные крестьяне могли передать право пользования землей пришельцам. Такой «пришлый» земледелец платил налог-ренту уже в большем размере, обеспечивая не только самураев, но «коренного» общинника, «благодаря» последнего за аренду.

В административном отношении японская деревня, как и китайская, делилась на фискальные единицы – пятидворки. Зажиточного крестьянина назначали старостой.

Ремесленники (ко) и купцы (сё) как сословия считались ниже крестьян, купцы ниже ремесленников. Но экономическое положение этих групп было лучше, чем положение крестьян. В Японии ремесленники были объединены в семейно-корпоративные объединения – цехи (дза). Купцы также имели свои организации – гильдии. В XVIII в. купцы становятся одним из самых богатых сословий. Особенно зажиточным было купечество города Осака, который постепенно стал общеяпонским торговым центром.

Социально-экономическое развитие Японии времен Токугава протекало крайне неравномерно. С начала XVII в. и до начала XVIII в. наблюдался экономический подъем; затем – стагнация и спад до середины XIX в. Подъем первого столетия правления сёгунов дома Токугава связан с объединением страны, с окончанием междоусобных войн. Все это создало предпосылки для развития сельского хозяйства.

Во-первых, прогресс выразился в росте урожайности риса. Во-вторых, рост урожайности способствовал росту численности населения до 30 млн человек. В-третьих, изменяется социальная структура японского общества. произошло устранение рядового самурайства из схемы экономических отношений: крупный сеньор – крестьянин. В целом такой подъем подрывал основы натурального хозяйства, что должно было повысить товарность экономики.

Переход к денежной форме ренты – закономерный этап в развитии аграрной экономики, воспринимался самураями отрицательно. Самураи-воины считали унизительным получать плату за службу в денежной форме.

До начала XVII в. Япония активно торговала с Китаем, Кореей, Малайей и другими регионами. Положение с внешней торговлей изменилось в связи с проникновением в Японию христианства. Усиливающаяся государственная власть стала рассматривать чужеземную религию как опасный фактор. В 1611-1614 гг. сёгун издает первые указы о запрещении христианства, в 1634 г. запрещен въезд и проживание в Японии испанцев, в 1638 г. из страны изгнаны португальцы. Единственным открытым городом, где разрешалась внешняя торговля, стал город Нагасаки. И единственные европейцы – голландцы могли иметь в городе свое представительство. Таким образом произошло «закрытие» Японии. Страна изолировала себя от внешнего мира. Во-первых, сёгуны боясь колонизации, они стремились оградить себя от иностранного проникновения. Во-вторых, проводя политику изоляции, правители хотели сохранить и защитить национальную культуру, религию, быт. В-третьих, сёгуны боялись экономического усиления князей юго-западной и западной Японии. Князья этого региона уже стали христианами и вели активную торговлю с португальцами. На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов.

Японские историки считают, что первые признаки экономического упадка появились в конце XVII в. во время правления пятого сёгуна из дома Токугава, сёгуна Цунаёси (1680-1709). Во времена Цунаёси бразды правления попали в руки фаворитов, и так продолжалось до середины XIX в. Историки упрекают сёгуна за расточительный образ жизни, ибо в годы его правления страна впервые столкнулась с финансовыми проблемами. Но перечисленные выше беды – это не причины, а следствия кризиса традиционной экономики.

Во-первых, это застой в сельском хозяйстве. С начала XVIII в. не растут площади обрабатываемых земель, нет роста урожайности. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. В дальнейшем, при практически постоянной численности населения, доля сельских жителей снижается, городских растет. Это свидетельствует о расслоении и разорении крестьянства. Во-вторых, характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян. В-третьих, приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры. Частные мануфактуры принадлежали представителям торгово-ростовщического капитала и ориентировались на легкую промышленность. Княжеские мануфактуры были заняты производством вооружения. Такие предприятия возникали, в основном, в районах с ярко выраженными сепаратистскими тенденциями, то есть на юге и юго-западе Японии.Казенные мануфактуры принадлежали государству в лице сёгуна. Они, как правило, занимались переработкой полезных ископаемых: это были горнорудные, железоделательные и другие предприятия. В-четвертых, настоящим бедствием для страны стал финансовый кризис. Он проявился в том, что рост товарно-денежных отношений, даже в своем историческом дебюте, быстро привел к перераспределению денежных средств. В результате самураи, даймё и даже сёгун попали в финансовую зависимость от ростовщиков и первых банкиров. Государство пыталось выйти из кризиса, объявляя «периоды» реформ. Это реформы Кёхо, Кансэй (1789-1801), реформы периода Тэмпо (1830-1844). Реформы, не решив экономических проблем, все же укрепили государственную власть. В частности, стремясь остановить процесс размывания сословий, в 1742 г. был составлен законодательный кодекс «100 статей». В экономическом плане реформы – это издание законов против роскоши, провозглашение режимов экономии, денежные реформы. Однако результаты экономических реформ были незначительными.

В начале XIX в. финансовый кризис стал хроническим. Создалось неравное положение: более стабильными оказались южные и юго-западные княжества Тёсю, Сацума, Тоса. Они управлялись тодзама даймё. В начале века в южных районах возникают первые предприятия европейского типа. Наблюдался и процесс обуржуазивания самураев, не только средних, но и высших. В центральных и северных районах Японии кризисные явления носили затяжной, поэтому особенно болезненный характер. Неравномерность развития отдельных областей привела к нарастанию противоречий между верхами и низами общества, а также внутри господствующего класса, что проявилось в событиях середины века – гражданской войне 1863-1869 гг. и реформации Мэйдзи исин.

 

 

42. Танзимат: причины проведения, этапы, содержание, результаты и последствия.

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. Перед смертью его отец потерпел поражение от египетского наместника Мухаммеда Али. Мухаммед Али, поддержанный Францией, претендовал на роль регента при малолетнем султане. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат» (преобразование, реформация). В отечественных работах эти преобразования принято условно разделять на два периода.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны. Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи. Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции. В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Гюльханейский указ состоял из трех частей. Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества. Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему. В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм. Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. в самой Порте хатт-и шериф вызвал недовольство как правоверных мусульман, которые не хотели даже формально находиться в одном ряду с «неверными», так и христиан. Ведь христианские народы мечтали о создании независимых государств.

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.

Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет. Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг. лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Османскую империю. Война была спровоцирована Россией. В феврале 1853 г. Николай I направил Порте ультиматум, в котором потребовал от султана признания за Россией права покровительства над всеми христианскими народами, населяющими Османскую империю. Султан рассматривал ультиматум как вмешательство во внутренние дела своего государства и отклонил требования Николая I. Началась Крымская война. Россия надеялась воевать только с Турцией, но она просчиталась. Англия, Франция, а затем и Сардиния заключили союз с султаном и воевали на стороне Порты. Начало военной кампании было удачным для России. Однако в дальнейшем в войну вступили Англия и Франция. Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии. Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

С внешней стороны турки выглядели победителями. Однако Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом. Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве . По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками. По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876).

 



2016-09-17 1635 Обсуждений (0)
Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)