II. Повествование как тип речи
Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время графа Пожалостина. Там одиноко доживала вой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах… Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза. Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы. В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запылённый букетик камелий, сделанный из воска (он висел на огромном заржавленном костыле), круглая щёточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелом карточные взятки. (К. Паустовский)
ü Определите тему и основную мысль. ü Из каких типов состоит данный текст? ü Постройте типологическую схему текста.
III. Итог урока.Каковы особенности построения текста типа повествования? ü Какие темы текстов-повествований вы могли бы назвать? ü Что отличает текст-повествование от текста-описания? ü Прочитайте. В каком из отрывков дано описание? А повествование? ü На доске: 1. Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. Голодный и злой. Бродил он по лесу, не зная покоя. 2. Вчера Алексей, чтобы сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры: сосну, пенёк, ухаб на дороге. Теперь он перевёл всё это на язык цифр, переложил на число шагов. Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам, не более пяти минут. Б. Полевой IV. Д. з. § 86, упр. 671, 674.
Цели урока: 1. Выяснить, какими способами образуются имена существительные. 2. Сформировать умение образовывать имена существительные.
Методическое обоснование: учащиеся тренируются в умении образовывать существительные от других частей речи, используя наиболее продуктивные для этой части речи способы образования: суффиксальный и приставочный. Работа ведётся в основном с лексикой отвлечённого значения; следует постоянно обращаться к значению словообразующих морфем, которые, кроме всего прочего, служат ярким показателем «книжности» или «разговорности» существительного.
Ход урока
Ι. Беседа об имени существительном повопросам на стр. 228.
ΙΙ. Тренировочные упр. 1. № 675.Распознавание имён существительных с учётом их 1) общего значения, 2) морфологических признаков, 3) синтаксической роли; 4) объяснение орфограмм; 5) формирование умения рассуждать, подчёркивая последовательность рассуждений с помощью вводных слов во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом, значит.
2. № 676. Распознавание орфограмм. Отличие однокоренных глаголов и существительных. Грамматическое понятие «предмет»
3. № 677, 678. Повторение орфограмм. Лексические группы имён существительных.
4. Теоретическийматериал на стр. 230. Пересказ текста по составленным вопросам, определение имени существительного. 5. Итог. 1) В каком слове ударение падает на 1-й слог? Цемент, портфель, хво'я, дневник, фарфор? 2) В каком слове количество букв и звуков совпадает? Окрестный, пять, вьют, веешь, яд. 3) Какое из данных слов является родственным слову нос? Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос?
6.Д. з. упр. 679, § 87. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цели урока: 1. Выяснить, какими способами образуются имена существительные. 2. Сформировать умение образовывать имена существительные.
Методическое обоснование: учащиеся тренируются в умении образовывать существительные от других частей речи, используя наиболее продуктивные для этой части речи способы образования: суффиксальный или приставочный. Работа ведётся в основном с лексикой отвлечённого значения; следует постоянно обращаться к значению словообразующих морфем, которые, кроме всего прочего, служат ярким показателем «книжности» или «разговорности» существительного. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Беседа об имени существительном на стр. 228.
Упр. 680 – 681. 3. 682.Видение, наклонение; простота, чернота; видимость, сытость; скачок, хлопок; белизна, кривизна, левизна.
4. 683.
Гитара – гитарист Пианино - пианист
Плясать – плясун Лгать - лгун 6. Приставки. Упр. 684. 7. Конструирование слов по схемам, упр. 685.
8. Выделите суффикс в словах,образованных от глагола, подумайте, что общего в значении всех этих слов, продолжите ряд своими примерами, сохранив словообразовательное значение и суффикс – тель. Учить – учитель. Носить – носитель. Сеять – сеятель. 9. Объясните, каким способом образованы существительные: Иллюстрировать – иллюстрирование. Лауреат – лауреатка. Программировать – программирование. Дирижировать – дирижёр. Осмотреть – осмотр (бессуффиксный). Трудиться – сотрудник. Газ – газоснабжение. Интеллигентный – интеллигентность. Кристалл – кристаллообразование. Экземпляр – экземплярчик.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |