Оценивание стоимости качества продукции и качества менеджмента
Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом. Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение. Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений отзаданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть). Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент. Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса. Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя: • входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы); • промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически); • окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям); • регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам). Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценки. Аудит (проверки) применяются для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используются для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения. Одна из задач высшего руководства - проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Анализ включает определение потребности в действиях. При анализе системы менеджмента качества, наряду с другими источниками информации, используются отчеты по аудитам (проверкам). Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства. Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить области, нуждающиеся в улучшении организации, и приоритеты.
Вопросы и задания для повторения и самопроверки 1. Какие типы планирования и учета затрат, составляющих стоимость качества, вы знаете? Чем обусловлен выбор типа учета затрат, составляющих стоимость качества, в конкретной организации? 2. Назовите основные отличия между финансовым и управленческим учетом. 3. Объясните характеристику «Временное соотнесение информации» для финансового и управленческого учета. 4. Какие затраты на качество войдут в категорию «Внешние затраты на брак» для организаций производственного и сервисного типа? Приведите примеры. 5. Назовите принципы планирования и учета затрат, составляющих стоимость качества, на основе управленческого учета. Какими принципами можно было бы еще дополнить этот перечень? 6. Что будет являться объектом планирования и учета при организации планирования и учета затрат, составляющих стоимость качества? 7. Из каких этапов состоит деятельность предприятия по реализации и использованию экономических аспектов менеджмента качества? 8. Каковы особенности, преимущества и ограничения в использовании нормативного учета затрат, составляющих стоимость качества? 9. В чем заключаются особенности вариантов организации нормативного учета затрат на предприятии? 10. Какой тип планирования и учета затрат, составляющих стоимость качества, подойдет для крупной сети ресторанов быстрого питания? Обоснуйте свой выбор.
Тесты 1. Проведение анализа и оценивания стоимости качества необходимо для: А) выявления и оценки размеров необходимых инвестиций в обеспечение и улучшение качества; Б) определения области, в которой улучшение качества уже не требуется; В) улучшения статистики организации, производящей продукт; Г) нет верного варианта ответа. 2. Для оценивания влияния и взаимосвязи расходов могут быть использованы частные критерии, к которым относятся: А) отношение величины стоимости качества к объему продаж; Б) отношение величины стоимости качества к величине прибыли; В) отношение потерь от несоответствия к затратам на их устранение; Г) отношение величины стоимости качества к себестоимости. 3. Основные этапы работ при решении задач оптимизации: А) составление математической модели; Б) выбор модели, который завершается ее содержательной постановкой; В) содержательная постановка модели; Г) все вышеперечисленные. 4. Основной целью повышения качества является: А) оптимизация и развитие отрасли в регионе; Б) получение максимальной прибыли; В) удовлетворение требований потребителей; Г) все вышеперечисленные. 5. Метод анализа потерь вследствие неудовлетворительного качества используется в тех случаях, когда: А) потери очень незначительны и не превышают допустимый процент; Б) необходима постоянная идентификация и контроль за затратами, связанными с качеством; В) потери очень велики или по не установленным причинам их величина резко возрастает; Г) верны А и Б.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |