Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА I. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.



2018-07-06 422 Обсуждений (0)
ГЛАВА I. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

ГЛАВА I. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ.
§1.Детство, юность, внешний облик Елены Ивановны Рерих.
§2.Встреча Елены Рерих со своим будущим мужем, становление творческого пути.
§3.История создания Живой Этики (Агни Йоги).

Глава II.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.
§1.Особенности воспитания детей на основе философии Живой Этики.

§2.Взгляды на школьное образование.

§3.Семейное воспитание.

Глава III РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЕЛЕНИ ИВАНОВНЫ РЕРИХ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Заключение

 

Введение.

Елена Ивановна Рерих, являлась другом, женой и спутницей жизни, величайшего выдающегося художника и путешественника Николая Константиновича Рериха.
Автор религиозно – философского учения «Живая Этика» (Агни – Йога), книги которого будут являться основным источником данной дипломной работы.

Учение Живой Этики, знания, накопленные вековыми практиками.

Что вообще представляет собой Живая Этика? Первое что хочется отметить - это то, что данное учение не заменяет каких-либо других религиозных, философских и духовных учений. Оно является объединением ранее известных Йог. (Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.)

Если проследить исторически, то, как правило, появление различных учений ознаменовало собой, либо устранение, либо искажение прежних учений. Агни Йога, напротив объединяет и очищает все известные человечеству духовные учения и углубляет их.
Учение является как бы началом к изучению жизни, ответам на многие важные вопросы, так как Агни Йога затрагивает все основные сферы человеческой жизни. В Агни Йоге сжаты все знания, накопленные веками различных учений и опыт наших предшественников. Правильный подход к науке, к изучению материального мира должен осуществляться после усвоения духовных знаний.

В книгах Учения отображены различные качества характера, которые необходимо приобрести для внутреннего преображения человека. Учение говорит о важности внутреннего преображения о чистоте помыслов, поступках и словах. Именно внутреннее преображение человека даёт начало духовной эволюции. ( Что играет одну из важных ролей в современной педагогике, направленной на личностно – ориентированное развитие).
Таким образом, мы можем сказать, что Агни Йога придерживается принципа синтеза и углубления ранее известных учений. Раскрытию внутренних способностей и преображения, путём овладения космических энергий. В книгах даются наставления, благодаря которым человеку будет проще прийти к внутреннему преображению. В основе системы верований Агни-йоги лежит теософская концепция цикличности. Всему материальному есть начало и есть конец, но при этом, Душа человека остается вечной.

Актуальность данного исследования предоставляет интерес, поскольку во все времена тема воспитания детей всегда была актуальна. В современном мире существуют тысячи авторов, пишущих книги о том, как же все-таки наилучшим образом воспитать своего ребенка? Существует множество программ, методик, пособий.
И неспроста, ведь такой вопрос как воспитание ребенка очень важен не только для отдельной семьи, но и для отдельного государства и мира в целом, поскольку дети, которых мы воспитываем сейчас, и будут составлять наше будущее поколение.
Те моральные, нравственные и личностные качества, которые родители будут закладывать с детства в ребенка и будут по большей части его отображением.
Воспитывать - это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.
Современное общество и происходящие в нем изменения влекут за собой переоценку моральных ориентиров и ценностей. Современный мир, его политическое развитие направленно на стремление к демократическому и гуманистическому обществу. Появляется потребность в личностно – ориентированном, гуманистическом воспитании и благополучии каждого человека. И первое с чего начинается становление личности – это, конечно же, воспитание. Система образования занимает одну из главных ролей в становлении личности человека, его воспитании и развитии, поэтому современной педагогике необходимы пути и идеи, направленные на развитие гуманизации образования.

 

«В настоящее время в науке остро ставится вопрос о необходимости воссоединения «целостности культуры: культур естественнонаучной и гуманитарной, Запада и Востока, прошлого и настоящего, религиозной и светской, национальной и общечеловеческой»» (Буданов В. Г.).[1]

В решении данной педагогической проблемы, огромный интерес предоставляет учение оставленное Еленой Ивановной Рерих, так как именно она являлась философом-гуманистом, оставившим прекрасное творческое наследие для человечества.
В первую очередь, конечно, нужно отметить все книги Живой Этики:
Первоиздания книг учения[2]

Примечательно, что на выпушенных книгах отсутствует авторство. Елена Ивановна Рерих объяснила это тем, что у вековых знаний Востока не может быть автора.

Также одной из работ Елены Рерих был перевод с английского на русский язык двух томов «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской;

Опубликованы выдержки из книги «Письма Махатм» («Чаша Востока»), а также опубликованные под псевдонимами книги «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия». По ее записям издан сборник «У порога Нового Мира».

Одним из главных дополнений к Учению Живой Этики служит наследие Е.И.Рерих выраженное в письмах, адресованных друзьям и сотрудникам, где она разъясняет подробно идеи и мысли, изложенные в этом Учении.
Переписки Елена Ивановна вела с большим географическим охватом. Письма присылались как в Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, и множество других стран мира.
Примечательно также, что одним из ее корреспондентов был Президент США Франклин Рузвельт.

Существует несколько изданий писем Е.И.Рерих, самые распространенные из них – «Письма Елены Рерих», «Оккультизм и Йога», «Письма в Америку».

Следующее, что мне хотелось бы отметить, это то, что Елена Ивановна не выпускала отдельных книг и методических материалов по педагогическим рекомендациям, но если рассматривать работы Елены Рерих, то практически в каждой работе отражены ее взгляды на воспитание детей и педагогику.

Одну из проблем современного образования, создание уникальных школ по всестороннему гармоничному развитию личности, Елена Рерих также уделяет большое внимание. Этой проблеме Елена Ивановна придавала большое значение, так как одна из особенностей ее педагогических взглядов было как раз таки развитие полноценного, гармонично развитого человека, способного, реализовать свое предназначение.

Я, как будущий педагог, вижу интерес данного исследования в том, чтобы попытаться проанализировать основные аспекты в воспитании детей по положениям Живой Этики и как результат выявить дополнительные пути развития направленные на умственное, физическое, нравственное, духовное, этическое воспитание ребенка, что так необходимо в современном развивающемся обществе.

 

Объектом данного исследования является мировоззрение Елены Ивановны Рерих.

Предметом исследования данной работы являются педагогические и просветительские взгляды Елены Ивановны Рерих.

Целью данной выпускной квалификационной работы я поставила ознакомление с биографическим очерком Елены Ивановны Рерих, основными просветительскими и педагогическими идеями, изложенными Еленой Рерих в Учении Живой Этики, а также возможности практической реализации данных идей в области педагогики на современном этапе.

 

Задачи данного исследования:

1. Ознакомиться с биографией Елены Рерих, становлением ее творческого пути.

2. Изучить педагогические взгляды Елены Ивановны Рерих и попытаться систематизировать их.

3. Изучить практическую реализацию уже воплощенных и возможность внедрения еще не осуществившихся идей Елены Ивановны Рерих в рамки современного образовательного пространства.

Источниками для данной работы будут являться книги Живой Этики, письма, оставленные Еленой Рерих, а также письма и книги современников и последователей семьи Рерихов.

Наиболее важным источником для исследования, оставленным современниками Елены Ивановны Рерих, я выбрала письма Зинаиды Григорьевны Фосдик. Она являлась одной из самой близких подруг Е.И Рерих и считается самой выдающейся ученицей и последователем учения семьи Рерихов.
Зинаида Григорьевна Фосдик родилась 13 ноября 1889 в городе Одесса, в то время ее звали как Зинаида Шафран. Также как и Елена Рерих с детства имела дар к музыке, получила музыкальное образование и в неполные 12 лет мать перевезла ее в Германию, где девочка занималась со знаменитым пианистом и педагогом Леопольдом Годовским. Окончила школу Годовского, некоторое время давала концерты в Европе, вышла замуж (после замужества стала З.Г Лихтман) и в 1912 году вместе с матерью отправилась в Америку после смерти отца. Там и произошла ее первая встреча с Рерихами, которая впоследствии, как утверждала сама Зинаида Григорьевна, изменила всю ее жизнь. После встречи с Рерихами они с мужем стали их преданными и близкими друзьями, сотрудниками и учениками, которым Рерихи доверяли все самое сокровенное: не только знания, но и их личную семейную жизнь, посвящали в обыденные человеческие дела.

«Ее дневник является замечательным документом, запечатлевшим как уникальные сведения о духовной жизни Рерихов, так и подробности истории рериховского движения, которые, не будь этого дневника, так и остались бы для нас неизвестными».[3]

«Неожиданным для многих может показаться и то, что, откровенно и непосредственно отражая реальную повседневную жизнь, дневник Зинаиды Григорьевны запечатлел и вполне реальные земные образы Рерихов в тех их естественных человеческих аспектах, которые часто остаются за рамками официальных биографий».[4]

В какой мере же изучена Живая Этика? Живая Этика и ее проблемы начали изучаться относительно с недавнего времени и долгое время, в связи с идеологическими направлениями нашей страны, изучение Живой Этики было под запретом. При этом я хочу отметить, что заграницей интерес к творчеству семьи Рерихов пользовался, куда большим успехом и до сих пор все основное наследие сохраняется заграницей, ко всему этому в настоящее время в России остро стоит вопрос о сохранении наследия семьи Рерихов.
Таким образом, лишь с середины 1980 годов начали появляться работы, авторы которых в своем творчестве опирались на некоторые идеи, изложенные Еленой Ивановной Рерих. Хочу отметить прекрасного педагога - гуманиста – Ш.А Амонашвили, А.И Еремкина, Н.А.Стадникову.В их работах главным образом ставится проблема учителя школы будущего;[5]

Такие педагоги как Т.П.Кобзистова, С.Моторная, раскрывают вопросы духовного развития ребенка;[6]

В.И.Мурашов освещает вопросы гармоничного развития личности; [7]
Н.Н.Никитина ставит вопрос воспитания и свободы ребенка в нем.

Помимо этого существуют диссертации, задачей которых являются попытки осветить содержание учения Живой Этики с различных сторон, а также существуют исследователи, пытающиеся, напротив, оспаривать учение Живой Этики. Например, аспекты, связанные с исследованием и философией Живой Этики рассматривались такими исследователями как, С.Р.Аблеев, Н.Е.Самохина.[8]

Если рассматривать исследователей, занимавшихся педагогической проблемой учения Живой Этики, то сюда я отнесу таких педагогов как Андреева А.Г (кандидат педагогогических Наук), изучавшая Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики еще в 1996г, а также она поднимала вопросы воспитания культуры мышления в 1997г;[9]

Л. Н. Осипова (кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета).Изучала общественно-просветительскую деятельность Е.И.Рерих, ее отношение к школе и учителю в ней, а также рассматривала отдельные вопросы образования и воспитания, оставленные Еленой Ивановной Рерих в своих работах;[10]

 

Из вышеприведенных педагогов особенное внимание вызывает работа Лащенко Н.Д (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики БелГУ). Она в своей диссертации совершает попытки формирования теоретического знания и систематизации педагогических взглядов Е.И Рерих.[11]

 

Помимо работ, оценивающих творчество Елены Ивановны Рерих и ее семьи, с положительной стороны, существуют исследователи, имеющие негативную оценку в отношении оставленного нам учения. В качестве примера таких исследователей наиболее ярким является А.В. Кураев. Специалист в области христианской философии, публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Кураев является противником творчества семьи Рерихов, утверждая, что учение, оставленное для нас Еленой Ивановной Рерих является не просто вне христианским учением, а идет против христианского сознания.[12]

 

Методы исследования, использованные для проведения данного исследования: нарративный, текстологического анализа, биографический.

 

Нарративный метод исследования я собираюсь применить для изучения самой личности Елены Ивановны Рерих, ее взглядов и мировоззрения. С помощью этого метода можно определить характер тех или иных сведений, изложенных самой Еленой Рерих, события идеи и мысли в том виде, в котором они существовали в сознании Елены Ивановны.

Метод текстологического анализа использовался для выявления в источниках смысла, который пытался донести автор написанного. Источники для текстологического анализа послужили как прямы е, так и косвенные: к прямым источникам я отнесла само учение, оставленной Еленой Ивановной Рерих "Агни Йога", письма Елены и Николая Рерих. К косвенным источникам я отнесла воспоминания современников, переписки, дневники, свидетельствовавшие о творчестве Елены Ивановны Рерих.

Биографический метод в изучении данного исследования был применен для реконструкции личности Елены Рерих, описания ее жизни, взглядов на воспитание и педагогику, а выявления результатов деятельности изучаемых в рамках данного исследования.

Структура работы представляет собой содержание с указание глав и параграфов работы, введение, три главы и заключение.
Во введении описываются основные цели, задачи, актуальность исследования, краткое введение в Живую Этику, анализ изученности темы исследования, описание основных источников и др.
В первой главе происходит описание биографического очерка Елены Ивановны Рерих, раскрываются основные положения учения Живой Этики.
Во второй главе описываются основные идеи во взглядах на воспитание Елены Рерих с учетом философии Живой Этики, приводятся рекомендации к школьному образованию и семейному воспитанию.
Третья глава раскрывает практическую реализацию педагогических идей Елены Рерих.
В заключении подводятся итоги исследования.
В конце работы приведен библиографический список, в который включены источники, список литературы, список интернет – ресурсов, используемых для написания выпускной квалификационной работы.

 

ГЛАВА I. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.



2018-07-06 422 Обсуждений (0)
ГЛАВА I. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА I. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)