Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и зачение государственного и муниципального кредита



2018-06-29 382 Обсуждений (0)
Сущность и зачение государственного и муниципального кредита 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный и муниципальный кредитпредставляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование предоставляют находящиеся в их распоряжении свободные денежные средства на возвратной, платной, срочной основе во временное пользование субъектам экономической деятельности, иностранным государствам или международным организациям либо привлекают свободные денежные средства субъектов экономической деятельности, иностранных государств или международных организаций на той же основе. Кредиторами и заемщиками в этих отношениях выступают, с одной стороны, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице правительств и уполномоченных органов и организаций. С другой стороны, ими являются юридические и физические лица резиденты и нерезиденты, иностранные государства, международные организации.

Государственное и муниципальное кредитование осуществляется за счет и в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня.

Когда государство или муниципалитет являются заемщиками, возникают долговые обязательства, накопленная кредиторская задолженность бюджета, т.е. образуется государственный и муниципальный долг. В случае же, когда государство или муниципалитет являются кредиторами, возникают требования к заемщикам, дебиторская задолженность бюджета, формирующие государственные и муниципальные активы органов власти и местного самоуправления.

От финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

· в отличие, например, от налогов и обязательных платежей, привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и возмездной основе;

· движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;

· государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;

· существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком;

· кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;

· государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Отношения по поводу государственного и муниципального кредитования выходят за рамки собственно бюджетных отношений и расширяют источники финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

По действующей бюджетной классификации, кредиты и займы полученные не включаются в доходную часть бюджета. Они относятся либо на расходы бюджета со знаком минус (соответственно их предоставление со знаком плюс), либо на источники финансирования бюджетного дефицита (как сальдо полученных и погашенных кредитов).

Расходы по обслуживанию государственного и муниципального долга независимо от условий его предоставления относятся на расходы бюджета и отражаются в функциональной классификации расходов бюджета.

Государственный и муниципальный кредит создает определенный сегмент рынка капиталов, а именно рынок государственных и муниципальных кредитов и займов, рынок государственных ценных бумаг.

Кредиты, полученные государством и муниципалитетом от финансово-кредитных организаций, носят чаще всего краткосрочный характер. Они предоставляются на рыночной основе, поэтому также ограничены возможностями бюджета по их погашению и обслуживанию.

Кредиты, привлекаемые государством и муниципалитетами из иностранного сектора, относят к категории внешних заимствований. Они отличаются тем, что в них присутствует валютный риск, а условия кредитования зависят от состояния международного рынка капиталов, международного рейтинга государства, инвестиционной привлекательности заемщика.

Особое место занимают кредиты, привлекаемые государством от центрального банка. Они приводят к необходимости эмиссии денежных средств и расширению предложения денег в экономике. При этом спрос со стороны государства увеличивается не за счет перераспределения ВВП, а на инфляционной основе. В большинстве стран такие кредиты запрещены вовсе либо предоставляются только в случае крайней необходимости.

К основным функциям государственного и муниципального кредитов относятся:

1) распределительная;

2) регулирующая;

3) контрольная.

Важнейшей функцией государственного и муниципального кредита является распределительная функция. Она заключается в перераспределение денежных ресурсов между бюджетной системой и субъектами экономической деятельности в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Источником государственного и муниципального кредита служат средства соответствующего бюджета, предусмотренные на соответствующий финансовый год. Никаких специфических государственных или муниципальных кредитных ресурсов не существует. В этом особенность государственного и муниципального кредитования.

Все денежные средства, мобилизованные в бюджеты, направляются на финансирование расходов, государственное кредитование или покрытие бюджетного дефицита в соответствии с утвержденным законом о бюджете и бюджетной росписью.

В процессе государственного и муниципального кредитования перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:

• федеральным и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами — резидентами и др.

Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию,котораязаключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на объем денежной массы в обращении, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на темпы экономического роста, занятость, уровень ликвидности коммерческих банков и т.д. Таким образом, используя кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Контрольная функциягосударственного кредита тесно связана с контрольной функцией финансов в целом. Необходимость контроля вытекает из самой природы кредита. Контроль осуществляется за:

• соблюдением условий кредитного договора (полное и своевременное погашение кредита, уплата процентов и т.д.);

• целевым использованием заемщиком выделенных средств;

• движением денежных потоков, осуществляемых в сфере государственного кредита, и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;

• поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач, приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

• за движением денежных потоков, осуществляемых через органы, обеспечивающие кассовое исполнение бюджета (казначейства, уполномоченные банки);

• за соблюдением условий кредитного договора, эмиссии ценных бумаг;

• за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, и др.

В отношениях государственного или муниципального кредита государство может выступать в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В первую очередь и в основном государство является заемщиком временно свободных средств населения, организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций.



2018-06-29 382 Обсуждений (0)
Сущность и зачение государственного и муниципального кредита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и зачение государственного и муниципального кредита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)