II. Повторение сведений о трёх временах глаголов
Кто-то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез! Не осталось ни пенька. Ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птицы и зверь? И куда ж за грибами теперь? (И. Токмакова) 1. Повторительная беседа по вопросам на с.210.
2. Изучение основного теоретического материала на с. 210.
3.Употребление глаголов прошедшего времени в художественном тексте (упр. 623 – 624)
4. «Возьмите на заметку!» с. 211. Орфоэпическая работа. Упр. 625.
5. Упр. 627, 630. Образование формыпрошедшего времени глаголов при помощи суффикса – л-, отсутствие суффикса в некоторых формах: везти – вёз, нести – нёс, беречь – берёг, мочь – мог, увлечь – увлёк, сохнуть - сох, замёрзнуть – замёрз, грести – грёб.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 6. Выписать глаголы прошедшего времени, выделить в них окончания и суффикс – л-: Два маленьких котёнка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котёнка озяблина дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - они спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурок отряхнули холодный мокрый снег И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном. 7. Выписать глаголы прошедшего времени, определить время, указать, что обозначают глаголы (действие, состояние) 1) Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито. Один за другим к угасающему костру подходили кони и, осмотрев нас большими, умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. (М. Горький) 2) Часов около девяти Гаврик уже шагал в город. Он нёс на плече садок с бычками. Можно было, конечно, переложить их в корзину, но садок имел более солидный вид. Он показывал, что рыба совершенно свежая, живая, только что из моря. (В. Катаев) 3) Степь мертвелав безлюдье. Макар долго лежал у подножия кургана. Вначале он слышал, как неподалёку фыркал, переступал конь. Звякая удилами, а потом конь сошёл в лог, где богаче была травяная поросль, и стала вдруг такая тишина, какая бывает лишь позднею сухою осенью в покинутой и отработанной степи. (М. Шолохов) 8. Подготовка к диктанту. Повторение орфограмм и пунктограмм, которые будут в диктанте.Встреча в деревне, работать геологом, в поисковой партии в Сибири, интересные породы, результаты анализов, свободные денёчки, лежали в рюкзаке, все пожитки, тапочки, полбуханки хлеба, рассматривать фотографии, слушать рассказы, объездить Диксон, корень женьшеня, ветвистый корешок жёлтого цвета, похож на худенького человечка. 9. Итог урока. Выполните проверочную работу и сдайте на проверку. Выпишите глаголы, распределяя их по временам. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу. И встал Айболит, Побежал Айболит. По полям, по лесам. По лугам он бежит. И упал Айболит. И лежит на снегу: «Я дальше идти не могу». Д. з. § 81, упр. 630, 631.
Цели уроков: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся. 2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и 3. морфологический разбор глагола. Встреча в деревне Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири. Он приехал в Москву в своё геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денёчки провести в деревне. В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии. Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня. Это был маленький корешок жёлтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож нам худенького человечка с ручками и ножками. И. Дик (95 слов) Задания: 1.Разберите слова по составу: вариант 1 – свободные, провести, тапочки; вариант 2 – садовый, рассказы, показал.
2. Выполните морфологический разбор глаголов: Вариант 1 – работал, объездил; Вариант 2 – приехал, умещался
3. Выпишите словосочетания «глагол + сущ.», определите вид и время глагола.
i. Д. з. Тест № на стр.
Цели уроков: 1. Сформировать умение определять спряжение глаголов. 2. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. 3. Научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи. Методическое обоснование: учащиеся должны знать перечень окончаний глаголов 1 и 2 спр., а также грамматическое значение каждого из окончаний; понимать, что проблемы в правописании возникают в основном при передаче безударных личных окончаний; уметь изменять по лицам разноспрягаемые глаголы; правильно и уместно употреблять спрягаемые глаголы в речи.
Оборудование: таблицы спряжения глаголов и «Разноспрягаемые глаголы».
Ход уроков. I. Повторение сведений о спряжении глаголов,окончаниях I и II спряжения.
1. Работа с материалом в рубрике «Вспомните» на с. 213. 2. Определение спряжения глаголов в упр. 632. 3. Понятие о разноспрягаемых глаголах в упр. 634 и «Возьмите на заметку» 4. Составление словосочетаний упр. 635. 5. Подбор синонимов к глаголу идти (упр. 637) 6. Распределить глаголы по спряжению в 2 колонки (работа у доски): видеть, написать, судить, обидеть, сеять, жалить, стелить, строить, носить, дремать, хотеть, звать, грянуть, перекричать, подражать, платить.
7. Проверочная работа. Подумайте, чему учит этот рассказ. Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них 2-3 однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица ед. и мн. ч. Выпишите 3 глагола 1 спр. и 3 гл. 2 спр.
Саша-дразнилка
Саша очень любит дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала. - О чём ты плачешь, Лялечка? – спрашивал папа. - Меня Саша дразнит. - А ты не дразнись. Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. Ребята сидели за столом и завтракали. - Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу. - Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело! Саша даже поперхнулся от удивления. - У тебя насморк, - сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут. - А я завтра и (не) хочу идти в кино. Я пойду послезавтра. Саша посмотрел кругом и крикнул: - У меня апельсин больше, чем у тебя! - Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся. Тут Саша не выдержал и заплакал. - О чём ты плачешь, Сашенька? – спросила мама. - Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я её дразню, а она не дразнится. По Н. Артуховой
8. Прочитать текст, выписать глаголы, обозначить их спряжение.Изредка поздней осенью выдаются такие дни – сонные, хмурые, когда тёплый туман как залёг с утра над рекой, так и лежит, не редея, до самого вечера. Облака очень низко висят над серой водой, и потому с того берега всё слышно так, ясно, как в запертой комнате, – то женщины колотят вальками, стирают бельё, то лениво тяпает топором бакенщик, то каркает ворона на старой раките. Перевозчик Никифор кипятит в солдатском котелке чай на костре, отворачивается от дыма. Плотник Семён сидит на лавочке около шалаша, курит, сплёвывает и смотрит на реку. Лодка только что ушла на тот берег, и видно, как на ней дружно гребут две девушки. (К. Паустовский) 9. Прочитать стихотворение, записать его. Подчеркнуть глаголы, указатьспряжение, лицо и число. Сделать морфологический разбор одного глагола (самостоятельно) Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном. Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Ещё сердце просит Света и тепла! (А. Плещеев) II. Итог урока.Приведите примеры глаголов 1 спряжения и докажите их принадлежность к данной группе. Какие глаголы о носятся к разноспрягаемым? III. Д. з. § 82, упр. 636.
Цели уроков: 1. Закрепить правописание личных окончаний глаголов. 2. Объяснить учащимся, что по неопределённой форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями.
Ход урока
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |