Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



2016-09-16 344 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Биробиджанский государственный педагогический институт

ПЕДАГОГИКА

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ, ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

 

 

Биробиджан


УДК 37.01.(07).(571.621)

ББК 74.204

Ш.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПИ

 

 

Педагогика: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. ‑ 86с.

 

 

Учебно-методическое пособие по педагогике предназначено для студентов педагогических вузов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей данного курса.

 

 

Автор: Шафранова О. Е.

 

 

Рецензенты: Митина Г. В., к.п.н, доцент.

Матыцына В. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №1г. Биробиджана.

 

ISBN

© Шафранова Ольга Евгеньевна, 2003.

© БГПИ, 2003.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Процесс подготовки современных педагогов связан с преодолением противоречия между наличием у студентов субъективного опыта обучения в контексте «традиционной школы» и необходимостью подготовки молодых специалистов, способных реализовать основные тенденции современного образования.

Поэтому предлагаемое учебно-методическое пособие включает в себя репертуар различных форм и методов обучения, самообучения, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Содержание данного учебно-методического пособия выстроено в соответствии с государственным стандартом и является первым этапом на пути освоения всего курса «Педагогика». Данный блок включает в себя следующие разделы: введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория обучения, педагогические технологии.

Особенности содержательных и организационно-методических аспектов реализации данного комплекса задаются рядом факторов:

- изучение курса «Педагогика» совпадает с периодом адаптации студента-первокурсника к новой социально-образовательной ситуации;

- изучение данного курса характеризуется размыванием границ между имитационными и неимитационными методами обучения, так как сама дисциплина определяет высокую степень вовлеченности студента в образовательный процесс, влияя на иерархию мотивов обучения и выдвигая мотив освоения имитируемой в процессе обучения педагогической деятельности на первое место;

- переход к новой стратегии обучения в условиях рыночной экономики объективирует необходимость использования интенсивных методов обучения, которые станут основой дидактической системы будущего.

Рассматривая в качестве основной цели курса подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего основами педагогического мастерства, в качестве ведущих задач данного блока курса «Педагогика» можно выделить:

§ формирование профессиональных умений в условиях, близких к реальным;

§ стимулирование самоуправления, самообучения, самоконтроля личности;

§ ориентация на организацию эмоциональной включенности в процесс обучения;

§ упорядочивание системы самостоятельной работы студента, что предполагает проведение детального анализа и самоанализа организации учебного труда студента, выявление и устранение «узких мест» и упорядочивание процесса учения с целью рационализации индивидуальных видов работы;

§ расширение границ творчества и обогащение дидактического репертуара будущего специалиста.

В рамках данного курса предлагается тематика лекционно-практических занятий. Однако гибкий и вариативный характер предложенной структуры курса позволяет преподавателю и студенту выстроить собственную процессуальную и содержательную тактику в преподавании и изучении данной дисциплины в соответствии с объективными условиями (состав слушателей, специальность, временной фактор /объем часов/) и приоритетными задачами.

Наряду с традиционными неимитационными видами и формами занятий (вводная лекция, обзорная лекция, тематическая лекция, семинар, публичная защита, круглый стол и пр.) в настоящем учебно-методическом пособии представлены элементы так называемых имитационных видов и форм аудиторной работы:

· дидактические игры (академические, обучающие, образовательные и педагогические; процессуальные игры (ролевые, деловые) сюжетно-творческие игры (драматизация, инсценирование);

· игровое проектирование, решение педагогических задач, обсуждение разработанных вариантов с выбором оптимального решения, «мозговая атака» и пр.

Такая организация процесса обучения дает возможность:

- формировать у будущего специалиста профессиональные навыки в условиях, близких к реальным;

- развивать у студента способность к непринужденному диалоговому общению по вертикали и по горизонтали в профессиональной среде;

- организовывать гибкий, адаптивный образовательный процесс, при необходимости становящийся жестким и регламентированным;

- развивать продуктивное мышление студентов, навыки и умения продуктивного труда;

- содействовать выработке у студента установки на заимствование и творческую адаптацию чужого опыта;

- совершенствовать индивидуальный и коллективный стиль работы с ориентацией на коллективные потребности;

- содействовать преодолению психологического барьера в восприятии инноваций.

Рассматривая данное пособие прежде всего в качестве инструмента, дающего возможность студентам очной и заочной форм обучения оптимально организовать процесс самообразования, четко представляя себе цель и конечный продукт изучения представленного блока курса «Педагогика», данный комплекс содержит также задания для самостоятельной работы студента, тематику курсовых и контрольных работ, экзаменационные вопросы, краткий словарь педагогических терминов, список рекомендуемой литературы, ряд приложений с текстами и методическими рекомендациями по реализации предложенных форм и методов обучения.


ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
К СОДЕРЖАНИЮ КУРС
А

 

 

Введение в педагогическую деятельность.Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Педагогические технологии.Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.


РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА Аудиторные занятия
лекции семинарско-практические занятия
1. Общая характеристика педагогической профессии. Х  
2. Профессиональная деятельности и личность педагога. Х Х
3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Х Х
4. Общее представление о педагогике как науке. Х Х
5. Методология педагогической науки. Х Х
6. Развитие личности как педагогическая проблема. Х Х
7. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Х Х
8. Обучение в целостном педагогическом процессе. Х Х
9. Закономерности и принципы обучения. Х Х
10. Система методов обучения. Х Х
11. Формы организации процесса обучения. Х Х
12. Теоретические основы педагогической технологии. Х Х
13. Педагогическое проектирование и решение педагогических задач. Х Х
14. Характеристика основных видов педагогических технологий Х Х

 


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 



2016-09-16 344 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)