Функционально-ролевые обязанности участников игры
Председатель МО: — вступительное словооб актуальности проблемы заседания; — определение регламента и порядка выступлений. Члены МО: раскрывают предложенную тему по следующей схеме: — краткий исторический экскурс в теорию методов дидактики; — использование репродуктивных методов обучениянаучебных занятиях; — методы проблемно-поискового характера, их достоинства и особенности использования на учебных занятиях по педагогике и психологии; — нетрадиционные методы обучения. Группа гостей: — предлагает позитивный педагогический опытпо источникам в периодической печати; Группа экспертов: 1. Оценивает качество выступлений преподавателей. 2. Делает вывод о качестве проведения деловой игры как метода обучения: - как участники игры справились с «ролями»; - какова структура игры и ее педагогическая направленность; - каков уровень взаимоотношений реальных и игровых участников игры. Преподаватель предмета — организует подготовительный этап игры, определяет ее цель, во время игры принимает или роль председателя МО, или роль стороннего наблюдателя. Резюмирует итог игры.
Литература: 1. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий: Учебноепособие. — М., 1991. 2. Белкин А. С. Ситуация успеха.Как ее создать? —М., 1991. 3. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. соч. — М., 1979. — Т. 1. — Гл. 8. 4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1988. — Гл. 1. 5. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. — М„ 1982. — Гл. 5. — С. 181. 6. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч.— М., 1982. 7. Каптерев П. Ф. Общая характеристика педагогического метода // Там же. 8. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981. 9. Острогорский А. Н. Наука о воспитании // Избр. пед.соч.— М., 1985. : Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. 10.Пирогов Н. И. О методах преподавания // Избр. пед. соч.— М., 1982. 11.Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. —М., 1995. 12.Шамова Т. Н. Активизация учения школьников. — М., 1982. 13.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения. –М., 1977. 14.Занков Л. В. Дидактика и жизнь. –М., 1968. 15.Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знания. –М., 1975. 16.Бабанский Ю. К., Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М., 1977. — Гл.1. 17.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
ЗАНЯТИЕ №7 ТЕМА:СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – КАКОЙ ОН? ФОРМА: семинар-дискуссия
Вопросы для обсуждения: 1. Традиции и нововведения на современном уроке. 2. Психологизация учебного занятия сегодня. 3. Педагогика отношенийна современном уроке. 4. О развивающем взаимодействии на современном уроке. 5. Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке? 6. Триединая цель урока — традиция или необходимость?
Высказывания для организации дискуссии: «Хороший урок должен иметь 4 свойства: ясность, ассоциацию, систему и метод» (И. Гербарт). «Урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли» (П.Ф. Каптерев). «Урок является той главной сферой интеллектуальной жизни воспитанников, в которой повседневно происходит духовное обогащение наставника и его питомцев» (В. А. Сухомлинский). Методические рекомендации: o Подготовка к дискуссии начинается с планирования групп по 5—6 человек (заранее, импровизационно, по схеме посадки студентов, по алфавиту, по желанию студентов). o Группе присваивается статус «экспертной группы». o Распределение преподавателем функциональных обязанностей участников дискуссии: «ведущий» организует работу группы, «протоколист» фиксирует все, что относится к решению проблемы, «наблюдатель» оценивает участие каждого на основе заданных преподавателем критериев, «аналитик» подвергает сомнению высказанные идеи, задает членам группы вопросы. o Введение в ход обсуждения приемов мозгового штурма. o Акцентирование внимания участников при обсуждении выдвинутой проблемы на использование в аргументации теоретических фактов, собственного опыта. o Участникам предлагается наметить программу и защитить ее перед всеми. o Каждый участник «экспертной группы» должен выступить с коротким сообщением и подготовиться к ответам на вопросы со стороны присутствующей аудитории.
Литература: 1. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. соч. — М., 1978. 2. Дайри Н. Р. Основное усвоить на уроке. — М., 1987. 3. Ершова А. П. Режиссура урока, общение и поведение учителя. — М.; Воронеж, 1995. 4. Ильин Е. Н. Рождение урока.— М., 1986. 5. Капотюк И. Активные формы обучения на уроках педагогики //Дошкольное воспитание.— 1994.— № 11. 6. Каптерев П. Ф. Теория наглядного обучения; Хороший урок; Педагогика — наука или искусство // Избр. пед.соч. — М., 1982. 7. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. — Псков, 1996. 8. Кузовкина Е. А. Элементы занимательности на уроках педагогики // Начальная школа. — 1991.— № 4. 9. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой— М., 1997. 10. Махмутов М. Н. Современный урок.— М., 1985. 11. Онущук В. А. Урок в современной школе,— М, 1986. 12. ОхитинаЛ.Г. Психологические основы урока,— М., 1977. 13. Седова О. О. Нестандартные формы уроков // Специалист. -1994. — №9. 14. Сухомлинский В. А. Урок и знания // Избр. пед. соч. — Киев, 1980. — Т,5; 100 советов учителю // Там же, — Т.2. Советы № 11,14,15, 25, 36; Разговор с молодым директором | школы. Беседы № 1, 7 // Там же. — Т. 4. 15. Тенькин Б. С. и др. Психологический аспект анализа урока.— 1 Киров, 1997. 16. Хусомпова Н. Ю. Целеполагание в педагогических процессах.— Казань, 1996. 17. Царева Р. Ш. Развивающее учебное взаимодействие (теория и технология). — Стерлитамак, 1996. 18. Шацкий С. Т.О рационализме занятий в школе; О советской дидактике и дидактическом материале; Повышение качества урока; О том, как мы учим // Избр. пед.соч. — М., 1988. 19. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого.— М., 1991. 20. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985.
ЗАНЯТИЕ № 8 ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬ: формировать навыки самостоятельной постановки проблемы и нахождения путей ее решения; познакомить с технологией создания разнообразных видов заданий в проблемном и программированном обучении.
Вариант 1 ФОРМА: контрольный семинар
Задание: 1. Подбор материала, составление заданий проблемно-поискового характера по теме из курса «Теория обучения» (на выбор студента). Содержание работы: 1. Подобрать высказывания для дискуссии по теме проблеме «Плюсы и минусы технологизации процесса обучения». 2. Сформулировать задания для подобранных задач. План: 1. Погружение в проблему (вопросно-ответное упражнение). 2. Дискуссия по проблеме «Плюсы и минусы технологизации процесса обучения». 3. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).
Вариант 2 ФОРМА: практикум
Теоретическая часть: 1. Понятие проектирования в педагогике. 2. Логика педагогического проектирования. 3. Основные методологические требования к педагогическому проекту. 4. Основные технологии осуществления педагогического процесса
Практическая часть: 1. Познакомившись с методологическими требованиями к инновационному проекту (Пидкасистый, с.50-55), проанализируйте современные технологии обучения школьников и определите одну или несколько проблем обучения, нуждающихся в решении. Попробуйте предложить проект решения этой проблемы в соответствии с методологическими требованиями. 2. Составьте групповой проект (группы до 5 человек) урока, используя новинки в области технологий воспитания и обучения. Представьте свой проект (см. Приложение 2.10.2.). План: 1. Взаимоконсультирование по теоретическим аспектам темы (работа в парах). 2. Вопросо-ответное упражнение по заявленной проблеме - 3 мин каждая пара готовит один вопрос, расширяющий знания по данной темы /готовит свой ответ на заданный вопрос; - контр-интервью по заготовленным вопросам в режиме свободного обсуждения проблемы технологизации обучения (10 минут). 3. Мини-конференция по обсуждению проектов решения существующих проблем обучения (задание 1); 4. Фрагментарное представление проектов (деловая игра) с последующим обсуждением и экспертной оценкой. 5. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).
ФОРМА: практикум
План: 1. Ознакомление студентов с методическими рекомендациями по проведению эвристической беседы. 2. Знакомство с темой игры-беседы: «В аттестационной комиссии» В комиссию по аттестации поступили заявления с просьбой повысить разряд (и соответственно уровень оплаты труда). На очередном заседании аттестационной комиссии можно заслушать и принять решение о повышении разряда уже в этом учебном году лишь одному соискателю. Заявления поступили: от молодого специалиста, активно применяющего в практике преподавания своего предмета наработки в области технологизации обучения; от преподавателя, имеющего стаж работы в школе – 10 лет, матери, самостоятельно воспитывающей 3 детей, аккуратно исполняющей свои обязанности, добросовестно готовящейся к занятиям, придерживающейся традиционных методов и форм обучения; от пожилой учительницы (стаж работы – 42 года) – автора новой технологии обучения своему предмету. Вопрос: кому отдать предпочтение, если выбрать можно только одного кандидата?
Методические рекомендации: Этапы эвристической деятельности. 1. Подготовительный: · изучение и анализ научно-методической литературы, отбор фактического материала в периодической печати; · вычленение вопроса для решения создавшейся проблемы; · предварительное разделение участников по принципу свободного выбора в «рабочие группы». 2. Информационный: · целевая установка; · сообщение проблемной ситуации; · определение временного ценза в проведении игры; · конкретизация и отбор версий каждой из рабочих групп; · определение функциональных обязанностей группы «экспертов»; · знакомство с правилами иалгоритмом решения эвристической задачи''.."••• 3. Аналитический: · выработка идей, отработка стратегии и тактикиаргументации собственных доводов участниками; · выбор и ведение переговоров с оппонентами (каждая группа выбирает одного-двух оппонентов). 4. Заключение. Работа группы экспертов Первая группа дает анализ и оценку деятельности участников игры. Вопросы:| 1. Кто в малых группах был лидером и почему? 2. Какие из рабочих групп нашли более весомый довод и правильный подход к решению проблемы? Вторая группа экспертов дает анализ и оценку эвристической игре-беседе как методу обучения. Вопросы: 1. Какова учебная цель эвристической игры-беседы? 2. В чем особенности методики ее проведения? 3. Выделите методы педагогической эвристики, используемые участниками в ходе игры. 4. На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, трансформации и т. д.)? 5- Какие функции мышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)? 6. Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; задачи, требующие модификации заученных действий в изменившихся условиях; задачи на поиск новых, еще неизвестных способов действия? 7. Какие характеристики эвристической деятельности здесь присутствовали (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)?
Алгоритм решения эвристической задачи: 1. Нужноясно понять Что известно? Что неизвестно? В чем состоит условие? 2. Составитьплан. 3. Собрать данные; подумать,встречалась ли такая задача ранее. 4. Что полезного можно извлечь из полученных данных? Все ли они могут быть использованы для аргументации? Правила-афоризмы к решению: 1. «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает». 2. «Где есть желание, найдется путь». 3. «Усердие — мать удачи». 4. «Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале». 5. «Делай как можешь, если нельзя сделать как хочешь». 6. «Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай». Литература: 1. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998. 2. Питюков В. Ю. Основы педагогических технологий. – М., 1997. 3. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байкова. – М., 2000. – 256 с. 4. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 576—577 (об эвристическом методе). 5. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995. 6. Троицкий Д. А. Применение современных эвристических методов в учебном процессе // Среднее специальное образование. — 1989. — № 12. 7. Тюнникова С. И. Эвристическая игра в обучении гуманитарным предметам учащихся средних профессиональных училищ//Автореф. канд. дис. — Казань, 1983. 8. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999. – 216 с. 9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: народное образование, 1998. – 256 с. 10.Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технологии игры в обучении и воспитании. – М., 1996. 11.Берков В. Ф. Логика вопросов в преподавании. — Минск, 1987. 12.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977. 13.Поташник М. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.—М., 1972. 14.Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. — 1996. — № 2. 15.Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. — 1996. — № 1,4. 16.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
ЗАНЯТИЕ № 9 ТЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЦЕЛЬ: Актуализировать у студентов необходимость овладения технологией педагогического проектирования будущего учителя, познакомить студентов с проблемой сосуществованиятрадиционного и инноваионного подходов в обучении
Вариант 1 ФОРМА: организационно-деятельностная игра.
Внести в педагогический глоссарий: компоненты педагогической деятельности, педагогическое мастерство, педагогическая техника, стили обучения, педагогическая технология, признаки педагогической технологии, педагогическое проектирование, принципы педагогического проектирования, педагогическая ситуация, педагогическая задача.
Подготовительная работа: Изучить литературу и составить конспект по следующим вопросам: 1. Сравните понятия «педагогическая задача» и «педагогическая ситуация». Какое из них шире? В какой связи они находятся? Возможно ли понять одно без другого? 2. Раскройте специфику педагогического проектирования. 3. Объясните разницу между понятиями «педагогическое проектирование» и «педагогическая технология». 4. Составьте опорный конспект темы «Теоретические основы педагогического проектирования» и выделите ее узловые моменты. Методические рекомендации: При составлении опорного конспекта; 1. Выделите главные моменты в содержании, разбив его на законченные по смыслу части. 2. Установите логическую последовательность в предложенном материале. 3. Учтите психологические особенности восприятия условно-графической информации на доске. 4. Фиксируйте свое внимание на основных положениях методики изображения педагогических рисунков и логических схем. 5. Обратите внимание на построение логической схемы базы знаний, предложенной в вашем опорном конспекте, по которой студенты должны усвоить материал. План: 1. Терминологическое упражнение в режиме выборочного контроля и взаимоопроса. 2. По первому вопросу – микро-преподавание (см. Приложение 2.10.). 3. По второму вопросу проводится письменный опрос с тройным взаимоконтролем. 4. Третий вопрос обсуждается в режиме «ответ четверкой» 5. Проводится организационно-деятельностная игра. Порядок проведения: - работа в микрогруппах; - презентация общего опорного конспекта; - оценка проектов, выбор оригинальных идей. 6. Создание трех микрогрупп и выбор одного из заданий. 7. Проведение игры в соответствии с порядком. 8. Коллективный анализ и оценка всей игры (см. Приложение 2.2.).
Вариант 2 ФОРМА: дискуссия в технике круглого стола.
Вопросы для обсуждения: 1. Педагогическая технология и педагогическое творчество. Точки соприкосновения и отталкивания. 2. Как разрешить противоречие между заранее определенным и предписанным содержанием и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ребенка в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и ситуативными потребностями. Задания: 1. Ознакомившись с теорией вопроса, подготовьте микровыступление, доклад, обобщающий опыт работы общеобразовательных школ, или отражающий результаты анализа современных исследований по проблеме. Доклад должен быть не более 3 минут (Приложение 2.10.). 2. Позаботьтесь о визуализации Вашего микровыступления в виде представления видеоматериалов; использованиятаблиц; диаграмм; фотоиллюстраций.
План: 1. По первому вопросу семинара проводится мозговой штурм — выдвижениегипотез по решениюпроблемы. 2. Второй вопрос семинара рассматривается лавинным методом (актуализация знаний по вопросам): - признаки изменения характера обучения в последние годы; - современные образовательные парадигмы; в виде следующих форм учебной деятельности студентов: o микро выступления, обобщающих опыт работы общеобразовательных школ; o доклады с анализом современных исследований по проблеме. o сообщение о результатах проведения анкетирования педагогов школ города для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. 3. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.). Литература: 1. Боголюбов В. И. Педагогическая технология. Эволюция понятия //Советская педагогика. — 1991. — № 9. 2. Бородовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. — 1995. — № 5. 3. Гирева Л. Д. Отечественные педагогические инновации 60 80-х годов // Педагогика. —1995. — № 5. 4. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до технологии. — М., 1996. 5. Данюшенков В. С. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии // Педагогика. —1993. —№ 3. 6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995. 7. Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. —СПб., 1992. 8. Назарова Т. С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции// Педагогика. — 1997. — №3. 9. Новые педагогические технологии / Сост. Е. С. Полат, Е. Л. Катерина. — М., 1996. 10. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе? / Науч. ред. Т. И. Шамова, И. П. Третьяков. — М.; Тюмень, 1994. 11. Подымова Л. С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. докт. дис. — М., 1996. 12. Попов А. Технология и творчество // Народное образование. — 1996. — № 6. 13. Сибирская МЛ. Профессиональное образование. Педагогические технологии.—СПб., 1996. 14. Чошанов М. А. Дидактические конструкции гибкой технологии обучения // Педагогика. — 1997. — № 2. 15. Шамова Т. И. и др. Оценка управленческой деятельности школы. — Вологда, 1995. — С. 17-19. 16. Подборка статей из журнала «Народное образование» за 1997 г. № 9: Селевко Г. Взгляд на проблему, с. 27; Гузеев В. Основа авторской технологии, с. 33; Сластенин В. Доминанта деятельности, с. 41; Меерович М., Шрагина Л. Широкие возможности ТРИЗ, с. 49. 17. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. – Минск, 1990. 18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования \ Сост. Е. С. Полат . — М., 1999. 19. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. – 1995. — №2. 20. Загрекова Л. В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя // Педагогика. – 1994. — № 6. 21. Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. – 1996. — №2.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |