Оперативно-розыскное законодательство. Его соотношение с правовой основой ОРД
Понятие правовой основы ОРД и ее нормативное закрепление.Правовая основа ОРД есть базовая, фундаментальная часть правового регулирования посредством нормативных правовых актов общественных отношений в ОРД.Правовая основа ОРД – это совокупность основных законодательных и иных нормативных правовых актов в области ОРД. Законодательно правовая основа ОРДопределена в ст. 4 ФЗ об ОРД. Содержание правовой основы ОРД. Согласно ст. 4 ФЗ об ОРД содержание правовой основы ОРД составляют: – Конституция (ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др.) и федеральные конституционные законы; – собственно ФЗ об ОРД, который играет рольядра правовой основы; – другие федеральные законы. Их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами. Выделяют законы, действие которых распространяется на все оперативно-розыскных органы (в частности, в их число включены УК, УПК и Закон о гостайне) или только на отдельные (например, ФЗ о службе в таможенных органах); – нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются акты Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»), представительного и законодательного органа России (палат парламента), Правительства РФ (например, Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки, утвержденное постановлением от 5 ноября 2003 г. № 671); – нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД. Эти акты должны: издаваться в пределах полномочий оперативно-розыскных органов; приниматься в соответствии с законодательством России; регламентировать организацию и тактику проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России. В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые конкретным министерством или федеральной службой, совместно министерствами (службами) по тем или иным сторонам ОРД (например, Инструкция о результатах ОРД). Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: одна часть составляющих ее актов является законодательными, а другая – подзаконными. Оперативно-розыскной закон есть комплексный нормативный правой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, определяющих ОРД и устанавливающих ее принципы, а также регулирующих в ОРД общественные отношения. Оперативно-розыскной закон обладает следующими основными признаками: – обладает высшей юридической силой относительно других нормативных правовых актов (в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции он как федеральный закон имеет верховенство на всей территории России); – регулирует комплекс общественных отношений, возникающих в ОРД в связи с необходимостью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств; – является законодательным актом общенационального уровня (в настоящее время – федеральным законом); – принимается высшим законодательным органом государственной власти (в настоящее время – Государственной Думой Федерального Собрания РФ). Кроме того, оперативно-розыскной закон, как и любой законодательный акт, обладает нормативностью, т.е. содержит нормы права. Классификация оперативно-розыскных законов.Термин «оперативно-розыскной закон» – собирательный (сравни: уголовный закон, уголовно-процессуальный закон). Используя этот термин, следует помнить, что под ним понимают как конкретный закон, так и определенную группу законодательных актов. В учебных целях все их можно определенным образом классифицировать. По силе действия различают оперативно-розыскные законы: – действующий – ФЗ об ОРД; – утратившие силу (Закон от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части» (действовал до марта 1917 г.) и Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»; – не вступившие в законную силу – Федеральный закон 1995 г. «О борьбе с организованной преступностью»; – носящие рекомендательный характер – Модельный закон государств – участников СНГ «Об оперативно-розыскной деятельности». Отличительными его чертами является то, что он носит сугубо рекомендательный характер и принят международной региональной организацией – Содружеством Независимых Государств в целях унификации законодательства участников СНГ в области ОРД. Модельный закон был принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 6 декабря 1997 г. № 10–12). По содержанию выделяют оперативно-розыскные законы: – включающие основной нормативный правовой массив в области ОРД (в настоящее время это ФЗ об ОРД); – содержащие отдельные правовые нормы в области ОРД. Ими являются федеральные законы, которыми в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и дополнения. Так, в ФЗ об ОРД внесены уточнения 17 законами (в частности, Федеральным законом от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (823)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |