Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III. Способы повышения эффективности правовых норм



2018-07-06 1131 Обсуждений (0)
Глава III. Способы повышения эффективности правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Оценка эффективности правовых норм является важной частью исследования данной категории, которая позволяет логически перейти к вопросу о способах повышения этой эффективности. В данной сфере широкое применение нашли методы и способы повышения эффективности из социологии.

Во-первых, для начала необходимо выдвинуть гипотезу касательно недостаточной эффективности нормы права. В социологии выделяют описательные и объяснительные гипотезы, последние из которых будут играть важную роль в настоящей теме исследования. Объяснительная гипотеза является предположением о причинно-следственных связях в конкретных процессах, поэтому при формулировании таких гипотез исследователь не может ограничиться количественными показателями, а должен предположить, почему происходит именно так. Такая постановка вопроса наиболее полно отвечает требованиям при поиске способов повышения эффективности правовой нормы.

Для выдвижения гипотезы о недостаточной эффективности нормы права следует отталкиваться от социального механизма действия права, то есть обозначить тот круг социальных процессов, внутри которого нужно искать закономерности. Норма права начинает свое воздействие на общественные отношения с момента издания, а в некоторых случаях даже раньше. Если объективировать это воздействие в виде поведения людей, то возможны два его вида: люди следуют предписаниям нормы или нарушают их. В первом случае они могут получать некие поощрения, если, например, делают это в особо значимое для государства время. Во втором же случае за такое поведение следует применение государством санкций. Однако перед тем как вылиться в определенную модель поведения в объективном мире восприятие человеком нормы права проходит через его правосознание. Субъективное осознание человеком правовой нормы и права в целом тоже претерпевает определенные изменения.

Гипотеза о недостаточной эффективности правовой нормы может содержать предположение об изъяне в качестве самой нормы. Это может выражаться в законодательной технике и прочих "юридических" условиях эффективности. Однако чаще проблема заключается в нарушении неправовых закономерностей, причем в большинстве случаев связанных с наукой управления. Изучив досконально соответствующие социальные процессы, можно усмотреть различные комбинации нарушений управленческого цикла, состоящего из этапов принятия решения в соответствии с фактической целью, учет новейших исследований эффективности решения и т.д.

Еще один аспект, на который можно обратить внимание, это степень реализации правовой нормы. Часто от этого напрямую зависит ее эффективность. Уровень реализации правовой нормы характеризуется тем, насколько полно и квалифицированно субъекты права соблюдают, исполняют, используют и применяют правовые нормы[43]. Конкретные же показатели будут связаны со спецификой общественных отношений, регулируемых нормой, ее качеством, субъектами реализации.

Что касается субъективного воздействия норм права, то в целях выдвижения гипотезы о недостаточной эффективности правового предписания, нужно выяснить следующие данные: осведомленность людей о наличии права и о том, как его реализовать; как они относятся к соответствующим нормам, какую оценку им дают; соотношение поведения индивидов и двух предыдущих пунктов о правосознании[44].

Проверка полученных гипотез производится с учетом общей методики социологических исследований с целью их подтверждения или опровержения. Для начала нужно эмпирически интерпретировать понятия в гипотезе и разработать систему показателей. Исходя из этого следует уже собирать первичную информацию об эффективности правовой нормы. Эта информация должна определяться задачами исследования, то есть в данном случае это поведение и сознание людей, служащие причинами недостаточной эффективности нормы. Методы сбора подобной социологической информации можно классифицировать по трем группам: наблюдение, опрос и анализ документов. Эти методы используются не одинаково часто в связи со своей спецификой, например, поведение людей возможно проанализировать с помощью наблюдения, сознание же не поддается непосредственному наблюдению. Анализ документов является самым распространенным методом, так как применятся практически во всех исследованиях. Наблюдение и опрос чаще служат способом проверки данных, полученных в ходе анализа документов, но также могут быть использованы самостоятельно.

При исследовании документов в большинстве случаев приходится иметь дело с безличными официальными документами, например, с данными государственной статистики, с документами, показывающими результаты работы государственных органов и т.д. Именно такие документы способны дать наиболее исчерпывающую информацию о возможной неэффективности правовой нормы. С помощью их качественного и количественного анализа добываются необходимые данные о социально-правовой обстановке с момента издания предписания.

Важным инструментом сбора данных при исследовании эффективности правовой нормы является также опрос, так как он позволяет получить информацию как о поведении людей, так и о их сознании. В. А. Ядов пишет, что искусное использование метода опроса состоит в том, чтобы знать, какие вопросы задавать, как их спрашивать и определить степень их достоверности[45]. Поэтому при использовании самых распространенных опросных методов, интервью и анкетирования, самым важным является правильная постановка вопроса.

Так как вся деятельность по подготовке гипотез и их проверке требует специальных знаний в области социологии, целесообразно использовать экспертный метод измерения эффективности правовых норм. Однако не стоит забывать о том, что любая экспертная оценка будет обладать не стопроцентной достоверностью, так как субъективный фактор не позволяет всегда гарантировать истинный результат. В связи с этим экспертный метод нельзя абстрагировать от остальных, а наоборот применять в совокупности.

После того, как будет доказано, что правовая норма недостаточно эффективна по причине различных дефектов в вышеуказанных звеньях механизма правового регулирования, следует устранить эти дефекты с целью повышения эффективности. С этим можно справиться путем предложения варианта нормы, эффективность которой уже была подтверждена практикой. Если дело в наличии определенных антистимулов, перевешивающих те положительные стимулы, которые указаны в норме, то возможными мерами для повышения эффективности будут введение дополнительных мер поощрения для стимулирования определенного поведения людей, усиление ответственности за неправомерное поведение, а также принятие других норм, которые бы снизили отрицательное влияние антистимулов.

Одним из распространенных инструментов для разработки методов повышения эффективности правовых норм является эксперимент. Часто имеющаяся информация у исследователей недостаточна для наиболее точного прогнозирования эффективности конкретного правового преобразования, тогда следует применить социальный эксперимент - научный опыт, наблюдение исследуемого явления в точных условиях с последовательной фиксацией и контролем за состоянием исследуемого социального объекта. От наблюдения эксперимент отличается как раз активным вмешательством в естественный ход событий.

Эффективность правовой нормы можно исследовать с помощью экспериментального предписания, ограниченного в пространстве и времени ради снижения влияния возможного отрицательного эффекта от введения нормы. Экспериментальная правовая норма также носит поисковый характер, то есть ставят целью проверку модели будущей правовой нормы, в связи с чем стоит различать такие нормы от других ограниченных в пространстве и времени норм, например, от локальных нормативных актов.

Таким образом, созидательный правовой эксперимент представляет собой проверку в течение определенного срока эффективности и других свойств материализованной модели новой правовой нормы на опытных объектах с целью последующего совершенствования законодательства. Ярким примером такого эксперимента можно считать введение Единого государственного экзамена как выпускного экзамена из школы и одновременно вступительного испытания в высшие учебные заведения. В 2001 году ЕГЭ был проведен в пяти субъектах РФ по восьми учебным дисциплинам, в 2002 году круг субъектов, участвующих в эксперименте был расширен до 16 субъектов. На данный момент ЕГЭ является единственной формой выпускного экзамена в школе и наиболее распространенным видом вступительного экзамена в ВУЗы. Следует помнить, что возможность применения эксперимента при определении эффективности правовой нормы ограничена степенью теоретической разработки исследуемых проблем.

В последнее время часто поднимается вопрос о демократизации правотворчества в целях повышения эффективности законодательства и отдельных правовых норм. В связи с развивающейся тенденцией повышения уровня правосознания граждан наблюдается активизация участия населения в управлении делами государства. Поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию этого участия, так как традиционные элементы демократического государства, такие как представительные органы власти, выборные должности, не могут полностью отразить весь спектр мнений общества по поводу государственных решений, а население при этом участвует в управлении государством только посредством выборов.

Другим средством демократизации процесса правотворчества, активно обсуждаемым в научной среде, является общественная экспертиза проектов нормативных актов. В ходе указанной процедуры происходит анализ правовых и социально-экономических последствий принятия нормы права. Однако на данный момент этот институт имеет много неразрешенных проблем, в частности, отсутствие законодательно закрепленного определения общественной экспертизы на федеральном уровне, каждый субъект, в котором проводится такое исследование, устанавливает свое понятие и определяет круг субъектов, уполномоченных эту экспертизу проводить. Развитие общественной экспертизы тормозит также негативная реакция со стороны государства на проявления общественной инициативы, однако общественный контроль является одним из важнейших способов влияния на эффективность правовых норм[46].

 

 

Заключение

 

Несомненно, изучение вопроса эффективности правовых норм является важнейшей задачей на современном этапе развития права. Требования, выдвигаемые исследователями по данной теме к законодателю и правоприменителям, иногда трудно воплотить в жизнь. Однако стоит всегда учитывать тот факт, что каждый проект нормативного акта или действующая норма должны быть подвергнуты оценке с точки зрения эффективности. Регулярное исследование показателей эффективности правовых норм является одним из главных условий своевременного улучшения качества правового регулирования в целом. Уровень эффективности законов напрямую зависит от множества факторов, в том числе и от качества функционирования публичных органов власти, институтов гражданского общества, поведения отдельных индивидов.

Проведя анализ научных разработок по указанной тематике можно сделать следующие выводы. Во-первых, при формулировании понятия эффективности правовой нормы следует учитывать ее многоаспектность. Стоит признать доминирующей на данном этапе развития концепцию права как регулятора социальных конфликтов, не оставляя при этом без внимания юридическую эффективность правовых норм, всегда играющую важную роль в процессе правотворчества и правоприменения. Право является по сути совокупностью установлений государства, подкрепленных государственным принуждением, но если не принимать во внимание функцию права как социального и духовного регулятора, то это может привести к серьезным ошибкам при оценке эффективности. Вместе с этим нецелесообразно переоценивать значение экономической составляющей эффективности норм права

Во-вторых, при оценке эффективности правовых норм следует исходить из наличия количественных и качественных критериев, при этом максимально точно определив исходные оценочные единицы. С целью совершенствования механизмов достижения эффективности законов необходимо использовать новые способы формирования правового воздействия, такие как юридическое прогнозирование, оценка правовых рисков, правовой эксперимент, мониторинг и другие.

В-третьих, невозможно найти универсальный способ повышения эффективности правовых норм, все зависит от конкретной цели, которую преследует законодатель, принимая соответствующее положение. Однако в социологии существует алгоритм, который позволяет исследовать социальные явления и процессы с целью выявления в них каких-либо дефектов для последующего устранения. В связи с тем, что право все чаще проявляет себя в роли социального регулятора, применение социологических методов при оценке эффективности правовых норм и ее повышении становится все более уместным.

Для правоведения характерна, как и для любой другой науки, нужда в новых идеях, вопросах, соответствующих общественному развитию. Поэтому решение проблем законодательства в свете эффективности правовых норм требует дальнейшего исследования и развития в научной и дисциплинарной целостности.

 

 

Список использованной литературы

 

 



2018-07-06 1131 Обсуждений (0)
Глава III. Способы повышения эффективности правовых норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III. Способы повышения эффективности правовых норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1131)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)