Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объем дисциплины и виды учебной работы. Конституционное (государственное) право



2016-09-16 409 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы. Конституционное (государственное) право 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституционное (государственное) право

Зарубежных стран

 

Учебно-методический комплекс

Для очной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования; срок обучения 3 года)

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация «бакалавр»)

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД


Автор: Мазаева Е.С., к.ю.н., доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

 

 

Рецензенты: С.В.Евдокимов - кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры конституционного и международного права НА МВД России.

Трусов Н.А. - кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

 

© Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2012 .

© Мазаева Е.С., 2012 .

 

 


Содержание

 

 

1.Введение

2.Объем дисциплины и виды учебной работы

3.Тематический план дисциплины

4.Программа курса

5.Планы семинарских (практических) занятий

6.Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы

7. Задания для выполнения контрольных работ

8.Литература

9.Вопросы для подготовки к зачету


Введение

Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основных понятий конституционного права и содержания базовых нормативных правовых актов, являющихся источниками этой отрасли права на примере ведущих зарубежных государств.

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

Изучение данной дисциплины является способом приобретения студентами-юристами необходимых знаний, навыков, умений в области зарубежного конституционного права – системообразующей отрасли национального права. Конституционные отношения определяют доминирующий характер системы права в большинстве стран мира. Конституционные положения отдельных государств, а также конституционные процессы в целом оказывают отдельное влияние и могут служить “путеводителем” для Российской государственности. В связи с чем, конституционное право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук. Сравнительно правовой анализ отдельных институтов конституционного права, позволит выявить как достоинства, так и недостатки, что весьма полезно для построения современного государственного механизма России. С принятием Конституции РФ 1993 года российская правовая система претерпела колоссальные изменения. Для юриста знать Конституцию своей страны и уметь проводить сравнительную параллель важная составляющая, определяющая уровень правосознания. Конституционное право – основа правовых знаний, без которой не может быть высокопрофессионального специалиста любой юридической специализации.

Эти, а также ряд других факторов позволяют говорить о конституционном праве как о базисе современного юридического образования. Роль данной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим юридическим образованием состоит в получении информации об устройстве, функционировании и тенденциях развития системы органов публичной власти современных государств, а также о принципах правового закрепления статуса человека и гражданина. Знания о конституционных механизмах устройства и функционирования публичной власти и принципов конституционно-правового регламентирования статуса человека и гражданина, а также институтов современного общества (общественных и религиозных объединений, политических партий, движений, профсоюзов и др.) способствуют формированию научного мировоззрения и профессионального правосознания, отражающих профессиональную пригодность будущих юристов. Курс включает общую и особенную часть. Общая посвящена основным институтам конституционного права, особенная изучает основы конституционного отдельных зарубежных государств (США, Великобритании, Франции, ФРГ, КНР, Японии, Индии…). В рамках изучения дисциплины акцент будет сделан на страны, прошедшие определенный путь конституционного развития. Кроме того, курс зарубежного конституционного права является ступенью для последующего освоения других дисциплин (например, международного права).

Необходимой предпосылкой изучения курса зарубежного конституционного права являются знания по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, конституционного права РФ, философии, политологии и социологии.

Задачами освоения дисциплины являются:

получение информации об устройстве, функционировании и тенденциях развития системы органов публичной власти современных государств;

изучение принципов и содержания правового закрепления статуса человека и гражданина;

изучение конституционно-правового статуса институтов современного общества (общественных и религиозных объединений, политических партий, движений, профсоюзов и др.);

формирование научного мировоззрения и профессионального правосознания, отражающих профессиональную пригодность будущих юристов.

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по курсу Конституционное право готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

нормотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по курсу Конституционное право должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно-правовых актов;

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.

Изучивший курс Конституционного права бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)[1]:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Изучивший курс Конституционного права бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знатьосновы конституционного строя зарубежных государств; уметь определять формы государств зарубежных стран; ориентироваться в конституционных процессах происходящих в мире; владеть конституционным законодательством зарубежных стран.

 

Базовыми учебными дисциплинами для изучения конституционного права зарубежных стран являются:

 

№ п/п Наименование дисциплины Знания, необходимые для изучения дисциплины
Конституционное право России В рамках сравнительного правоведения все базовые темы курса «Конституционное право зарубежных стран»
История государства и права зарубежных стран История нового времени и эпоха буржуазно-демократических революций в Великобритании, Франции и других европейских странах. История конституционализма в США. Принятие Конституции США.
Теория государства и права Понятие нормы права, отрасли права, правоотношения. Правовой статус личности. Теория прав и свобод человека и гражданина. Понятие и виды государственных органов. Теория разделения властей.
Правоохранительные органы Судебная система России. Виды органов исполнительной власти. Государственные органы с особым статусом.
Философия Учения о государстве и праве мыслителей античности и нового времени

 

Межпредметные связи:

Полученные при изучении дисциплины знания и навыки будут использованы при изучении международного, административного, муниципального права и других отраслей права. В силу фундаментального характера нормы конституционного права в рамках сравнительного правоведения имеют принципиальный характер при овладении знаниями базовых юридических дисциплин.

 

 


Объем дисциплины и виды учебной работы

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Квалификация бакалавр

очная форма обучения на базе среднего профессионального образования (3 года)

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Количество зачетных единиц в год  
Общая трудоемкость   108 часов
Аудиторные занятия   51 час
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа   57 часов
Контрольные задания (количество)    
Форма аттестации   зачет

 


Тематический план изучения дисциплины для бакалавров очной формы обучения на базе среднего профессионального образования

(3 года)

Общая трудоемкость - 108часов

Всего аудиторных часов - 51 час

(из них лекции - 17 часов, семинарских и практических занятий - 34часа)

 

№ п\п Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лекции Сем./ Пр. зан.
1. Общая характеристика конституционного права зарубежных стран - -
2. Конституция – основной источник конституционного права зарубежных стран -
3. Основные черты конституционного строя зарубежных стран - -
4. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах - -
5. Формы современных зарубежных стран - -
6. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран - -
7. Высшие законодательное (представительные) органы власти в зарубежных странах  
8. Высшие органы исполнительной власти в зарубежных странах - -
9. Конституционные основы организации и деятельности правоохранительных органов зарубежных стран
10. Муниципальные системы в зарубежных странах - -
11. Основы конституционного права США
12. Основы конституционного права Великобритании
13. Основы конституционного права ФРГ
14. Основы конституционного права Франции
15. Основы конституционного права КНР и Кубы -
16. Основа конституционного права Японии
17. Основы конституционного права Индии -
18. Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (Украины и Казахстана) и стран Восточной Европы (Польша) - -
Итого за год

Примечание: все семинарские занятия рассчитаны на использование активных и интерактивных форм (например, анализ правовых ситуаций, дискуссии и др.).


ПРОГРАММА КУРСА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Конституционное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина. Значение учебной дисциплины для подготовки будущих юристов. Классификация государств по уровню социально-экономического развития и характеру политического режима. Предмет, методы и функции науки.

Конституционное право как отрасль национального права в зарубежных странах, отличительные черты, определяющие ее ведущий характер. Предмет, метод и система отрасли конституционного права. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. Политический характер этих отношений. Виды конституционно-правовых норм.

Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств.

Понятие и виды источников конституционного права в зарубежных странах. Нормативно-правовые акты. Конституционные соглашения. Судебные прецеденты. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

 

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

Современная зарубежная конституция, ее понятие, историческое развитие, основные черты. Конституция материальная и формальная, юридическая и фактическая. Понятие фиктивной конституции.

Функции конституции. Понятие и основные формы зарубежной конституции. Классификация и структура современных конституций, порядок и основные способы их принятия. Структура Конституции Италии 1947 года.

Конституционный контроль в зарубежных странах. Общая характеристика и субъекты конституционного контроля, юридическая природа решений органов конституционного контроля в современных зарубежных странах.

Тенденции конституционно-правового развития в зарубежных государствах.

 

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

Понятие и общая характеристика конституционного строя современных зарубежных стран. Разделение властей, система сдержек и противовесов. Народный суверенитет. Народное представительство.

Конституционное закрепление экономической системы общества в зарубежных странах. Собственность. Труд. Финансовая система. Национальное богатство. Монополии и конкуренция. Конституционное закрепление социальной и духовно-культурной системы общества в зарубежных государствах.

Понятие политической системы и ее элементы. Государство, конституционное закрепление его места, функции и задач.

Понятие, виды и конституционные основы деятельности общественных организаций и иных формирований. Понятие и виды политических партий, их место и роль в политической системе, конституционно-правовой статус. Многопартийность как характерная черта демократических политических систем современных зарубежных стран, разновидности партийных систем.

 

ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности в зарубежных странах. Права человека и права гражданина, их соотношение и источники. Принцип равенства прав и обязанностей. Гражданство, способы его приобретения и прекращения.

Общая характеристика и классификация основных прав, свобод и обязанностей личности в зарубежных странах. Права индивидуальные и коллективные; поколения прав человека и гражданина. Общая характеристика основных обязанностей личности; особенности их системы в различных зарубежных странах.

Конституционные гарантии соблюдения прав и свобод. Судебная защита. Конституционно-правовой институт оговорок. Формально-процессуальные гарантии. Конституционный принцип ответственности государства. Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана).

 

ТЕМА 5. ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(на примере Бразилии, Италии, Польши, Кубы, Ирана, Испании и др.)

Понятие формы государства и ее основные виды. Понятие формы правления, основные черты монархий и республик. Монархии абсолютные и ограниченные, их особенности. Характеристика парламентской монархии на примере Конституции Испании 1978 года.

Республики президентские, парламентские, смешанные и иные. Характеристика президентской республики на примере Конституции Бразилии 1988 года. Характеристика парламентской республики на примере Конституции Италии 1947 года. Характеристика смешанной республики на примере Конституции Польши 1997 года. Характеристика социалистической республики на примере Конституции Кубы 1976 года. Характеристика теократической республики на примере Конституции Ирана 1979 года.

Понятие и формы государственного устройства современных зарубежных стран. Унитарное государство: единое и сложное (на примерах Польши, Кубы, Ирана и Испании). Понятие регионализма (на примере Италии). Федерация на основе союза и на основе автономии субъектов. Компетенция федерации и ее членов. Способы контроля федерации за действиями субъектов (на примере федеративного устройства Бразилии и других стран).

Понятие политического режима и его закрепление в конституциях современных зарубежных стран. Виды политических режимов. Де­мократия и либерализм, общее и различия (на примере Италии, Испании, Польши, Бразилии и др.). Антидемократические политические режимы (на примере Кубы, Ирана и др.).

 

ТЕМА 6. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Избирательное право как институт конституционного права в зарубежных странах. Объективное и субъективное избирательное пра­во. Источники и основные принципы современного избирательного пра­ва. Понятие избирательных цензов и их виды.

Организация и проведение выборов в зарубежных странах. Очередные, внеочередные и дополнительные выборы. Избирательная компания, ее начало и этапы. Избирательная география. Регистрация избирателей и выдвижение кандидатов. Абсентеизм. Финансирование голосования.

Избирательная система, понятие и виды. Особенности мажоритарной системы абсолютного и относительного большинства. Пропорци­ональная система. Избирательная квота. Заградительный пункт. Правила свободных, составляемых и связанных списков.

Институт референдума в зарубежных странах. Сравнительная ха­рактеристика референдумов и выборов. Плебисцит. Классификация ре­ферендумов.

 

ТЕМА 7. ВЫСШИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Парламент как общенациональный представительный орган государства. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм. Классификация парламентов. Партийный и социальный состав парламентов.

Порядок формирования парламентов. Выборность, замещение мест в порядке назначения и т.п. Структура парламентов. Двухпалатные парламенты и особенности правового положения палат. Однопалатные парламенты.

Типичные полномочия парламентов зарубежных стран. Особенности конститу­ционно-правового статуса депутата. Депутатский иммунитет и индем­нитет. Императивный и свободный мандат. Формы парламентского контроля за дея­тельностью правительства.

 

 

ТЕМА 8. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Глава государства в зарубежных странах. Понятие, основные признаки и виды. Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Конституционный ста­тус монарха, его фактическое положение в зависимости от формы правления. Президент и его функции в президентских, парламентских и смешанных республиках. Основные системы избрания президента. Виды ответственности президента.

Место правительства в системе высших органов власти. Правительство и его виды. Глава правительства, порядок его назначения, правовое положение. Взаимоотношения правительства и парламента. Полномочия правительства. Методы и формы воздействия правительства на законодательную деятельность парламента. Парламентская ответственность правительства.

 

ТЕМА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Суд в системе разделения властей, его конституционно-право­вое положение. Судебные системы в зарубежных странах. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем. Компетенция судов и их структура. Конституционная юстиция. Конституционно-правовой статус судей.

Органы и учреждения, содействующие судебной власти. Организация и функционирование прокуратуры в зарубежных странах. Органы исполнения наказаний. Разведка и контрразведка. Структура, основные направления и методы работы.

Полиция: основные задачи и функции; правовая основа деятель­ности. Основные виды полицейских систем и служб. Центральные и местные полицейские органы. Особенности взаимоотношений местных органов власти и управления с полицией. Подбор, подготовка и расстановка кадров в полиции.

 

ТЕМА 10. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Возникновение муниципальных органов. Эволюция органов местного самоуправления в ХХ в.

Система местного управления и самоуправления (на примере государств Запада).

Порядок формирования и компетенция муниципальных органов. Взаимоотношения муниципальных органов с центральной властью.

О С О Б Е Н Н А Я Ч А С Т Ь.

 

ТЕМА 11. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США

Особенности социально-экономической системы США. Политичес­кие партии, предпринимательские объединения, профсоюзы. Особен­ности политического режима.

Американская Конституция 1787 года: структура, порядок принятия и из­менения, поправки к Конституции США.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Конгресс США. Структура, полномочия, внутренняя организация. Палата представителей и Сенат.

Президент и федеральные органы исполнительной власти.

Судебная система США. Роль Верховного суда США.

Органы власти и управления штатов. Местное самоуправление.

 

ТЕМА12. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Особенности социально-экономической системы Великобритании. Политические партии, профсоюзы.

Особенности конституционного права и его источники. Специфика английской Конституции.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Парламент Великобрита­нии. Монарх. Королевские прерогативы. Реальная роль монарха в управлении страной. Правительство Великобритании. Статус премьер-министра.

Судебная система: тенденции и перспективы развития.

Административное устройство. Система местного самоуправления и управления.

 

ТЕМА 13. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРГ

Социально-экономическая система Германии. Многопартийность и ее особенности.

Основной Закон ФРГ 1949 года. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Федеральный парламент, его структура, правовое положение и полномочия. Внутренняя организация Бундестага и Бундесрата. Законодательный процесс.

Федеральный Президент. Порядок избрания, компетенция, ответственность.

Федеральное правительство и роль канцлера ФРГ.

Конституционный контроль. Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель. Судебная система Германии.

Особенности германской федерации. Правовое положение земель. Организация местного управления и самоуправления в землях.

 

ТЕМА 14. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

Социально-экономический строй Франции. Многопартийность и ее особенности.

Конституционное развитие Франции после второй мировой войны. Конституция 1958 года.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Президент Французкой республики: порядок избрания, место в системе государственных органов и политическая роль. Взаимодействие с парламентом и правительством.

Правительство. Порядок формирования и компетенция. Ответственность.

Парламент и его структура. Правовое положение Сената и Национального собрания. Законодательная процедура.

Судебная система Франции.

Административное устройство. Региональное и местное управление и самоуправление.

 

ТЕМА 15. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ (НА ПРИМЕРЕ КНР И КУБЫ)

Особенности социально-экономической системы Китая. Основные общественные организации Китая. Коммунистическая партия Китая, ее место и роль в политической системе страны. Конституционное развитие Китая после Второй Мировой Войны. Конституция 1982 года, ее основные черты и особенности. Основные права и обязанности граждан. Всекитайское собрание народных представителей - высший законодательный орган государства. Роль Постоянного комитета ВСНП. Председатель КНР. Порядок избрания и полномочия. Государственный совет КНР – высший исполнительный орган государственной власти. Судебная система Китая. Административно-территориальное устройство и национальная автономия.

Особенности социально-экономической системы Кубы. Роль коммунистической партии Кубы в обществе. Конституция Кубы 1976 года и тенденции конституционного развития. Конституционно-правовой статус личности в государстве. Специфика организации и функционирования высших органов государственной власти Кубы. Административно-территориальное устройство страны.

Сравнительно-правовой аспект и тенденции конституционного развития социалистических государств КНР и Кубы.

 

 

ТЕМА 16. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯПОНИИ.

Особенности социально-экономической системы Японии. Многопартийность, ее основные черты и особенности.

Конституция Японии 1947 г., ее общая характеристика.

Конституционно-правовое положение личности.

Статус монарха Японии. Его юридическое и фактическое положение.

Парламент Японии: его структура и полномочия. Законодательный процесс.

Кабинет министров - правительство Японии. Роль премьер – министра Японии. Судебная власть Японии. Административное устройство.

 

 

ТЕМА 17. ОСНОВНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИНДИИ.

Особенности социально-экономической системы Индии. Многопартийность, ее основные черты и особенности.

Конституционное развитие Индии после Второй Мировой Войны. Конституция 1950 года, ее уникальные черты и особенности. Конституционно-правовое положение личности.

Президент Индии. Порядок его избрания, полномочия и ответственность.

Парламент, его структура, организация и компетенция.

Совет министров – Правительство Индии. Его структура и компетенция. Роль Премьер-министра.

Судебная система Индии.

Специфика индийской федерации.

 

ТЕМА 18. КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША).

Конституционное развитие Польши после 1945 года. Демократические перемены и трансформация общественного строя в конце 80-х – начале 90-х гг.

Конституция Республики Польша 1997 года, ее общая характеристика.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Сейм и Сенат. Органы государственного контроля и охраны прав.

Президент. Порядок его избрания, полномочия, ответственность.

Конституционно-правовой статус правительства.

Конституционные основы судебной власти.

 


Планы семинарских (практических) занятий

ТЕМА (тема №2): КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН – 4 часа

Цель занятия: Сформировать знания о понятии и сущности конституции, применяя активные и интерактивные формы.

Задачи: Уяснить особенности понятия современной зарубежной конституции. Научиться проводить классификацию конституций. Изучить порядок принятия и изменения конституций, роль органов конституционного контроля.

Темы докладов: «Основные тенденции конституционного развития в современный период», «Правовая охрана конституции». При подготовке докладов использовать слайды, видео ролики, анализ практических ситуаций (например, деятельность Федерального Конституционного суда ФРГ по рассмотрению дел, связанных с охраной Конституции ФРГ 1949 года).

Учебные вопросы:

1. Понятие, структура и функции современной конституции.

2. Сущность конституции.

3. Классификация современных зарубежных конституций.

4. Конституционный контроль в зарубежных странах.

 

Тестовое задание:

Тест №1

Определение конституции можно связать:

а) с историческим этапом ее принятия;

б) с обычаями и традициями данного государства;

в) со статусом личности;

г) с порядком избрания президента;

д) с социальным и экономическим укладом государства.

Тест № 2

К юридическим свойствам конституции можно отнести:

а) наличие главы об общих принципах организации и функционирования государственной власти;

б) высшая юридическая сила, база текущего законодательства;

в) наличие преамбулы или введения;

г) особый порядок принятия и внесения поправок, прямое действие.

Тест №3

Старые конституции в первую очередь затрагивают вопросы:

а) обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

б) организацию государственной власти и местного самоуправления;

в) организацию и функционирования государственной власти.

Тест №4

Европейская модель конституционного контроля:

а) осуществляется через систему судов общей юрисдикции и появилась одной из первых;

б) осуществляется через систему специально образованных органов (органа) и, как правило, основывается на предварительной форме контроля;

в) осуществляется через систему специально образованных органов (органа) и, как правило, основывается на последующей форме контроля.

Тест №5

Какие из перечисленных конституций Вы бы отнесли к числу новых:

а) США 1787г

б) Основной закон ФРГ 1949 г

в) Франции 1958 г

г) Индии 1950 г.

д) Бельгии 1831 г.

Тест №6

К достоинствам американской модели конституционного контроля можно отнести:

а) Осуществление по сути последующего конституционного контроля;

б) Отсутствие специальных органов конституционного контроля, что не требует больших затрат;

в) Осуществление конституционного контроля судами общей юрисдикции.

Тест №7

По содержанию конституционный контроль бывает:

а) Материальный и формальный;

б) Абстрактный и конкретный;

в) Предварительный и последующий.

 

Практическое задание:

1. Начертить в рабочем блокноте сравнительную таблицу организации конституционного контроля при европейской модели и американской.

2. Назвать достоинства и недостатки европейской модели конституционного контроля. Привести примеры государств (используя тексты конституций.

3. Назовите достоинства и недостатки американской модели конституционного контроля. Привести примеры государств (используя тексты конституций).

 

Литература

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 2009.

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008.

3. Андреева Г.Н. Экономическая конституция в зарубежных странах / Г.Н.Андреева. М., 2006.

4. Боботов С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994.

5. Бромхед П. Эволюция британской конституции. М., 1978.

6. Данилов С.Ю. Конституционное право зарубежных стран в схемах. М.,2005.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / рук. Авт. колл. и ответ. ред. Б.А.Страшун. М., 2010.

8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов /Под. общ. ред. М.В.Баг



2016-09-16 409 Обсуждений (0)
Объем дисциплины и виды учебной работы. Конституционное (государственное) право 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объем дисциплины и виды учебной работы. Конституционное (государственное) право

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)