Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие характеристики регламентированного преданного служения.



2018-07-06 427 Обсуждений (0)
Общие характеристики регламентированного преданного служения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы религии, заложенные в священных писаниях, делятся на два вида: мирские и духовные. Правила, упорядочивающие стремление к материальному благосостоянию и удовлетворение желаний – это мирские религиозные принципы. Эти правила предназначены для поддержания в порядке тела, ума, общественных отношений, нравственных устоев и для достижения райских планет после смерти. Плоды всех этих правил преходящи, ибо даже после наслаждения счастьем на райских планетах в течение многих тысяч лет возвращение обратно на Землю неминуемо. Естественная система общественного устройства жизни, описанная ранее, также является мирской. Исполнение своих обязанностей, стремление к материальному процветанию и удовлетворение желаний циклически сменяются одно другим, и душа не в силах вырваться за рамки этого стереотипа жизни. Целью правил, регламентирующих такую жизнь, является материальное благополучие, и поэтому все они называются мирскими. Все плоды, которые они приносят, также материальны. Эти плоды побуждают человека к новым действиям, которые, в свою очередь, приносят новые материальные плоды. Действия, плоды которых не порождают новой цепи действий и их плодов, называют духовными, или несущими освобождение. Материалистичная религия может быть как политеистической, так и монотеистической. Проиллюстрируем цепь действий и их плодов на следующем примере:

Возьмем в качестве первоначального действия брак. В рамках религиозной традиции его цель - дети, которые, в свою очередь, должны сами совершать действия в виде поминальных обрядов после смерти родителей. Результатом этих действий является умиротворение душ усопших родителей (в их новой жизни). Это, в свою очередь, ведет к увеличению благосостояния детей. Вдохновленные этими плодами, дети совершают новые поминальные обряды, которые приносят новые плоды, которые побуждают к новым действиям. Плоды всех этих действий временны. Поэтому счастье, которое приносит рождение детей, и даже умиротворение и блаженство, которые приносит осознание безличного духа, – все это находится внутри бесконечной цепи материальных действий и материальных плодов. Когда блаженство осознания безличного духа вызревает в блаженство служения Верховному Господу, материальная цепь разрывается, и мы обретаем окончательный плод в виде духовной жизни. Таким образом, освобождение подразумевает две вещи: свобода от отождествления с материей и преданность Господу. Когда человек достигает окончательного освобождения от материального рабства, он достигает своего вечного предназначения - преданности Господу.

До тех пор, пока религия направлена на достижение материальных целей, она называется материалистичной религией. Ее также называют теистической моралью. Когда же религия преследует духовные цели, она именуется духовной религией. Когда она осуществляется в соответствии с правилами, заложенными в священных писаниях, она называется практикой преданного служения. Так называемое поклонение Господу, наблюдаемое в рамках материалистичной религии (храмовые богослужения, молитвы, покаяния и т.д.), проходит не на духовном уровне, поскольку потому что все эти повседневные и эпизодически совершаемые ритуалы поклонения просто приводят к усилению материалистических устремлений человека или к улучшению общественного благосостояния. Такое поклонение попадает в разряд материальной деятельности, так как ее конечный результат материален. Для людей, следующих материалистичной религии, поклонение Господу является только одним частным правилом среди многих прочих. Это не та вечная преданность Господу, которую мы находим в подлинной духовной религии. Действия, которые нацелены на улучшение благосостояния тела, ума и общества, относятся к категории морали. Хотя в действительности последователи материалистичной религии не принимают Господа как реальность, они прибегают к поклонению Господу как средству очищения сознания. Даже атеисты принимают иногда поклонение Господу в качестве средства очищения сознания. На пути мирской веры любое поклонение Господу принадлежит к этой категории. Методы медитации на всевозможные формы Господа, описывающиеся в трактатах по йоге, также принадлежат к этой категории. Но свод регламентирующих правил преданного служения, приведенных в соответствующих разделах священных писаний – это абсолютно духовная религия, или религия, ведущая к освобождению.

При глубоком анализе данного вопроса мы обнаружим, что существует огромная концептуальная разница между правилами материалистичной религии и правилами духовной религии, которая основана на постоянной преданности Господу. Это разница – не в формах деятельности или ритуалах, а в сознании. Неверующие моралисты и последователи материалистичной религии, принимая этические принципы в качестве высочайшей цели жизни, ограничивают религиозную жизнь совершением религиозных обрядов с целью достижения материального процветания и исполнения желаний, в то время как преданные, следующие путем регламентированной практики преданного служения, преодолевают эти пределы, связывая их с духовными, полностью нематериальными целями. Таким образом, мирская, моралистическая религия включается в духовную религию. Когда она развивается до своего логического конца, она становится духовной религией. Когда преданность Господу добавляется к мирской религии, она расцветает и становится духовной религией.

Даже если человек начинает следовать духовной религии, он не отказывается от правил мирской религии, так как они помогают поддерживать в порядке тело, ум и отношения с другими людьми. Имея здоровые тело, ум и взаимоотношения с окружающими, можно спокойно сосредоточиться на исполненном блаженства поклонении Господу. Мирская религия именуется по-другому традиционной религиозной жизнью, а духовная религия именуется практикой преданного служения. Очевидно, что второстепенные правила религиозного благочестия относятся к одному разделу священных писаний, а основные правила преданного служения – к другому.

Существуют два пути обретения преданности: постепенный и внезапный. Путь постепенного духовного восхождения Шри Чайтанья описывал следующим образом:

«Все живые существа можно разделить на две категории: движущиеся и неподвижные. К движущимся живым существам принадлежат птицы, обитатели вод, животные и люди. Хотя живых существ в человеческой форме очень мало, их, тем не менее, можно разделить на нецивилизованных людей и людей, признающих заповеди священных писаний. Среди последних, почти половина признают заповеди лишь номинально, вместе с тем совершая всевозможные греховные поступки, нарушающие эти принципы. Такие люди не считают нужным действительно следовать никаким правилам и ограничениям. Среди религиозных людей большинство следуют каким-то правилам религии с корыстными мотивами, стремясь обрести счастье, приносимое благочестивыми поступками и избежать страданий, приносимых греховными действиями. Среди множества подобных искренних благочестивых людей найдется едва ли один, обладающий подлинной мудростью. Среди многих миллионов таких мудрецов, едва ли один достигает освобождения, а из многих миллионов таких освобожденных душ едва ли один является чистым преданным Господа Кришны. Поскольку преданный Господа Кришны не имеет материальных желаний, он всегда умиротворен. Люди, работающие ради личной выгоды, желают материальных наслаждений, философы и мыслители желают освобождения, а йоги желают экстрасенсорных способностей. Поэтому ими всеми движет страсть, и они не могут быть по-настоящему умиротворенными». (Ч.С.Мадхья 19.144-149)

Деревья и другие неподвижные существа обладают скрытым сознанием. Рептилии, обитатели вод и другие животные обладают ограниченным сознанием. Примитивные люди и цивилизованные люди, признающие лишь науку и искусство, не принимают нравственных принципов. Представители более цивилизованных социальных слоев довольствуются культурой, основанной на принципах морали. Люди, признающие священные писания, но не следующие строго заповедям, обладают нравственными ценностями, сопровождаемыми материалистичными представлениями о Боге. Они отождествляют веру в Бога только лишь со следованием нравственным заповедям. Среди них лишь некоторые открывают для себя подлинную истину, из них лишь немногие обретают освобождение от материального сознания, а из последних лишь особые души достигают преданности Господу.

Люди, преследующие материальные цели, желающие достичь освобождения, или получить экстрасенсорные способности, не могут обрести подлинного покоя. Только преданный умиротворен. Человек развивается от нецивилизованного уровня к цивилизованному, затем к нравственному и теистическому уровню сознания. Если на этом пути он не прельстится заманчивыми плодами материальных удовольствий, освобождения и экстрасенсорных способностей, он поднимается до уровня преданного служения. Таков путь постепенной эволюции души. Этот путь предначертан священными писаниями и приводит к надежным результатам.

Относительно второго пути Шри Чайтанья объяснял:

«Существует бесчисленное множество душ, не ведающих о служении Господу Кришне, и волны океана неведения швыряют их из стороны в сторону. Однако, некоторым из них везет соприкоснуться с преданными, благодаря чему они освобождаются из океана неведения, подобно тому как бревно, плывущее вниз по реке, случайно выносит на мель». (Ч.Ч.Мадхья 22.43)

Внезапный путь обусловлен беспричинной милостью Кришны, милостью преданного, а также устранением препятствий, возникших в ходе предшествующей духовной практики. Когда имеет место неожиданный путь, он затмевает собой постепенный путь. Кришна, творец всех правил, является причиной этого. Это нельзя осознать, опираясь только на силу рассудка. Господь, в ком все противоположности гармонично сосуществуют, примиряет в Себе логическое противоречие между правилом и милостью.

В священных писаниях мы находим примеры того, как, благодаря общению с Господом или Его преданными, нецивилизованные дикари становились преданными, не пройдя через промежуточные стадии жизни. Когда человек становится преданным, все хорошие качества, присущие нравственной и цивилизованной жизни, начинают автоматически украшать его. Но, поскольку этот неожиданный путь редок и непредсказуем, на него не следует полагаться. Нужно следовать постепенному методу, а если открывается внезапный путь, то это очень хорошо. Нужно всегда быть открытым к милости Всевышнего.

На пути постепенного духовного развития, независимо от того, на каком уровне в данный момент находится человек, он должен стараться подняться к следующему, более высокому уровню. Слава Богу, что душа по своей природе стремится к духовному совершенствованию, но на ее пути к высшей цели могут встретиться препятствия. Поэтому те, кто желает продвигаться духовно, должны всегда их остерегаться. Продвигаясь от одного уровня жизни к другому, следует учитывать две вещи. Для того, чтобы сделать шаг вперед, человек должен твердо стоять на ногах в своем нынешнем положении. Затем следует поставить одну ногу на следующую ступеньку, прочно встать на нее, а затем снять вторую ногу с прежней ступеньки и поднять ее на новую. Если человек будет двигаться слишком быстро, он упадет. Если он будет двигаться слишком медленно, то результаты тоже придут очень нескоро. Шаг за шагом человек поднимается от племенной жизни к цивилизованной, затем к нравственной жизни, потом - к нравственной жизни с материальными представлениями о Боге, нравственной жизни с принятием Бога и, наконец, к практике преданного служения. Таким путем живое существо достигает высочайшей цели – чистой любви к Богу. Если человек поторопится сделать шаг вперед, то упадет на ступеньку ниже. Если он задержится на одном уровне слишком надолго, то станет ленивым и затормозит свой духовный прогресс. Понимая, что как чрезмерно быстрое, так и медленное продвижение являются препятствиями, человек поднимается постепенно, закрепившись сначала на одном уровне, а затем расстается с ним, утвердившись на следующем.

Некоторые люди, с одной стороны, сокрушаются, что не обрели преданность Кришне, но в то же самое время не предпринимают никаких существенных попыток подняться до этого уровня. По своему собственному выбору они остаются привязанными к одному из предшествующих уровней и не предпринимают никаких реальных попыток продвигаться дальше. Если человек решает остановиться на одной из ступенек, как он сможет вскарабкаться на вершину лестницы? Многие преданные, находящиеся на уровне регламентирующих принципов преданного служения, не предпринимают никаких серьезных попыток продвигаться к уровню духовных эмоций к Богу, и сокрушаются, что не достигли этой степени развития. Множество людей остаются привязанными к традиционной религиозной жизни и не проявляют интереса к обретению чистой любви к Богу. Это и становится препятствием для их собственного духовного прогресса.

Однако те, кому повезло встретиться с учением Шри Чайтаньи, могут продвигаться очень быстро. За сравнительно короткую по продолжительности жизнь, человек может легко подняться от уровня обрядовой религиозности к высочайшей степени чистой любви к Богу. Те, кто обратились к правилам постепенного духовного развития, могут сделать это в течение одной жизни. Однако, те, кто просто плывет по течению судьбы в океане материального существования, поднимаясь с приливом и отступая с отливом, едва ли смогут достичь желанной цели.

Общие характеристики пути преданного служения – как постепенного, так и внезапного, – приводятся в его определении: это добровольное поклонение Кришне, свободное от каких бы то ни было желаний, кроме желания развивать саму преданность, и его не оттеняют стремления к материальному благополучию и философским рассуждениям. Поклонение Кришне является необходимой составляющей преданного служения. Поклонение Богу можно найти и в традиционной религиозной жизни, в которой оно второстепенно и является частью нравственных заповедей. Такое поклонение не является преданным служением, поскольку на первом месте стоят нравственные принципы, а поклонение Богу лишь помогает им. На пути философского поиска главным является познание духа. На этом пути главным является познание, а поклонение Богу лишь помогает этому. Такое поклонение тоже не является преданным служением. В преданном служении удовлетворение Бога является единственной целью поклонения. Такое поклонение Господу должно совершаться добровольно. Поклонение Богу или мысли о Нем, сопровождаемые негативными чувствами, нельзя назвать преданностью. Добровольно поклоняться Богу означает строить всю свою жизнь так, чтобы это помогало развитию преданности. Пока мы находимся в этом материальном теле, нам не избежать совершения действий, необходимых для удовлетворения телесных потребностей, и умения отличать материальное от нематериального, но когда материальные усилия и философские рассуждения оттесняют развитие преданности на задний план, собственно преданность исчезает. Там же, где преданность Господу преобладает над материалистическими и философскими устремлениями, говорится, что царит чистая преданность.

Люди, следующие регламентирующим принципам преданного служения, должны думать о преданности Господу как о своем главном деле жизни. Эта деятельность совершается не из страха или злобы, а с любовью и нежностью. Это и означает добровольность. Хотя необходимо поддерживать тело, исполняя свои обязанности в рамках религиозной жизни, преданный никогда не позволит этим обязанностям отодвинуть его преданность Господу на задний план. Эти правила всегда остаются как вспомогательные для поклонения Господу. Рассуждения, необходимые для понимания того, что душа лежит за пределами материального опыта, остаются лишь дополнительными для развития преданного служения и никогда не затмевают его. Все предпринимаемые человеком практические и теоретические усилия предназначены единственно для развития преданности. Таков образ жизни человека, следующего регламентирующей практике преданного служения.

Часть 2.



2018-07-06 427 Обсуждений (0)
Общие характеристики регламентированного преданного служения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие характеристики регламентированного преданного служения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)