РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Биробиджанский государственный педагогический институт ПЕДАГОГИКА
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ, ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Учебно-методическое пособие
Биробиджан УДК 37.01.(07).(571.621) ББК 74.204 Ш.
Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПИ
Педагогика: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. ‑ 86с.
Учебно-методическое пособие по педагогике предназначено для студентов педагогических вузов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей данного курса.
Автор: Шафранова О. Е.
Рецензенты: Митина Г. В., к.п.н, доцент. Матыцына В. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №1г. Биробиджана.
ISBN © Шафранова Ольга Евгеньевна, 2003. © БГПИ, 2003. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс подготовки современных педагогов связан с преодолением противоречия между наличием у студентов субъективного опыта обучения в контексте «традиционной школы» и необходимостью подготовки молодых специалистов, способных реализовать основные тенденции современного образования. Поэтому предлагаемое учебно-методическое пособие включает в себя репертуар различных форм и методов обучения, самообучения, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Содержание данного учебно-методического пособия выстроено в соответствии с государственным стандартом и является первым этапом на пути освоения всего курса «Педагогика». Данный блок включает в себя следующие разделы: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, педагогические технологии. Особенности содержательных и организационно-методических аспектов реализации данного комплекса задаются рядом факторов: - изучение курса «Педагогика» совпадает с периодом адаптации студента-первокурсника к новой социально-образовательной ситуации; - изучение данного курса характеризуется размыванием границ между имитационными и неимитационными методами обучения, так как сама дисциплина определяет высокую степень вовлеченности студента в образовательный процесс, влияя на иерархию мотивов обучения и выдвигая мотив освоения имитируемой в процессе обучения педагогической деятельности на первое место; - переход к новой стратегии обучения в условиях рыночной экономики объективирует необходимость использования интенсивных методов обучения, которые станут основой дидактической системы будущего. Рассматривая в качестве основной цели курса подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего основами педагогического мастерства, в качестве ведущих задач данного блока курса «Педагогика» можно выделить: § формирование профессиональных умений в условиях, близких к реальным; § стимулирование самоуправления, самообучения, самоконтроля личности; § ориентация на организацию эмоциональной включенности в процесс обучения; § упорядочивание системы самостоятельной работы студента, что предполагает проведение детального анализа и самоанализа организации учебного труда студента, выявление и устранение «узких мест» и упорядочивание процесса учения с целью рационализации индивидуальных видов работы; § расширение границ творчества и обогащение дидактического репертуара будущего специалиста. В рамках данного курса предлагается тематика лекционно-практических занятий. Однако гибкий и вариативный характер предложенной структуры курса позволяет преподавателю и студенту выстроить собственную процессуальную и содержательную тактику в преподавании и изучении данной дисциплины в соответствии с объективными условиями (состав слушателей, специальность, временной фактор /объем часов/) и приоритетными задачами. Наряду с традиционными неимитационными видами и формами занятий (вводная лекция, обзорная лекция, тематическая лекция, семинар, публичная защита, круглый стол и пр.) в настоящем учебно-методическом пособии представлены элементы так называемых имитационных видов и форм аудиторной работы: · дидактические игры (академические, обучающие, образовательные и педагогические; процессуальные игры (ролевые, деловые) сюжетно-творческие игры (драматизация, инсценирование); · игровое проектирование, решение педагогических задач, обсуждение разработанных вариантов с выбором оптимального решения, «мозговая атака» и пр. Такая организация процесса обучения дает возможность: - формировать у будущего специалиста профессиональные навыки в условиях, близких к реальным; - развивать у студента способность к непринужденному диалоговому общению по вертикали и по горизонтали в профессиональной среде; - организовывать гибкий, адаптивный образовательный процесс, при необходимости становящийся жестким и регламентированным; - развивать продуктивное мышление студентов, навыки и умения продуктивного труда; - содействовать выработке у студента установки на заимствование и творческую адаптацию чужого опыта; - совершенствовать индивидуальный и коллективный стиль работы с ориентацией на коллективные потребности; - содействовать преодолению психологического барьера в восприятии инноваций. Рассматривая данное пособие прежде всего в качестве инструмента, дающего возможность студентам очной и заочной форм обучения оптимально организовать процесс самообразования, четко представляя себе цель и конечный продукт изучения представленного блока курса «Педагогика», данный комплекс содержит также задания для самостоятельной работы студента, тематику курсовых и контрольных работ, экзаменационные вопросы, краткий словарь педагогических терминов, список рекомендуемой литературы, ряд приложений с текстами и методическими рекомендациями по реализации предложенных форм и методов обучения. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
Введение в педагогическую деятельность.Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования. Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Педагогические технологии.Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |