Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.



2018-07-06 360 Обсуждений (0)
ГЛАВА II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Если попытаться систематизировать взгляды Елены Рерих на воспитание, то за основу системы мы возьмем развитие детей направленное в первую очередь на духовно – нравственное воспитание, основанное на взаимосвязи и взаимной поддержке всех компонентов воспитательного образования. Идеи Елены Рерих направлены на персонализацию природы каждого человека, отказ от насилия в процессе воспитания и развитию способностей с соответствующей природой ребенка.
Стоит обратить внимание на то, что педагогические взгляды Елены Рерих не нужно отделять от ее философии, так как педагогические взгляды вытекают как раз таки как следствие определенного мировоззрения и убеждений.
Прежде чем перейти к конкретным взглядам и попытке систематизации воспитательных идей Елены Рерих, попытаемся рассмотреть в целом основные философские положения Учения Живой Этики, на основании которых возникают новые подходы в педагогическом процессе воспитания детей.

§1.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ. Особенность философских взглядов Елены Рерих заключалось в том, что, по ее мнению, каждый человек причастен к Космосу, каждый человек имеет микро и макрокосмическую природу имеет взаимосвязь и единство. «"Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. < ...> На Единстве движется все утвержденное Бытие. < ...> Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу" [45]

«Из Закона Единства следует пони­мание единства человека со всем Мирозданием, включенность в него. При этом человек (Микрокосм) в своей организации рассматривается тождественным Макрокосму».[46]

Космос, исходя из положений Живой Этики ,включает в себя два понятия: Микрокосм и Макрокосм.
Микрокосм отвечает за природу человека, за его духовность, внутренний мир и физическое проявление. Макрокосм отвечает за внешний мир человека. «Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами».[47]

Одной из составляющих, характеризующей Космос, по Елене Рерих является Бытие. Бытие включает в себя неразделимое единство духовной и материальной природы. По мнению Елены Рерих, одно без другого существовать не может, что является отличительной чертой ее взглядов от классических западных устоев, в которых все делится на материальное и нематериальное, духовное и физическое.
Человек в Учении Живой Этики рассматривается как единство материального, духовного и психического начал. Точно также как и во взглядах на Бытие, Елена Ивановна не рассматривает эти начала по отдельности, то есть жизнь человека протекает одновременно на физическом, духовном (психическая энергия, самосознание) и психическом уровне (чувства, разум, желания).

«Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь завершения, положенного для земной эволюции».[48]
Духовное начало человека, по мнению Елены Ивановны, представлено следующим образом: «психическое начало человека включает в себя его чувства, разум и желания (волю), духовное начало - психическую энергию, Сердце и самосознание. Свое сознание человек наполняет посредством мысли и таким образом создает свою внутреннюю сущность».[49]


1.Психическая энергия.
По положениям Живой Этики, психическая энергия является основоположницей жизнедеятельности человека. Каждое наше действие, мысли, желания, стремления являются проявлением Психической Энергии.
Для поддержания психической энергии необходимо постоянное действие, то есть стремление к совершенствованию, познанию, повышению качества своей жизни. В Живой Этике говорится о том, что познав психическую энергию, как основополагающую Бытия, человек осознает свою жизнь как постоянное самосовершенствование.
«Постепенно вновь завоевывается забытая область. Опять приходим к основам Бытия. Именно этим путем снова поймем жизнь, как самоусовершенствование и тем решим как этические, так и экономические постулаты».[50]
В Учении также говорится о том, как именно можно повышать качество психической энергии. Психическая энергия человека напрямую зависит от внутренней сферы человека, от эмоций которые человек испытывает.
Вновь поднимая проблему здоровье сберегающей среды в школе, столь актуальную на современном этапе образования. В Учении Живой Этики говорится о взаимосвязи психической энергии и заболеваний. Так испытывая положительные эмоции, такие как: радость и восторг повышается уровень психической энергии, что является лучшим средством в профилактике различных заболеваний.
«Спрашивают о причинах заражаемости, о свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заражения, она находится в качестве секреции <…>состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг Духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием».[51]
Чувство восхищения, созидания прекрасного, красоты, любование природой наполняет человека психической энергией. Потому Елена Ивановна часто в своих размышлениях о воспитании детей упоминала, о важности среды, в которой растет ребенок, о важности эстетического воспитания, в котором ребенок видит вокруг себя много красоты. И все это не ради наслаждения, а ради жизненно необходимого формирования и поднятия психической энергии.
« <…>не имеет заместителя психическая энергия. Самая самодовлеющая, самая утонченная, самая восходящая энергия<…> Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы. Уже давно сказал — через красоту имеете свет. Неужели будем говорить лишь для наслаждения? Каждое Указание имеет неотложное значение. Так восхищение будет кратчайшим путем к накоплению психической энергии».[52]
При этом, Елена Ивановна подчеркивает, что радость, восхищение, не являются обычным бездельем в жизни, а являются «жатвой сокровищ».
«Не в огорчении, не в безумии, не в одурманивании, но в радости сознания будем счастливыми обладателями сокровища».[53]
О чувстве нервного подъема Елена Ивановна оставила следующие слова: «Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъеме сила удесятеряется, тем самым они признают психическую энергию. Но они добавляют, что нервные подъемы кратковременны и влекут за собою упадок сил. Именно, в этом Йога необходима, чтоб, увеличивая подъемы, избавить от падений. Падения обусловлены неосознанием и неприложением психической энергии. Как хромой, подпрыгивает невежда, но знающий преодолевает самые недоступные высоты».[54]
Такие качества как «милосердие, сострадание, сожаление, любовь и все благие устремления» тоже являются проводниками к высшим энергиям.[55]

Следует полагать, что если есть чувства, способные вызывать подъем психической энергии, то есть и чувства противоположные, способные, напротив, снижению энергии.
В Живой Этики приводятся в пример следующие чувства: страх, сомнения, саможаления.[56]
К упадку психической энергии приводят такие чувства как несчастье, растерянность, трусость,[57] Что касается такого чувство как утомление, которое, кстати, тоже является одной из проблем современных школьников, Елена Ивановна писала, что существует разница между утомлением и психическим (умственным) напряжением. Утомление не является полезным для человеческого организма, а напряжение, напротив, способствует жизнедеятельности. Одной из задач современных педагогов, на мой взгляд, является найти ту самую «золотую середину», между утомлением и здоровым умственным напряжением детей. [58]
Следующее чувство, приводящее к упадку психической энергии, является лень. По словам Елены Ивановны к человеку, испытывающему чувство лени «присасываются» такие чувства как саможаление и сомнение.
«Никакая энергия не придет в действие при таком ядовитом грузе».[59]

Исходя из всего вышеуказанного, мы можем сделать вывод, о том, в какой степени важно знание о психической энергии человека, а также умение поддерживать и повышать ее уровень. В современном мире существует большое количество подростков страдающих наркоманией, употреблением алкоголизма, подростков, испытывающих отчаяние, агрессию, злобу. Все это результат того, дети попросту не поняли смысл своего существования и жизни в целом, дети потерявшие интерес к жизни. Зачастую, такие дети/подростки выходят из неблагополучных семей, в которых родители не привили им знания о важности чувств, которыми должен быть наполнен человек для здоровой жизнедеятельности. Поэтому важно с детских лет прививать ребенку созидательные, духовно – нравственные, эстетические чувства, ибо именно от них зависит состояние психической энергии, благодаря которой у человека всегда буду силы жить, стремиться к совершенствованию себя и окружающей среды, будет вырабатываться стремление самопознанию и самосознанию, мотивация на различную деятельность, в том числе умственную и физическую, что является неотъемлемой задачей современного подхода в воспитательном процессе образования.


Следующей важной чертой учения служат положения о важности человеческой Мысли. Все энергоинформационное пространство планеты Космоса заполнено Мыслью. Мысли, как мы знаем, бывают разными, от них зависит, будет ли информационное энергопространство заполнено низкочастотными или высокочастотными мыслями. В момент того, когда возникает Мысль, человек, наполняет свое сознание, поэтому первое что можно выделить во взглядах Елены Рерих на воспитание детей это важность чистоты помыслов.

2.Мысль.
Светлые, возвышенные мысли, направленные на общую поддержку и благо человечества увеличиваются в пространстве. И с точностью наоборот, мысли низкочастотные оказывают разрушительное воздействие на общую среду человечества.
«Помните, что чистые мысли действуют как озон!»[60]
Исходя из вышесказанного, Елена Ивановна расценивала мысли человека как силу, которая способна действовать, поэтому человек несет ответственность за свои мысли. Добрые мысли – являются следствием воспитания и нравственности. В Живой Этике говорится, что мысль человека влияет не только на общую пространственную среду, но и на носителя мыслей: от мыслей человека может даже зависеть его физиологическое состояние.
«Взвесим мысль злобы и мысль блага и убедимся, что мысль прекрасная мощнее. Разложим органически различные мысли и увидим, что мысль прекрасная - сокровищница здоровья».[61]
Елена Рерих считала, что негативная мысль имеет отравляющее воздействие на организм даже с большей силой, чем наркотические вещества.
"Мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики"[62]
В настоящий момент в мире стоит острая проблема состояния здоровья населения, несмотря на молодой организм, все больше детей и подростков имеют многочисленные заболевания. Елена Ивановна писала о взаимосвязи мышления и физического здоровья. Она говорила о том, что даже в самых тяжелых заболеваниях нужно искать причину в неправильном мышлении.
В современном мире, в подтверждение словам Елены Ивановны как раз таки активно начала набирать обороты и применяться на практике в лечении заболеваний такая наука как « психосоматика», в которой объясняется, влияние, какого либо определенного рода негативного мышления (негативной установки) и болезни.
«Значит, даже против чисто физических болезней, нужно искать причину в качестве мышления. Так постепенно направляйте мысли окружающих на добро. Уже имеете пример насколько причиняют боли проклятия и ругательства даже на дальних расстояниях».[63]
Таким образом, Елена Рерих говорила о важности включения в образование детей знания о единстве Микро и Макро Космоса, о единстве духовного и физического начал, потому как без этих знаний невозможна дальнейшая эволюция человека. Поэтому одной из важнейших черт воспитании детей является научить их качественному мышлению по отношению к себе, окружающим и к своей жизни.

 

Следующее понятие в Живой Этике, на которое нужно обратить внимание – это «Сердце». Под этими понятием, Елена Рерих не имела ввидуфизическое значение этого слова, а некое духовно – нравственное состояние человека, при котором он стремиться к лучшему качеству своей жизни, самосовершенствованию, стремление к добру, духовности и нравственности.
Елена Ивановна писала о том, что самые важные возвышенные чувства и дела человека, такие как: любовь, подвиг, труд, творчество невозможны без участия сердца.
«Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные, будут холодными гробами»![64]

Иными словами, Сердце становится неким ориентиром и основой в жизни человека, благодаря которому человек становится человеком во полном смысле этого слова, человеком, способным чувствовать, сопереживать, быть милосердным, мужественным и тд.
Выше указывалась роль психической энергии в жизнедеятельности человека, сердце же, по положениям учения Живой Этики является проводником и управлением психической энергией. [65]

Елена Ивановна считала одной из главных задач в образовании, это воспитание сердца, так как человечество сейчас вступило в эпоху духовно- нравственного развития. И действительно, одной из ведущих задач современного образования стало становление всесторонне гармонично развитой личности, это понятие включает в себя, в том числе развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, прививание ему благородных.возвышенных качеств. Поэтому положение Живой Этики о духовном развитии человеческого сердца находит свое отражение в современной педагогике, так как это понятие подразумевает в себе развитие благороднейших качеств человека.[66]
Таким образом, одной из главных задач в воспитании ребенка Елена Ивановна ставит этическое воспитание,на основе которого ребенок сможет задействовать все остальные сферы необходимые для гармоничного развития.
По мнению Елены Ивановны во всех жизненных сферах мы в первую очередь должны полагаться на свое сердце. Человек, обладая чутким, добрым, развитым сердцем всегда сможет в жизни принимать правильный выбор, во всех сферах: начиная от выбора своего жизненного пути, заканчивая отношением к окружающим его людям.

«Всегда и во всем должно руководить нами Сердце».[67]

Следующее понятие, основанное на положениях Живой Этики можно выделить под названием

4.Чувствование, данное понятие вытекает из понятия Сердца.
Елена Ивановна писала, что развитое чувствование хорошо позволяет распознавать значимые духовные и этические ориентиры. Причину слабо развитого чувствования Елена Ивановна указывала разделение чувств от мыслей. Положения Живой Этики предлагает «золотую середину» в виде слияния чувств и мыслей, когда 2 этих процесса становятся неразделимыми.
" Сознание в степени чувствознания дает понять, какое действие отвечает необходимости».[68]

 

Елена Ивановна предлагает понятие сердечного воспитания. Данное понятие предполагает выбор светлых устремлений ребенка, при котором, в школе и семье вниманию детей предлагается наблюдение за своими чувствами. Живая Этика предлагает ввести сердечное воспитание в развитие памяти, терпения, доброжелательства и т.д, а затем попросить о наблюдении за тем, что чувствует сердце ребенка.
«Так будут заложены торжественность и любовь к Прекрасному. Так определится граница Света и тьмы. Дети любят Свет».[69]

Исходя из всего вышеуказанного, можно выделить одну из важнейших отличительных черт в подходе к воспитанию детей, на основе педагогических взглядов Елены Ивановны Рерих – это сочетание, единство, некая «золотая середина» в философских вопросах воспитательного процесса в образовании. Гармоничное развитие может происходить только тогда, когда имеется баланс между духовным и физическим, между чувствами и рассудком и тд. «Синтез есть высшая гармония»[70]
Огромная проблема современного общества, (отсюда вытекает проблема образования), по мнению Елены Рерих, состоит в бесконечной битве между умом и сердцем. Большинство людей руководствуются именно умом при выборе жизненного пути, профессии, и много другого, есть и другая крайность, когда люди безрассудно могут делать, то, что им хочется, причиняя вред не только себе, но и окружающим людям. Именно поэтому так важно единство умственной и сердечной (духовной) сферы для развития гармоничной личности.

«Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека. Бедствие нашего времени, именно, и заключается в установившемся страшном разнобое между умом и сердцем».[71]

Таким образом, мы можем говорить о том, что взгляды на воспитание детей у Елены Рерих выстраиваются также как и философские взгляды на мироздание. Как в жизни одной из важнейших задач, по ее мнению, является единство всех начал (Макро и Микро Космоса), так и в образовании важной чертой является синтезирование и развитие всех способностей и чувств человека, основанных на гуманно – нравственных, эстетических ориентирах, поскольку в своих многочисленных книгах и письмах она призывала к таким высокодуховным качествам как мужество, любовь, доброжелательность, милосердие, взаимосвязь поступков, мыслей человека и ответственность человека за последние.

§2.ВЗГЛЯДЫ НА ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
К вопросу о школьном образовании Елена Ивановна оставила множество ценных советов.
Школьному воспитанию она придавала большое значение, не только потому, что оно является одним из основных и важных этапов в процессе воспитания и становления личности, но, и местом где могут по- настоящему развиваться, и воспитываться дети, родители которых не заинтересованы в воспитании своих детей.
Школу она хотела видеть как гармонично спланированное пространство, в котором учиться будет в удовольствие. Елена Ивановна говорила, что школа должна стать «рассадниками украшения жизни»[72], чтобы школа была местом – общиной, где, если ребенок не может справиться с какой то ситуацией самостоятельно, то на помощь ему придут другие участники школьного образовательного процесса.

«Когда семья не умеет, пусть школа научит чистоте во всем быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? <…>Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет община».[73]
Елена Ивановна Рерих в вопросах о школьном образовании делала акцент на содержании образования.
Основные дополнения, которые она советовала вносить - это

· Одинаково распределять количество часов на естественно – научные и гуманитарные предметы«Уже много было потеряно из-за ненужных подразделений. Даже замечалась какая-то враждебность отдельных областей науки между собою. Но разве гуманитарные и прикладные науки не являются ветвями того же древа Истины».[74]

«<…>только разумное сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания»[75]

 

· Предложение введения новых учебных дисциплин, таких как: космография, астрономия, астрохимия, астрология, астрофизика, естественная история, синтез науки, наука о мышлении.

 

В предмет космография она предполагала введение таких предметов как астрономия, влекущая людей к «дальним мирам», что впоследствии даст ребенку мыслить масштабно, чувствуя себя частью огромной вселенной, в которой они несут ответственность за планету на которой проживают.
Астрономия включает в себя раздел астрохимии и астрологии. Астрохимия(изучает химические реакции между атомами, молекулами и зернами пыли в межзвездной среде, включая фазы образования звезд и планет, а также взаимодействие атомов и молекул с космическим излучением). Астрология – наука о звездах. По словам Елены Рерих, одно наука взаимно дополняет другую, что в очередной раз свидетельствует о взгляде на образовательный процесс, как единый, гармоничный механизм, с переплетающимися науками, что в свою очередь является одной из задач современного подхода в сфере образования.
«Астрохимия позволяет определить лучшие воздействия на определенные организмы. Астрология – не что иное, как формула астрохимии».[76]
«Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету».[77]
Важность включения данных предметов в образовательную программу объясняется тем, что, опять- таки,все мироздание имеет неразрывную связь между собой и то, что находится за пределами Земли, также оказывает сильное физическое и энергетическое влияние на человека. Иными словами, Елена Ивановна подчеркивает необходимость получения знаний и изучения Космического пространства, как неотъемлемой части нашей жизни.
«Особо чуткие организмы могут подтвердить, что в кульминационный период солнечных пятен, лучи светила становятся для них невыносимы по своему качеству. Также во время падения крупных метеоров можно ощутить сотрясение нервной системы. До сих пор люди не могут осознать свое положение в гигантской лаборатории. Уже одно такое сознание вооружило бы человеческий организм и вместо тревожных наблюдений над дрожанием сейсмографа обратило бы поиски в Беспредельную Высь, такую же материальную, как пропитание завтрашнего дня, такую же величественную, как светил численность».[78]

Естественная история, предлагается ввести в содержание школьного образования как важнейший предмет. Поскольку в школах затрагивают изучение царства природы, но при этом значительных улучшений качества земной жизни не наблюдается, так как люди имеют лишь малое представление о богатстве растительного и животного мира. Через глубокое изучение природы, дети начнут чувствовать какое огромное значение представляет их человеческая жизнь, какое огромное значение представляет каждый человек.
«Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию».[79]

Синтез науки, по мнению, Елены Ивановны должен быть введен для того, чтобы школьники понимали взаимосвязь отраслей познания. Этот предмет решит вопрос мотивации к стремлению в познании у детей, что также является актуальной проблемой современного образования. Многие дети не хотят учиться за непонимание и незнанием для чего им вообще учиться? Для чего учить какой либо конкретный предмет? Предмет синтез науки поможет детям сознательно выбрать ту или иную ученую деятельность, так как будет давать ответы на вопросы где именно можно применять ту или иную область познания.
При этом, дается замечание, что данный предмет, нужно вводить с младших классов, так как в детском возрасте также необходимо развивать широкий кругозор.
« <…>синтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, что такой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды».[80]

Также в ряд изменения содержания образования она советовала внести науку о мышлении, не как небольшой аспект психологии, а как важнейшую основу, благодаря которой развивается память, внимание и сосредоточенность. [81]
В одной из книг показан интересный пример, того как можно развивать мышление. Елена Ивановна предлагала вести с детьми беседы о причинно-следственных связях. Учитель задает, какую либо причину детям, а дети в свою очередь выявляют следствие. Таким образом, развивается и мышление, и можно иметь возможность проводить таким способом различные темы, направленные на развитие нравственности в человеке. Например, выявлять причины и следствия негативных поступков и мышления и тд.
«Земледелец приготовит и улучшит поле, засеет вовремя и терпеливо ждет всходов и урожая. Он оградит поле от животных, чтобы они не потоптали всходы. Каждый земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих взаимоотношениях, — люди не желают знать ни причин, ни следствий. Они не заботятся о всходах и хотят, чтобы все совершалось по их произволу. <…>Следует в школах вести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какое следствие будет соответствовать всем привходящим обстоятельствам. <…> Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления».[82]



2018-07-06 360 Обсуждений (0)
ГЛАВА II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)