Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней. Бюджетные отношения возникают в процессе: - формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и государственных внебюджетных фондов; - осуществления государственных и муниципальных заимствований; - регулирования государственного и муниципального долга; - составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждения, исполнения и контроля за их исполнением. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: - федерального, включающего федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - субъектов РФ, состоящих из бюджетов 83 субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; - местного, который образуют бюджеты муниципальных районов; городских округов; внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга; городских и сельских поселений. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Совокупность всех перечисленных бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта РФ. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, для составления сводного финансового баланса страны. Бюджетное устройство в РФ основывается на следующих принципах: • единство бюджетной системы РФ. Оно обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации (группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик) и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально- экономической и налоговой политикой, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней. • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ: закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. • самостоятельность бюджетов; наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования а также право законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. • равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; • сбалансированность бюджетов: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. • эффективность и экономность использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов; • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; • гласность; • достоверность бюджетов; • адресность и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетный процесс Бюджетный процесс представляет собой совокупностьследующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета,начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти. Кроме того, под бюджетным процессом понимаетсярегламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса: • по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; • утверждению и исполнениюбюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; • контролю за их исполнением; • составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся: • последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти); • ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: "прозрачности" бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития); • публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати); специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению и направлениям деятельности). Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: · Бюджетным кодексом РФ; · соответствующим законом субъекта Федерации; · соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления. Участниками бюджетного процесса являются: 1.Президент Российской Федерации; 2.органы законодательной (представительной) власти; 3.органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); 4.органы денежно-кредитного регулирования; 5.органы государственного и муниципального финансового контроля; 6.государственные внебюджетные фонды; 7.главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 8.иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; 9.бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль над исполнением бюджетов. Центральный банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Главный распорядительбюджетных средств — это орган исполнительной власти. Он является первым прямым получателем бюджетных средств, имеющим право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. В его функции входит распределение бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, а также утверждение сметы доходов и расходов и осуществление контроля за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов и контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель, или бюджетное учреждение,— это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.). Финансируется, как правило, в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Что касается контрольно-счетных органов, таких как Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то они осуществляют контроль над исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов и проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности: • составление проекта бюджета; • рассмотрение и утверждение проекта бюджета; • исполнение бюджета; • составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Составление проекта бюджета основывается на: · Бюджетном послании Президента РФ; · прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год; · основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; · прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; · плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. При составлен проекта бюджета учитываются минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории России. Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Рассмотрение и утверждение бюджета - осуществляется представительными органами власти. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджета на следующий год в Госдуму осуществляется Правительством РФ не позднее 29 августа текущего года. Государственная Дума рассматривает законопроект о федеральном бюджете в четырех чтениях. В первом чтении Государственная дума обсуждает концепцию и прогноз социально- экономического развития РФ, основные направления налоговой и бюджетной политики, основные принципы взаимоотношений Федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. При рассмотрении проекта Федерального бюджета во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении. В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицит (профицит) федерального бюджета. Исполнение бюджета - наиболее ответственная фаза бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты РФ исполняются по принципу единства кассы, означающему исчисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета. Составление отчета об исполнении бюджета- заключительная стадия бюджетного процесса. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Отчет об исполнении бюджета утверждается в законодательных органах. Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетам государственной политики. Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Это предполагает также создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов, переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.
Бюджетный федерализм Проблема разграничений полномочий между федерацией, субъектами федерации и местными органами власти является определяющей при становлении бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм характеризуется как отношения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований. Признаки бюджетного федерализма: - наличие трех основных уровней бюджетной системы; - самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность; - существование системы межбюджетных отношений, предназначенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами; - сочетание принципов централизации и децентрализации при разграничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты разных уровней); - учет интересов участников бюджетного процесса на основе достижения компромиссов в рамках строго определенных процедур; - единство государственных интересов и интересов населения как основы сбалансированности интересов всех уровней бюджетной системы. Принципы бюджетного федерализма: 1. четкое законодательное разграничение бюджетной ответственности, бюджетных доходов и полномочий в сфере расходов между различными уровнями власти; 2. обеспечение органов власти различных уровней необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; 3. самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета, входящего в бюджетную систему; 4. обеспечение вертикальной и горизонтальной сбалансированности всех уровней бюджетной системы; 5. проведение единой, согласованной с федеральным центром, налоговой и бюджетной политики; 6. равенство бюджетных прав субъектов РФ. Бюджетный федерализм, существующий в РФ, характеризуется следующими принципами: - единство экономического пространства России; - конституционное разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в сфере экономического регулирования; - разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов федеральным законодательством; - согласованное формулирование и осуществление единой экономической политики РФ и ее субъектами; - децентрализация управления экономическими отношениями адекватно региональным и местным потребностям и ресурсам, соответственно территориальным условиям развития; - равные условия экономического развития территорий; - кооперация деятельности РФ и ее субъектов при осуществлении полномочий в экономической сфере.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |