Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 6 страница



2016-09-16 343 Обсуждений (0)
Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Например, процедура внесения поправок в Конституцию США является сложной. Конституция допускает возможность применения четырех разных процедур. Но на практике используется только одна из них. Сначала Конгресс принимает поправку 2/3 голосов каждой из палат. Затем она должна быть ратифицирована не менее чем 3/4 законодательных собраний штатов. В настоящее время в США насчитывается 50 штатов, следовательно, поправку должны одобрить как минимум 38 штатов. Это очень жесткое требование, потому что каждый штат — уникальное государственное образование со своими историческими традициями, со своими взглядами на правовые проблемы, и нелегко добиться одобрения квалифицированного большинства штатов. Достаточно сказать, что за двести с лишним лет существования американской конституции было принято только 27 поправок. На процедуру одобрения поправок штатами американское законодательство в настоящем отводит семь лет. Если в течение этого времени поправка не одобрена, значит, она не вступает в силу. Конституция допускает, однако, принятие поправки специально созванным Конвентом США (по требованию 2/3 штатов) и 3/4 законодательных собраний штатов, либо Конгрессом США и конвентами штатов, либо конвентом США и конвентами штатов.

В Германии для изменения Основного закона необходимо большинство голосов в Бундестаге и Бундесрате.

Неизменяемые нормы. В конституциях некоторых стран содержится запрещение вносить изменения, затрагивающие закрепленные в них конституционные принципы.

Так, Конституции Греции, Италии, Франции, Алжира включают в себя статьи, которые запрещают отмену республиканской формы правления. Помимо этого Конституция Алжира не допускает пересмотра статей, устанавливающих государственную религию, основные права и свободы, целостность национальной территории. Конституция Греции запрещает также пересмотр статьи, провозглашающей свободу совести. Португалии — право на демократическую оппозицию. Германии — принципы правового, демократического государства. В Мавритании — принципы многопартийности. В некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Основные законы некоторых федераций не допускают изменения федеративной формы государственного устройства. Так, в Германии не допускаются поправки, затрагивающие разделение Федерации на земли и принципы сотрудничества земель (ст. 79 Основного закона). Нередко запрещается изменение Конституции в период чрезвычайного положения. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году — в Конституцию Бельгии: «Никакой пересмотр не может производиться или продолжаться во время войны или когда Палаты не имеют возможности собраться на национальной территории».

Отмена Конституции — это несколько иная процедура, нежели ее изменение. Выделяют два способа отмены конституции: обычный и чрезвычайный.

Обычный порядок (легитимный) отмены на практике означает, что принята новая конституция, после чего старая автоматически отменяется.

Чрезвычайный порядок отмены Конституции — это акт чрезвычайного законодательства. Он связан, как правило, с какими-то экстраординарными событиями в стране: государственным переворотом, революцией и т. п.

В литературе можно встретить деление конституций на три типа. Первый тип — Конституции идеологические, какими были все советские конституции. Второй тип — Конституции власти, главная задача которых — распределение властных функций и полномочий. Большинство конституций относится к этому типу (конституция США). Третий тип конституции — это Конституция человека. В центре Основного закона государства должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы (Конституции Испании, Германии, Италии).

Конституции можно классифицировать по другим критериям. По форме правления различаются монархические и республиканские конституции. По форме государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные.

Конституции также бывают писаные и неписаные. В большинстве стран современного мира Конституции (писаные) представляют собой единый акт. Но, например, в Великобритании нет Конституции в обычном смысле этого слова. Великобритания является конституционной монархией. Так называемую, статуарную основу конституции Великобритании составляют около четырех тысяч правовых документов.

Великобритания. Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников:

- статуты — акты (законы), принимаемые обеими палатами парламента и подписанные монархом (Великая хартия вольностей 1215 г. — вопросы взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати, сейчас не действует; Хабеас корпус акт 1679 г. — о некоторых судебных гарантиях личной свободы; Билль о правах 1679 г.; Акт о соединении с Шотландией 1707 г, Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., о палате общин 1978 г. и др.);

- судебные прецеденты — решения по конституционным вопросам Апелляционного суда, Высокого суда и др.;

- конституционные обычаи — нормы, сложившиеся в практической деятельности высших органов государства (порядок формирования правительства, функции министров и т. п.). Суверенитет парламента — фундаментальный принцип британского конституционного права — также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами, в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента, судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий. В 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами;

- доктринальные источники — мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права (к ним в случае неясностей обращаются парламент и суды).

Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай: для этого нет какого-либо специального органа. Парламент — теоретический хранитель суверенитета — в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Главный из конституционных принципов Великобритании: «Граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами».

3. Конституционализм в Великобритании, США и Японии. История конституционализма США — это отражение истории самой страны. 17 сентября 1787 г. почти через 10 лет после начала войны за независимость Учредительный конвент принял Конституцию США, закрепив тем самым в конституционном порядке учреждение единого союзного государства — Соединенных Штатов Америки. Конституция США — старейшая из существующих сейчас в мире конституций. В ней получили свое воплощение политико-правовые идеи, которые сохранили свое значение как основы демократизма и в настоящее время. В основу государственного строя и правовой системы впервые были заложены идеи федерализма, разделения властей и системы «сдержек и противовесов» и судебного конституционного контроля, получившие впоследствии мировое признание и отраженные в той или иной форме в конституциях большинства стран мира. Конституция США, одобренная Конституционным конвентом, а затем ратифицированная законодательными собраниями штатов, сохранилась почти в неизменном виде до настоящего времени. За двести с лишним лет в нее было внесено лишь 27 поправок.

Американская конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ. В тексте конституции даже нет упоминаний о естественных правах человека, об общественном договоре, о праве народа на восстание и смену правительства, т. е. о тех идеологизированных положениях, которые содержались в Декларации независимости. В конституции говорится об организации федеральных органов и разграничении полномочий законодательной власти федерации и штатов. Определен перечень вопросов, по которым штаты делегируют полномочия федеральной власти. За пределами этого перечня штаты сохраняют свои полномочия. В случае противоречий между законодательствами штатов и федерации приоритет имеют федеральные законы. Таким образом, конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов.[40]

Франция. Основной закон Франции, действующий с 1958 г., состоит из нескольких частей: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., преамбулы Конституции 1946 г., конституции 1958 г. Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г., состоит из 93 статей и 15 разделов. Отсутствуют положения о социально-экономической структуре общества, политической системе посвящена только одна статья о партиях, нет раздела о правовом статусе личности.

Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики «Свобода, равенство и братство» и провозгласила принцип «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые была провозглашена официально в ХIХ веке в США). По форме правления Франция — полупрезидентская республика; по территориально-политической — сложное унитарное государство.

Япония. В силу и географической изолированности и особенностей социального устройства общества в Японии первая конституция была октроирована только 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи». Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной.

Специфические черты конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и конституция устанавливается именно правом монарха (императора — тэнно). Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены.[41]

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947 г. Данная конституция действует и по сей день. В силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде (пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме), однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Обозначим лишь основные положения конституции, отличающие ее от предшественницы 1889 года. Так, император лишен возможности оказывать какое-либо влияние на государственные дела — он лишь номинально выступает в качестве главы государства, представляя собой «символ нации» (ст. 1). Более того, «статус императора определяется волей всего народа» — что лишает его божественного ореола, божественного происхождения. Синтоизм был лишен статуса государственной религии. Многие положения новой конституции были заимствованы из Конституции США, конституционных положений Великобритании и даже конституции Советского Союза 1936 г.

В целом же конституция Японии 1947 года (состоящая из 103 статей) вполне отвечает требованиям демократии. Сам факт того, что в нее не вносилось изменений и поправок свидетельствует о том, что граждане этой высокоразвитой и технологичной страны являются носителями высоких общественных ценностей, дорожат и способствуют развитию демократических институтов, как в своей стране, так и во всем мире.[42]

4. Конституционное развитие России. История России знает множество актов конституционного значения, начиная с 1600 года и до конституции Российской Федерации 1993 года. Вот лишь малая часть из них: Приговор земского собора первого ополчения от 30 июня 1611 г.; 29 января 1649 г. — Соборное уложение; 1 октября 1653 г. — Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией; 17 апреля 1722 г. — Указ о хранении прав гражданских; 1 января 1810 г. — Манифест об образовании Государственного Совета; 25 июня 1811 г. — Манифест об «Общем учреждении министерств»; 19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостной зависимости. С 1863 по 1881 год было несколько конституционных проектов царствования Александра II. 12 декабря 1904 г. — Указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», 6 августа 1905 г. — Манифест об учреждении Государственной думы, Закон об учреждении Государственной думы,[43] Положение о выборах в Государственную Думу, 17 октября 1905 г. — Манифест об усовершенствовании государственного порядка, 11 декабря 1905 г. — избирательный Закон, 3 июня 1907 г. — Положение о выборах в Государственную Думу, 2 марта (17 февраля) 1917 г. — акт отречения Николая II, 3 марта (18 февраля) 1917 г. — заявление великого князя Михаила Александровича об отказе от престола, 3 марта (18 февраля) 1917 г. — Декларация Временного правительства о его составе и задачах, 6 марта (21 февраля) 1917 г. — Обращение Временного правительства к населению России, 23 (10) сентября 1917 г. — постановление Временного правительства «Об утверждении положения о выборах в Учредительное собрание».[44]

1 сентября (19 августа) 1917 г. — постановление Временного правительства о провозглашении Российской республики, 15 (3) ноября 1917 г. — «Декларация прав народов России», принятая Советом Народных Комиссаров — документ политического значения. Декларация закрепляла основные принципы национальной политики, которые Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности. Это такие принципы, как равенство и суверенность народов России, право их на самоопределение вплоть до отделения, отмена любых национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств.

19 (6) января 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о роспуске Учредительного собрания, 25 (12) января 1918 г. — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которую исследователи называют первой, малой, краткой Конституцией РСФСР. 28 (15) января 1918 г. — резолюция III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О федеральных учреждениях Российской Республики», 1 апреля (19 марта) 1918 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О приобретении прав российского гражданства».

10 июля (27 июня) 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР — первый в нашей истории Основной закон социалистического государства. Она подвела итог начальному периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания «Великой Октябрьской социалистической революции». Конституция 1918 г. явилась юридической базой текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Конкретная историческая обстановка побуждала создавать новые конституционные законы, дополняющие и развивающие первую советскую конституцию. Тем не менее, основные принципы ее оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.

Основной Закон 1918 г. закреплял общественные отношения, общественный и государственный строй, сложившиеся в результате победы Октябрьской революции. Конституция также ставила некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.

V Всероссийский съезд Советов, принявший Конституцию, поручил наркомату просвещения «ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование». В соответствии с этим появилась литература об Основном Законе страны. Нужно было довести до сознания каждого гражданина всю глубину идей, заложенных в Конституции.[45]

Конституция 1918 г. соответствовала первому этапу развития советского общества и государства — этапу «диктатуры пролетариата». В ее основе лежало учение марксизма-ленинизма о диктатуре рабочего класса. В.И. Ленин разработал учение о пролетарской демократии, показав неразрывную связь ее с диктатурой пролетариата. Если диктатура пролетариата есть господство большинства над меньшинством, то пролетарская демократия — это осуществление власти большинством. Неразрывная связь, фактическое тождество этих категорий, таким образом, были очевидны.

Итак, советская демократия есть демократия для трудящихся, для подавляющего большинства народа. Этот принцип был недвусмысленно закреплен в Конституции РСФСР 1918 г. Статья 7 ее провозглашала: «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». А ст. 10 закрепляет: «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России».

Конституция СССР 1924 года была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.; [46] Конституция РСФСР 1925 года утверждена 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов.

Конституция (Основной закон) СССР от 5 декабря 1936 года (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик); Конституции (Основной Закон) РСФСР от 21 января 1937 года (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов);

Конституция (Основной закон) 7 октября СССР 1977 года (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва и Конституция (Основной закон) Российской Федерации — России 12 апреля 1978 года (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва).

В период «перестройки» и «постперестройки» последовали важнейшие основополагающие для нашего конституционного строя нормативно-правовые акты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.), Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с последующими изменениями), Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с последующими изменениями), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и др.

Подробней остановимся на становлении и особенностях принятия современной Конституции Российской Федерации 1993 года.

I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, состоящую из 102 народных депутатов РСФСР. Председателем стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, заместителем Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатов (первый заместитель Председателя Верховного Совета). Была подобрана группа экспертов (в основном ученых-юристов), которые и занялись созданием текста. Одновременно Конституционная комиссия участвовала в подготовке законов об изменениях и дополнениях Конституции.

Положение о Конституционной комиссии было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 22 января 1992 г. В нем говорилось, что Конституционная комиссия является постоянно действующим органом. Она не только образована Съездом, но и решение о прекращении деятельности Конституционной комиссии также принимается Съездом. Задачи Конституционной комиссии были обозначены широко: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы в РФ; подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений действующей Конституции, а также Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

В ходе подготовки, начиная с осени 1990 года, было разработано множество проектов, но, в конце концов, конституционное закрепление получил проект, предложенный Б.Н. Ельциным.

На структуру и содержание проекта, их изменение влияли, конечно, развитие концепции новой конституции, а также противостояние различных политических групп, как в обществе, руководства страной так и на уровне регионов. Достаточно сказать, что на заседании Конституционной комиссии в октябре 1990 г., когда первый вариант проекта был принят за основу, он получил 37 голосов «за» и 32 голоса «против»,[47] но затем, после доработок, в марте 1992 г. он был одобрен уже почти всеми членами Конституционной комиссии. VI Съезд народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г. постановлением, принятым более чем 2/3 голосов, одобрил общую концепцию конституционных реформ в РФ, положенную в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения проекта.[48]

В истории конституционного развития России есть и печальные и трагические страницы. Имеются в виду события сентября — октября 1993 г., когда до предела обострилось противостояние двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. После этих событий работа над проектом конституции возобновляется, т. е. возобновляется деятельность Конституционного совещания. 15 октября 1993 г. появляется Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».[49] Голосование по проекту назначается на тот же день 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федерального парламента. В Указе говорится: вынести на всенародное голосование проект Конституции РФ, одобренный Конституционным Совещанием. В бюллетень включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?» — «Да» или «Нет». Было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года.[50] А также установлено, что, в случае принятия конституции, она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

В голосовании приняли участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, против — 23431333 человека, или 41,6%.[51] В постановлении от 20 декабря 1993 г. «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» ЦИК записала: признать всенародное голосование по проекту Конституции состоявшимся; признать, что Конституция РФ принята всенародным голосованием. Это постановление ЦИК, так же как и текст принятой конституции, опубликованы в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.[52] Следовательно, 25 декабря 1993 г. — официальная дата вступления в силу конституции 1993 г., как это предусмотрено Указом от 15 октября 1993 г. о проведении референдума.

Напомним также, что, согласно п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ, она вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования, а день этого голосования (12 декабря 1993 г.) считается днем принятия Конституции РФ. Указом от 19 сентября 1994 г. Президент объявил 12 декабря (день принятия Конституции) государственным праздником — Днем Конституции Российской Федерации.[53]

Основные особенности содержания Конституции 1993 г. Конституция закрепляет основы конституционного строя России. Ими являются: а) Народовластие (народный суверенитет). Согласно Конституции (ст. 3), носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране; во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Толкование данных положений Конституции говорит о том, что она исходит из возможности осуществления власти народа в формах государственной власти, общественной власти и власти местного самоуправления.

б) Существование Российского государства как организации всего народа. Государственной основой конституционного строя и его выражением в масштабах всей страны является Российское государство. Его официальные наименования — Российская Федерация и Россия. Согласно ст. 1 Конституции: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

В соответствии с Конституцией Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1, ст. 1). Конституция содержит и еще ряд основополагающих характеристик Российского государства. Можно отметить в совокупности, следующие главные его черты.

Во-первых, это демократическое государство, в основе его — народовластие, гласное осуществление государственных функций, политические и личные свободы граждан, гуманистическая направленность политического режима и недопустимость произвола.

Во-вторых, Россия есть федеративное государство. Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Россия обладает государственным суверенитетом, т. е. ее власть распространяется на территорию всей страны и никем не может быть ограничена ни извне, ни внутри. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ и подлежат неукоснительному соблюдению и применению во всех регионах. РФ имеет территориальное верховенство, т. е. обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В-третьих, Россия — правовое государство. Это означает, что вся жизнь в стране должна основываться на Конституции, законах и иных юридических нормативных актах. Действия различных органов и должностных лиц, общественных объединений, поведение граждан должны соответствовать праву. Никто не может вопреки правовым предписаниям устанавливать свои правила, регулирующие жизнь граждан, их сообществ, территорий. Нарушители закона несут ответственность; при этом гарантируются объективное разбирательство, защита интересов личности, общества и государства, назначение справедливого наказания судом, иным уполномоченным органом; недопустимы произвол и превышение закона, обеспечивается обжалование решений и действий органов, должностных лиц со стороны граждан и их объединений. В РФ, как правовом государстве, действует конституционный принцип разделения властей.

В-четвертых, Россия — это государство с республиканской формой правления. Это означает, что главой государства в РФ является Президент, избираемый народом. Выборным является и Федеральное Собрание — парламент РФ. Органы законодательной власти, главы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления также подлежат избранию населением.

В-пятых, Россия — социальное государство. Согласно ст. 7 Конституции, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В-шестых, РФ — светское государство (ст. 14 Конституции). Это означает, что в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Отражая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Идеологическое многообразие и политический плюрализм. Конституция РФ в ст. 13 гласит, что в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.



2016-09-16 343 Обсуждений (0)
Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)