Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практика преданного служения



2018-07-06 475 Обсуждений (0)
Практика преданного служения 0.00 из 5.00 0 оценок




Семь разделов, которые мы рассмотрели выше, касались описания природы вещей и их взаимоотношений. Воспользовавшись этим знанием, человек может осознать, что, забыв свои вечные взаимоотношения с Кришной, он упал в этот материальный океан и постоянно испытывает страдания. Для того, чтобы избавиться от страданий, человек должен восстановить эти взаимоотношения. Тогда все страдания прекращаются, и он начинает испытывать блаженство. Живое существо по своей природе вечно и абсолютно духовно, но при этом испытывает реальные страдания, которые являются следствием иллюзорного отождествления себя с телом. Ошибочное принятие веревки за змею или морской раковины за серебро являются примерами заблуждений, упомянутыми в священных писаниях. Не понимая надлежащим образом эти примеры, имперсоналисты ошибочно полагают, что существование живого существа в материальном мире является результатом заблуждения духа. Когда по милости авторитетного духовного учителя человек начинает понимать, что эти примеры относятся не к иллюзорному существованию живого существа, а к отождествлению себя с тонким и грубым телами, он идет по верному пути.

Рассмотрим, в чем состоит различие между преобразованием и заблуждением. Когда объект претерпевает изменение формы, это называется преобразованием. Превращение молока в простоквашу путем добавления кислотной культуры является примером преобразования. Когда объект реально не существует, а другой объект ошибочно принимается за него, это называется иллюзией. Хотя змеи нет в реальности, тем не менее по ошибке человек может подумать, что обрывок веревки – это змея. Серебро реально не присутствует, тем не менее, кто-нибудь может принять кусок морской раковины за серебро. Заблуждение – это принятие одной вещи за другую. Живое существо совершенно духовно. В действительности материя не связывает его, но когда убеждение в том, что тело и является его истинной сущностью, становится достаточно сильным, имеет место заблуждение.

Это обусловленное состояние живого существа называется состоянием заблуждения. Как долго длится это заблуждение? Когда человек получает наставления от авторитетного духовного учителя и утверждается в понимании того, что он – слуга Кришны, заблуждение прекращается. Поэтому, если человек откажется от стремления к освобождению и начнет совершать преданное служение, это заблуждение с легкостью пройдет. Стремясь к освобождению, живое существо не возвращается к своей естественной природе, но, наоборот, движется в сторону ее отрицания. Единственным способом вернуться к ней является преданное служение. Несведущие люди отвергают преданное служение и следуют либо путем мотивированной религиозной жизни в традиционном понимании, либо путем философского поиска. Хотя обрядовая религиозность и философские рассуждения в незначительной степени допустимы, они никогда не могут стать основным методом.

Шри Чайтанья говорил:

«Преданное служение Кришне – это главная функция живого существа. Существуют разные методы, приводящие обусловленную душу к освобождению. Из них выделяют четыре основных: религиозная жизнь, философский поиск истины, йога и преданное служение, – но все они в конечном итоге завязаны на преданное служение. Перед преданным служением все другие методы духовного самоосознания блекнут и становятся ничтожными. Если философский поиск и йога не приводят к преданному служению, они не смогут принести желаемых результатов. Сам по себе философский поиск, без преданного служения, не способен принести освобождение. С другой стороны, освобождение можно получить, даже не имея философского знания, если заниматься преданным служением.

Живое существо по рукам и ногам связано оковами материи, поскольку оно забыло, что является вечным слугой Кришны. Если обусловленная душа займется служением Господу и одновременно будет выполнять указания духовного учителя и служить ему, она сможет вырваться из оков материи и стать достойной принять прибежище у лотосных стоп Кришны.

Последователи любой традиционной религии принимают регламентируемые ею обычаи, обряды и общественные отношения. Однако, если человек отправляет религиозные обряды, но не несет трансцендентного служения Господу, то он падает в адские условия материальной жизни. Существует много мыслителей, принадлежащих к различным школам имперсонализма, которые считают себя освобожденными и провозглашают себя Абсолютной Истиной. Однако, если они не занимаются преданным служением Господу, их сознание нельзя назвать чистым». (Ч.Ч. Мадхья 22.17-29)

Хотя религиозная жизнь, йога и философский поиск действительно упоминаются в различных священных писаниях как методы духовной практики, люди, стоящие на невысоком уровне духовного развития, игнорируют окончательное заключение священных писаний и считают эти методы основными. Хотя существует много разных типов людей, их можно разделить на две категории: склонные к наслаждению или к отречению. Для того, чтобы продвигаться духовно, человек прибегает к той или иной духовной практике. Однако, упомянутые выше методы духовного продвижения вторичны и не могут быть названы главными методами достижения цели. Эти методы приводят лишь к совершению очередного шага на пути к окончательной цели. Учитывая то, насколько далека цель, эти результаты совершенно ничтожны. Религиозная жизнь, йога, философский поиск и другие подчиненные им методы не могут дать вообще никаких результатов, если лишены хотя бы капли преданного служения. Если их конечной целью является преданное служение, они могут привести к каким-то второстепенным результатам, но просто одно лишь философствование не может привести к освобождению. Осознание природы вещей и их взаимоотношений с целью преданного служения первым делом дает освобождение. Преданное служение с легкостью приводит к освобождению в качестве ничтожного, сопутствующего результата.

Религия в традиционном понимании представляет собой совокупность всевозможных обрядов, обычаев и норм общественных отношений. Ее можно свести к трем принципам: 1) выполнение религиозных и социальных обязанностей; 2) достижение материального благополучия и 3) исполнение материальных желаний. Мы обсудим эти три принципа традиционной религии во второй части данной книги. Шри Чайтанья объяснял, что для людей, привязанных к мирским наслаждениям, эти принципы являются источником силы, чтобы продолжать заботиться о теле и семье. Людям, имеющим массу материальных привязанностей, рекомендуется тщательно следовать традиционным религиозным ритуалам, что подготовит их к практике преданного служения. Но те, кто совершают религиозные обряды, не ставя своей целью преданное служение, идут прямой дорогой в ад, даже если они исполняют все предписанные обязанности.

В третьей части данной работы мы более подробно остановимся на практике преданного служения. Благодаря практике регламентированного преданного служения человек очищается, он становится достойным действовать на уровне чистой любви к Богу. Любовь живого существа к Господу – это вечная, естественная функция живого существа. Именно она является настоящей целью жизни живого существа. Но если любовь к Богу вечна и абсолютна, тогда каким образом она превращается в нечто, обретаемое живым существом посредством духовной практики?

«Послушайте о регламентирующих правилах преданного служения. Благодаря этому методу человек может обрести высшее совершенство – любовь к Богу, самое желанное сокровище. Духовная практика, включающая в себя: слушание и прославление святого имени, образа, качеств и деяний Господа, памятование о них и т.д. – является сущностью преданного служения. В жизни она проявляется в том, что пробуждает в сердце чистую любовь к Кришне. Чистая любовь к Кришне вечно пребывает в сердцах живых существ. Она не является результатом какой-либо практики. Когда благодаря слушанию и воспеванию сердце очищается, живое существо пробуждается к своему естественному состоянию».(Ч.Ч. Мадхья 22.104-107)

Чистая любовь к Богу абсолютна. Для живого существа, пребывающего в заблуждении, чистая любовь является в своей воспринимаемой, а не изначальной форме. Сущность практики преданного служения – это воспевание, слушание и памятование имени, качеств, образов и деяний Господа. В ходе этой духовной практики постепенно появляется любовь к Богу в своей воспринимаемой форме. Она подобна скрытому огню, который не виден непосредственно, но ощущается лишь по тому, как он нагревает и раскаляет свою оболочку. Когда живое существо наконец отказывается от своего тонкого тела и обретает духовное тело, чистая любовь к Богу проявляется в своей изначальной форме. Таким образом, чистая любовь абсолютна и не рождается из практики преданного служения, а проявляется в чистом сердце благодаря слушанию, воспеванию и другим аспектом практики преданного служения.

Практика преданного служения делится на два вида: регламентированная и спонтанная.

«Существует два метода практики преданного служения. Первый – регламентированное преданное служение, а другой – спонтанное. Те, кто не достигли уровня спонтанной привязанности к преданному служению, совершают его под руководством истинного духовного учителя в соответствии с регламентирующими правилами, упоминающимися в священных писаниях. Такое преданное служение называется в священных писаниях регламентированным. (Ч.Ч. Мадхья 22.109-110)

Когда обусловленные живые существа проявляют сильную привязанность ко всему, что угодно, кроме Кришны, в их сердцах практически не остается места для привязанности к Кришне. Для таких живых существ нет альтернативы, кроме строгого следования предписаниям священных текстов. Этот метод называется регламентированным преданным служением. Строгое следование установленным запретам и предписаниям, с принятием священных писаний за абсолютную точку отсчета, является первым шагом на пути к успеху. На этом этапе стимулом для совершения преданного служения является вера в писания. Эта вера, поначалу хрупкая, затем твердая, и, наконец, глубокая, приводит к соответствующим результатам. Когда в результате духовной практики и общения с преданными вера становится глубокой, она последовательно преобразуется в устойчивость, вкус, привязанность и, наконец, выливается в духовные эмоции по отношению к Богу. На этой стадии человек может понять, что один Кришна является объектом памятования, и что Его нельзя никогда забывать. Он понимает, что все предписания и запреты вытекают из одного главного принципа – всегда помнить Господа и никогда не забывать Его. На этом этапе преданный может отходить от буквального следования всем предписаниям и запретам и, в соответствии со своим духовным уровнем, может перестать следовать отдельным предписаниям и начать совершать действия, ранее запретные. Эта вольность относится лишь к тонкостям этикета преданного служения. На каком бы уровне преданный ни находился, он не будет совершать поступков, преследующих какие-либо корыстные, тем более греховные цели. Шри Чайтанья дал следующее описание практики преданного служения в «Чайтанья Чаритамрите»:

«1) необходимо принять истинного духовного учителя; 2) получить у него посвящение; 3) служить ему; 4) задавать вопросы духовному учителю, чтобы научиться преданному служению; 5) следовать примеру и наставлениям духовного учителя и великих святых прошлого; 6) необходимо быть готовым отказаться от всего ради удовлетворения Господа, а также делать все для удовлетворения Господа; 7) необходимо жить в месте, где Кришна явил Свои удивительные деяния, или создать дома духовную атмосферу; 8) следует работать ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни; 9) необходимо поститься в дни духовных праздников; 10) необходимо оказывать почтение священным деревьям, коровам, духовенству и преданным Господа; 11) следует избегать пренебрежительного или оскорбительного отношения к поклонению в храме, а также к святому имени; 12) следует избегать близкого общения с непреданными без необходимости; 13) не следует принимать очень много учеников или последователей; 14) не следует поверхностно изучать много различной литературы для того, чтобы быть способным производить впечатление на аудиторию; 15) преданному следует одинаково относиться к потерям и приобретениям; 16) преданному не следует предаваться скорби; 17) преданному не следует поклоняться полубогам (высшим сущностям, управляющим глобальными процессами во Вселенной), а также не следует относиться к ним непочтительно; 18) преданный не должен слушать поношения в адрес Господа и Его преданных; 19) преданному следует избегать чтения газет, книг, слушания радио и пр., посвященных чувственным темам; 20) преданный не должен причинять беспокойства ни одному, даже самому ничтожному живому существу – ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках.

Непосредственными методами преданного служения являются: 1) слушать о Господе; 2) говорить о Нем или произносить Его имена; 3) помнить о Нем; 4) поклоняться Ему в храме; 5) возносить молитвы; 6) заботиться обо всем, что связано с Ним; 7) выполнять приказания Господа; 8) дружить с Ним и 9) принять полное прибежище у Него.

Также следует: 10) танцевать перед образом Господа; 11) петь перед образом Господа; 12) открывать свой ум перед образом Господа; 13) выражать почтение образу Господа; 14) приветствовать образ Господа и духовного учителя вставанием; 15) следовать в процессии за образом Господа или духовным учителем; 16) посещать различные места паломничества или приходить в храм, чтобы увидеть образ Господа; 17) обходить вокруг храма; 18) читать молитвы; 19) читать священные писания; 20) тихо произносить святые имена Господа; 21) петь вместе с другими преданными; 22) вдыхать запах благовоний, предложенных Господу; 23) вдыхать аромат цветочных гирлянд, предложенных Господу; 24) вдыхать запах ароматических масел, предложенных Господу; 25) вкушать пищу, предложенную Господу; 26) посещать службы в храме; 27) посещать духовные праздники; 28) созерцать образ Господа; 29) преподносить Господу то, что вам дорого; 30) медитировать на Господа; 31) заботиться о предметах, связанных с Кришной; 32) служить священному дереву туласи; 33) служить преданным Господа; 34) заботиться о святых местах, связанных с деяниями Господа; 35) изучать священные писания, в особенности «Шримад Бхагаватам»; 36) следует не щадить усилий для удовлетворения Кришны; 37) следует всегда искать Его милости; 38) следует принимать участие в организации духовных праздников; 39) общаться с преданными; 40) соблюдать предписанные обеты; 41) совершать омовение в священных реках и др.

Следует общаться с преданными, воспевать святое имя Господа, слушать «Шримад Бхагаватам» из уст преданных, жить в духовной атмосфере и поклоняться образу Господа с любовью и преданностью. Эти пять составляющих преданного служения являются наилучшими. Даже их незначительное совершение пробуждает любовь к Кришне.

Из всех шестидесяти четырех видов преданного служения девять, начинающихся со слушания, являются главными, а все остальные – вспомогательными. Первые десять аспектов открывают врата в царство преданного служения. Вторые десять аспектов описывают благоприятные и неблагоприятные действия. Такие вещи, как оказание почтения священным деревьям, коровам и духовенству необходимы для поддержания социальной стабильности, но они также благоприятны на начальных стадиях преданного служения. По мере продвижения по пути преданного служения на первое место выходят последние пять аспектов.

В практике преданного служения есть один секрет. Духовное понимание, преданность и отрешенность от всего материального – эти три вещи в равной мере возрастают по мере духовного прогресса. Если мы замечаем в себе противоположные тенденции, следует понимать, что мы совершаем что-то не так в самих основах практики преданного служения. И, если не прибегнуть к милости духовного учителя и общению с преданными, то неизбежно падение.

Шри Чайтанья говорил:

«Если человек прочно укрепился в преданном служении, независимо от того, следует ли он одному методу преданного служения или многим, в нем будут пробуждаться волны любви к Богу». (Ч.Ч. Мадхья 22. 134)

История знает много примеров того, как возвышенные души достигали совершенства, следуя лишь одному из методов преданного служения.

До тех пор, пока в сердце сохраняются материальные желания, преданный должен следовать этикету общественной, культурной и религиозной жизни, принятой в его среде, в той мере, в какой это не противоречит принципам чистого преданного служения и дает свободу от греховных тенденций. Но тот, кто оставляет все материальные желания и полностью посвящает себя преданному служению в соответствии с указаниями священных писаний, освобождается от обязательств следовать традиционным общественным, религиозным и иным устоям.

«Если человек оставляет все материальные желания и полностью посвящает себя преданному служению в соответствии с указаниями священных писаний, он освобождается от всех долгов перед высшими силами природы, великими мудрецами и предками». (Ч.Ч. Мадхья 22.140)

Когда преданный достигает стадии, на которой отсутствуют материальные желания, он может перестать жить, постоянно сверяясь с предписаниями, не боясь совершить что-то запретное: чистый преданный не способен совершать греховные поступки. Если он непреднамеренно совершит греховный поступок, то это не повлечет за собой необходимости совершать искупление, предписываемое канонами мотивированной религиозности.

Некоторые думают, что для того, чтобы продвигаться в преданном служении, необходимо культивировать философское знание и отрешенность, но это ошибка. Шри Чайтанья говорил:

«Путь философского поиска и отречения не очень существенен для преданного служения. На самом деле, хорошие качества, такие как ненасилие, терпимость и самообладание, автоматически пробуждаются в преданном Господа Кришны». (Ч.Ч. Мадхья 22.145)

Преданное служение – это самостоятельный метод. Философский поиск и отрешенность могут лишь косвенно помогать преданности. Ненасилие, самообладание и другие духовные качества естественным образом сопровождают преданность. Но нет необходимости воспитывать их в себе самостоятельно, независимо от преданного служения.

«Теперь послушай о спонтанном преданном служении и его характерных особенностях. Вечные спутники Кришны во Вриндаване служат Ему из огромной привязанности. Ничто не может сравниться с таким спонтанным преданным служением. Когда на определенной ступени духовного развития преданный начинает следовать примеру жителей Вриндавана, его преданное служение называется спонтанным. Сущностью спонтанной любви является глубокая привязанность к Верховному Господу, а в жизни она проявляется в том, что человек постоянно погружен в мысли о Нем.

Таким образом, преданное служение, сутью которого является спонтанное влечение к Господу, называется спонтанным любовным служением. Если у преданного есть страстное желание достичь такого уровня, он чрезвычайно удачлив. Если, движимый такой трансцендентной «жадностью», человек следует примеру обитателей Вриндавана, испытывая такую трансцендентную жажду, то он делает это, даже не думая о заповедях или доводах священных писаний. Такова природа спонтанного преданного служения.

Спонтанное преданное служение совершается на двух уровнях: внешнем и внутреннем. Достигнув совершенства, возвышенный преданный внешне остается похожим на начинающего и выполняет все указания священных писаний, в особенности, слушание и воспевание Святого Имени. Однако, в мыслях, в своем изначальном чистом и совершенном образе, он служит Кришне во Вриндаване в соответствии со своими конкретными отношениями с Ним. Он служит Кришне двадцать четыре часа в сутки – день и ночь.

На самом деле, преданные Вриндавана очень дороги Кришне. Если кто-нибудь хочет совершать спонтанное любовное служение, ему нужно следовать их примеру и постоянно служить Кришне в своих мыслях. У Кришны много разных преданных. Некоторые являются Его слугами, некоторые – друзьями, некоторые – «родителями», а некоторые – возлюбленными. Тот, кто по собственному выбору привязан к Кришне в соответствии с одним из этих видов спонтанной любви, считается идущим по пути спонтанного любовного служения.

Если человек занимается спонтанным любовным служением Господу, его любовная привязанность к лотосным стопам Кришны постепенно возрастает. Когда она проявляется в форме ростка, ее называют влечением или духовными эмоциями. Подобная привязанность покоряет Верховного Господа».(Ч.Ч. Мадхья 22.148-165)

Показав разницу между регламентированным и спонтанным преданным служением, Шри Чайтанья завершил обсуждение практики преданного служения. В четвертой главе мы более подробно рассмотрим спонтанное преданное служение.

Некоторые несведущие люди думают, что практика преданного служения не нужна. Одни предпочитают оставаться на уровне следования поверхностным общественным и религиозным устоям, а другие пытаются немедленно действовать на уровне чистой любви к Богу. Но если обратиться к методике преданного служения, то в ней рекомендуется постепенный путь духовного восхождения как наиболее плодотворный. Сначала человек должен утвердиться в благочестии, следуя общественным и религиозным устоям. Затем следует переходить к регламентированному преданному служению. И, в конце концов, на уровне чистой любви к Богу, он достигнет совершенства. В зависимости от уровня, достигнутого человеком в прошлых жизнях, эта последовательность может немного изменяться.

Некоторые думают, что следование по этому пути приведет к подрыву основ цивилизованной жизни, ее экономического благополучия. Однако считать, что цель жизни человека в том, чтобы постепенно подняться на более высокий уровень социальной или религиозной иерархии, – это просто обман. Такие представления о жизни учитывают лишь материальный прогресс, который не может принести никакого прогресса душе.

Шри Чайтанья дал наставления о том, как преодолеть подобные материальные представления и легко достичь чистой духовной жизни. Практика следования общественным и религиозным устоям предназначена для поддержания материального благосостояния. Практика йоги нацелена на психологический рост. Практика преданного служения необходима для духовного продвижения души. Хотя преданный может не быть специалистом в сельском хозяйстве, бизнесе или другой материальной сфере, он специалист в области подлинной жизни человека. Ученый, специалист в области военного дела, может не быть снайпером, но он все равно может давать консультации военным, а также разрабатывать стратегии ведения сражений. Те, кто видят это возвышенное положение преданных, воистину разумны и могут получить милость Господа.

Часть 7

Цель жизни.

Шри Чайтанья говорил:

«Теперь послушайте о результате преданного служения – чистой любви к Богу, окончательной цели жизни. Услышав это описание, человек узнает о нектаре трансцендентных духовных взаимоотношений с Господом. Когда чувства к Кришне становятся глубже, человек обретает любовь к Богу. Это называется уровнем духовных эмоций в преданном служении Кришне». (Ч.Ч Мадхья 23.3-4)

Значение слов Шри Чайтаньи таково: на первой стадии преданное служение называется практикой, затем, когда практика приносит свои плоды, ее называют духовными эмоциями, и, наконец, оно вызревает в чистую любовь к Богу. Уровень практики продолжается вплоть до стадии проявления духовных эмоций, которую также называют ростком любви. Различие между практикой регламентированного и спонтанного преданного служения заключается в том, что первое приводит к уровню духовных эмоций несколько медленнее. Практика спонтанного преданного служения очень быстро ведет к достижению этого уровня. Вера в сердце такого преданного превосходит уровень устойчивости и обретает форму вкуса к преданному служению. Таким образом, она вызревает в духовные эмоции без всяких задержек.

Когда преданный достигает уровня духовных эмоций, он начинает проявлять следующие качества:

«Когда в сердце человека появляется росток любви к Кришне, он становится равнодушным к материальным вещам. Он стремится использовать каждое мгновение в служении Кришне или каким-то образом в связи с Ним. В материальной сфере люди стремятся к мирским удовольствиям, экстрасенсорным способностям и удовлетворению чувств. Однако, эти вещи совершенно не привлекают преданного. Хотя духовный уровень преданного высок, он считает себя находящимся на самом низком уровне жизни. Приняв полное прибежище у Господа Кришны, он всегда надеется на Его милость. Эта надежда очень крепка в нем. Он всегда питает пылкое желание общаться с Господом. Преданный склонен постоянно повторять слова молитвы «Харе Кришна», испытывая при этом огромное наслаждение. В нем пробуждается желание воспевать и описывать трансцендентальные качества Господа. Он очень привязан к этому. Преданный, поглощенный духовными эмоциями к Кришне, старается всегда жить в месте, где Господь совершал Свои деяния». (Ч.Ч. Мадхья 23.20-39)

Более подробно эти наставления Шри Чайтаньи рассматриваются в пятой главе. Характерные особенности чистой любви к Богу чрезвычайно трудны для описания. Поэтому Шри Чайтанья говорил:

«Таковы признаки человека, поглощенного духовными эмоциями к Кришне. Теперь позвольте описать признаки человека, который фактически поднялся до уровня чистой любви к Богу. Даже самый образованный человек не может понять слов, поступков и признаков человека, утвердившегося в любви к Богу».(Ч.Ч .Мадхья 23. 38-39)

Чистая любовь бывает пяти видов: нейтральные взаимоотношения, отношения слуги и господина, дружеские, родительские и романтические взаимоотношения. Среди них наивысшей является романтическая любовь и романтические взаимоотношения. В романтических духовных взаимоотношениях с Кришной во Вриндаване проявляются все шестьдесят четыре качества Господа, и, таким образом, преданные Вриндавана испытывают бесконечное наслаждение, служа Ему.

Шри Чайтанья говорил о Радхарани, самой возвышенной преданной, таким образом:

«Шримати Радхарани обладает бесчисленными трансцендентными качествами, из которых двадцать пять являются основными. Эти трансцендентные качества Шримати Радхарани покоряют Шри Кришну».(Ч.Ч. Мадхья 23.86)

Только тем, кому посчастливится стать достойным романтических взаимоотношений, могут в действительности вкушать их. Никто не сможет понять это логически. В связи с этим Шри Чайтанья говорил:

«Непреданные никогда не смогут вкусить божественность трансцендентных взаимоотношений между Господом и Его разнообразными преданными. Лишь возвышенные преданные могут понять и оценить всю палитру духовных взаимоотношений с Господом». (Ч.Ч. Мадхья 23.99)

Объяснив это, Шри Чайтанья категорически запретил безрассудное, полное отречение от всего и вся и учил принятию принципов практического отречения: если что-то приносит пользу в процессе преданного служения, это следует использовать в духовной практике.

«Шри Чайтанья объяснил, что является практическим отречением, согласующимся с конкретной ситуацией, и категорически отверг сухое отречение и абстрактное философствование». (Ч.Ч. Мадхья 23.105)

Обсуждая, и по-своему интерпретируя нечеткость ведических утверждений, некоторые люди заключают, что мы – дух, но из-за контакта с материальной энергией утратили осознание этого факта. Как стать свободным от материального мира? Тело, дом и пища – все материально. Как стать свободным от этих материальных препятствий? Размышляя подобным образом, они налагают на себя суровые епитимьи, аскетично питаются, ходят в лохмотьях, отрекаются от жены, детей и т.д. Чтобы произвести впечатление отреченных личностей, они оставляют дом и поселяются в лесу или в горах. Не задумываясь над действительной ценностью подобных действий, они предаются сухим рассуждениям, будучи безразличными к тому факту, что истинное освобождение приносят лишь личные взаимоотношения с Господом. Хотя они поднимаются над уровнем греха и мирского благочестия, а также концепций «я» и «мое», они, по сути, не могут понять, чего же достигли. Они проводят время в изучении священных писаний. В конце концов, они умирают, и их тела хоронят в земле. Что же достигнуто? Они не обрели Господа. Все, что они получают – это безличный дух. С другой стороны, если человек помещает Господа в центр своей жизни, продолжая заботиться о теле и доме, продолжая есть и спать, благодаря практике преданного служения он постепенно увеличивает свою преданность Господу и, в конце концов, достигает любви к Богу. Такое отречение называется практическим отречением. Шри Чайтанья отвергал практику сухого отречения и объяснял, что такое практическое отречение. Наставляя одного из преданных-домохозяев, Он говорил:

«Наберись терпения и возвращайся домой. Не будь сумасшедшим. Постепенно ты сможешь пересечь океан материального существования. Не стремись к показной преданности и ложному отречению. Пока живи в материальном мире достойным образом и не привязывайся к нему. Храни веру в сердце, но внешне веди себя, как обыкновенный человек. Так Кришна скоро будет очень доволен, и освободит тебя из оков материи». (Ч. Ч. Мадхья 126.237-239)

Если человек может продолжать выполнять свои домашними обязанности без привязанности и поклоняться Господу с незыблемой внутренней верой, завеса материального мира постепенно спадет. С появлением преданности душа становится сильнее и восстанавливает свои взаимоотношения с Господом. Альтернатива – отвергнуть постепенный процесс и стать лже-отреченным, но это ведет к деградации души. Принимать необходимые вещи означает принимать их не ради собственного удовлетворения или удовольствия, а только для восстановления взаимоотношений души с Господом. Будучи проявлением милости Господа, эти вещи сами освободят нематериальную душу. Тело, дом, техника, пища и предметы, необходимые для поклонения, – все это может использоваться в рамках практического отречения. Все, что нужно, – это решительные внутренние усилия преданного добиться успеха. Внешняя непреклонность – показная. Если есть внутренняя преданность и стойкость, то оковы материального мира очень быстро спадут. Чистое знание и чистая отрешенность будут непременно увеличиваться пропорционально нашей преданности.

Повторение святых имен Кришны – это окончательное прибежище для настоящего преданного. Шри Чайтанья говорил:

«Среди путей совершения преданного служения девять предписанных методов лучше всего, ибо они способны быстрее всего даровать нам Кришну и пробудить духовные эмоции по отношению к Нему. Из девяти методов преданного служения наиболее важным является постоянное воспевание святого имени Господа. Если человек прибегнет к нему, и будет избегать десяти видов оскорблений, он очень легко обретет самое драгоценное – любовь к Богу». (Ч.Ч. Мадхья Антья 4.70-71)

«Оставь все свои бессмысленные желания, поскольку они препятствуют обретению прибежища у лотосных стоп Кришны. Посвяти себя воспеванию и слушанию Его имени, качеств, деяний и т.д. Тогда очень скоро ты достигнешь прибежища у Верховного Господа. Рождение в неблагочестивой семье не лишает человека возможности совершать преданное служение Господу Кришне. С другой стороны, просто аристократическое происхождение или рождение в семье с богатыми духовными традициями не делает человека достойным преданного служения. Каждый, кто прибегает к преданному служению, – возвышенная личность, в то время как непреданный, на поверку, не имеет никаких хороших качеств. Поэтому для преданного служения Господу происхождение не важно. Верховный Господь Кришна всегда благоволит к кротким и смиренным, но аристократы, ученые и богатые люди всегда кичатся своим положением». (Ч.Ч. Мадхья Антья 4.65-68)

Это означает, что если человек имеет веру в Господа, он будет воспевать имя Кришны в обществе преданных. Он не будет отвлекать свой ум на погоню за материальными благами и на философские рассуждения. Он будет постоянно повторять на четках шестнадцать имен Господа:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Человек будет заботиться о теле, доме и обществе в той мере и для того, чтобы это помогало развить привязанность к святому имени, и будет занимать все в служении Кришне. Он не будет предпринимать никаких усилий в других направлениях, и даже здесь он не переусердствует. Он не будет предаваться чревоугодию и эпикурейству. Он будет питаться благостной пищей, чтобы тело и ум находились в здоровом и уравновешенном состоянии. Не строя грандиозные планы, он будет жить в стороне от мирской суеты или посвятит свою жизнь проповеди послания Господа. Так, общаясь с теми, кто помогает ему укреплять преданность, живое существо постепенно продвигается духовно. Цель всех этих усилий состоит в том, чтобы постоянно помнить и повторять святое имя Господа в благостном состоянии духа. Такой человек полностью откажется от фривольного общения с представителями противоположного пола и людьми, предающимися такому общению. Он будет осторожен в общении с материалистами, делая это лишь в той степени, в которой необходимо. Он откажется от бесплодных дискуссий, и будет считать себя самым падшим. Обладая безграничным состраданием, он будет терпеть все ради блага всего мира. Он не гордится происхождением, богатством, последователями, красотой, силой, познаниями или положением, и при этом оказывает должное почтение всем другим. Живя подобным образом, он будет постоянно с преданностью воспевать имя Господа. Таким образом, милостью Кришны он достигнет уровня чистой любви. Общественные и религиозные устои, материальное благосостояние, исполнение желаний и освобождение будут сами служить такому преданному.

Если в сердце преданного возникнет какое-то материальное желание, ему следует продолжать повторять святые имена, смиренно признавая желание, но не потакая ему. Тогда, спустя короткое время, Господь войдет в его сердце, очистит его от всех корыстных желаний, и примет любовь Своего преданного.

По сути, учение Шри Чайтаньи содержит всего лишь две концепции: вкус к святому имени и милость к живым существам. Человек является преданным в такой степени, в которой обладает этими двумя качествами. Нет необходимости вырабатывать в себе еще какие-либо качества. Эти качества со временем спонтанно проявляются у преданного, и он начинает естественным образом получать удовольствие, действуя на благо другим. Когда живое существо становится слугой Кришны, оно забывает обо всех печалях. Преданный стремится общаться со своим духовным учителем и другими святыми личностями, когда появляется возможность. Жизнь возвышенного преданного очень чиста. Его вкусы всегда чисты. Вкратце это объясняется так:

«Улыбаясь, Шри Чайтанья сказал: "Не уподобляйся в своих речах обычным людям и не слушай их разговоров. Не следует есть изысканные блюда и очень нарядно одеваться. Не ожидай почестей, но сам оказывай должное уважение другим. Всегда повторяй святое имя Господа Кришны, и в уме служи Радхе и Кришне во Вриндаване. Таковы в двух словах Мои наставления"». (Ч.Ч. Антья 6.233.238)

В этих наставлениях Господь в скрытой форме намекал на мысленное поклонение Кришне в Его непрерывных чудесных развлечениях в духовном мире, но преданные должны быть осторожны, и сперва обрести должную квалификацию.

Когда преданный, находящийся на уровне практики регламентированного преданного служения, ставит своей исключительной целью достижение уровня духовных эмоций, а на уровне духовных эмоций посвящает все свои усилия достижению чистой любви к Богу, это называется сосредоточенностью. Если такая сосредоточенность есть, преданный очень быстро обретает совершенство. С самых первых шагов духовной практики преданному нужно принять такое умонастроение и остерегаться утратить е



2018-07-06 475 Обсуждений (0)
Практика преданного служения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практика преданного служения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)