Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стартер-генератор 5ПСГМ



2018-07-06 2514 Обсуждений (0)
Стартер-генератор 5ПСГМ 4.75 из 5.00 4 оценки




КРАТКОЕ ПОСОБИЕ

по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических машин тепловозов 2ТЭ116У

 

 

 

Г. Ярославль

2017

Генератор ГС-501А

Тяговый генератор служит для преобразования механической энергии дизеля в электрическую и питания через выпрямитель тяговых электродвигателей тепловоза. Генератор допускает отбор мощности на собственные нужды тепловоза в случае отсутствия специального источника.

Наименование параметра Номинальные данные
ГС 501АУ2 ГС 501АТ2
Мощность активная, кВт
Напряжение линейное, В 580/360 535/345
Действующее значение линейного тока, А 2 х 1500 2 х 1100
2 х 2400 2 х 1700
Максимальное значение действующего линейного тока в течение 2 мин., А 2 х 3700 2 х 2700
Частота вращения, с-1 (об/мин) 16,67 (1000)
Частота, Гц
К.П.Д., % 95,9 / 95,0 95,0 / 95,0
Выпрямленное значение напряжения, В 750 / 475 700 / 425
I Выпрямленное значение тока, А 3660 / 5900 2360 / 3900
Выпрямленное значение максимального тока в течение 2 мин., А
Расход охлаждающего воздуха, м7сек. 4,45 3,75 – 3,85
Величина статического давления (в контрольной точке), не более, Па

Режимы работы генератора при испытании дизель-генератора:

Наименование параметра Значение
Мощность, кВт
Выпрямленный ток, А 4050 - 5000
Выпрямленное напряжение, В 605 - 750
Частота вращения, с-1 (об/мин) 16,67 (1000)

 

 

Неисправность Вероятная причина Способ устранения
Снижение сопротивления изоляции обмоток Попадание внутрь агрегата влаги, горюче-смазочных материалов, грязи. Перегрев агрегата из-за нарушения изоляции. Очистка поверхностей обмоток от загрязнений и (или) сушка изоляции обмоток. Устранение причин перегрева
Пробой на корпус изоляции обмоток Эксплуатация при чрезмерном снижении сопротивления изоляции. Устранение причин пробоя на корпус изоляции
Разрушения корпусной изоляции от перегрева тягового или вспомогательного генераторов. Механическое повреждение корпусной изоляции. Ремонт с частичной или полной заменой вышедших из строя обмоток.
Междувитковое замыкание в обмотках роторов Механическое разрушение изоляции. Перегрев из-за нарушения вентиляции. Устранение причин междувиткового замыкания. Ремонт с заменой полюса (полюсов) или ротора.
Повышенный нагрев подшипников Недостаток или избыток смазки в подшипниках. Затирание деталей подшипникового узла. Малый радиальный зазор в подшипнике. Приведение количества смазки в соответствии с установленными нормами. Выяснение и устранение причин затирания.
Разрушение деталей подшипника. Проворот внутреннего кольца. Замена подшипника.
Повышенная вибрация Некачественная центровка при сочлене-нии агрегата с дизелем, ослабление затяжки или обрыв болтовых креплений муфты Проверка качества центровки и устранение обнаруженных отклонений
Перегрев агрегата из-за нарушения вентиляции Устранение причин перегрева
Распайка - обмотки статора в лобовой части - выводов обмотки Нарушение системы вентиляции Устранение причин нарушающих нормальное охлаждение агрегата. Перепайка поврежденных мест
Длительные перегрузки агрегата. Устранение неисправностей схемы и строгое соблюдение допустимых нагрузок.
Отгар выводов катушек или шин роторов Ослабление контактных соединений, а также механическое нарушение контактного соединения Замена полюса с катушкой, замена шины.

 

Содержание работ ТОиР
Генератор тяговый синхронный ГС-501А БИЛТ.528754.003 РЭ ТО-2 ТР СР
1. Проверить осмотром внешнее состояние генератора. + + -
2. Проверить на слух работу подшипника. + + -
3. Открыть смотровые крышки, предварительно очистив от загрязнений и посторонних предметов. + + -
4. Продуть сжатым воздухом внутренние поверхности и проверить состояние рабочей поверхности контактных колец, щеток и щеткодержателей. Заменить щетки, имеющие повреждения и предельный или близкий к нему износ. При осмотрах и замене щеток приподнять рычаг щеткодержателя за курок, переместив рычаг в противоположную от щетки сторону, опустить рычаг в зазор между щеткой и ограничительной осью щеткодержателя (в паз в корпусе щеткодержателя). Запрещается резко опускать рычаг щеткодержателя на щетку, а также поднимать рычаг, прижимая к оси его вращения в направлении щетки (в этом случае происходит перегиб пружины). ВНИМАНИЕ, рычаг щеткодержателя не фиксируется в поднятом положении. + + -
5. Обтереть поверхности изоляторов, контактных колец и изоляционную поверхность цилиндра сухой безворсной салфеткой (при невозможности удаления загрязнений, протереть салфеткой, смоченной в чистом бензине и отжатой) до полного удаления загрязнений. + + -
6. Устранить шлифовкой подгары, задиры и другие мелкие дефекты на рабочей поверхности контактных колец. После шлифовки обдуть сжатым воздухом контактные кольца и внутренние поверхности генератора. При наличии на рабочих поверхностях контактных колец мелких повреждений, не вызывающих сколы щеток, разрешается временная эксплуатация до очередного технического обслуживания и текущего ремонта. + + -
7. Осмотреть в доступных обзору местах состояние паяных соединений обмотки статора, крепление межкатушечных соединений обмотки ротора, крепление выводных шин статора и выводов ротора к контактным кольцам. Отсутствие следов распайки, ослабления креплений. Устранить обнаруженные неисправности, при невозможности их устранения отправить статор на неплановый ремонт. - + -
8. Проверить обстукиванием крепление подшипникового щита, ступицы, крышек подшипника. Отсутствие ослабления крепления. Подтянуть ослабленные болты. Момент затяжки болтов крепления подшипникового щита и ступицы 220 - 260 Нм (22 - 26 кгм), крышек подшипника 40-50 Нм (4-5 кгм). - + -
9. Проверить крепление входного патрубка и его составных частей между собой. Отсутствие ослабления крепления, наличие контрящих элементов. Момент затяжки 5 - 6 Нм (0,5 - 0,6 кгм). - + -
10. Проверить статическое давление охлаждающего воздуха. - + -
11. Проверить величину сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса в холодном состоянии путем измерения сопротивления изоляции силовых цепей тепловоза в соответствии с его руководством по эксплуатации. Если общее сопротивление изоляции силовых цепей тепловоза, ниже допустимой нормы, отсоединить генератор от электрической схемы тепловоза и измерить сопротивление изоляции обмоток. При сопротивлении изоляции обмотки статора менее 1,0 МОм и обмотки ротора менее 0,5 МОм производить очистку и сушку изоляции. - + -
12. Измерить уровень вибрации на опорных лапах генератора. - + -
13. Добавить смазку в подшипник через 50 - 75 тыс. км. - + -
14. Снять генератор с тепловоза и разобрать его. - - +
15. Очистить от загрязнений поверхности статора, ротора, подшипникового щита и их составные части. - - +
16. Проверить состояние изоляции обмотки статора. При сопротивлении изоляции менее 20 МОм производить сушку изоляции. После сушки изоляции пропитать статор в VPI компаунде 3309 ТУ-1446-626-4-309-85. - - +
17. Проверить состояние паяных соединений. - - +
18. Проверить состояние пазовых клиньев. - - +
19. Выполнить ремонт статора с заменой поврежденных и ослабленных клиньев, поврежденных отдельных катушек обмотки, соединительных шин и выводов. - - +
20. Покрыть внутренние поверхности статора (кроме посадочной поверхности под подшипниковый щит) эмалью КО-976 ТУ 2312-122-05758799-2004. - - +
21. Измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса в практически холодном состоянии. - - +
22. Испытать электрическую прочность изоляции обмотки статора относительно корпуса (только при значении сопротивления изоляции более 20 МОм). - - +
23. Проверить состояние корпуса ротора. - - +
24. Проверить состояние изоляции катушек полюсов ротора, крепления выводов. - - +
25. Проверить состояние крепления катушек полюсов ротора. - - +
26. Проверить катушки полюсов ротора на отсутствие междувитковых замыканий. - - +
27. Проверить состояние контактных колец. - - +
28. Выполнить ремонт ротора с заменой неисправных полюсов, контактных колец, поврежденного вала, уплотнительных колец. - - +
29. Выполнить динамическую балансировку ротора (только в случае замены катушек полюсов). - - +
30. Измерить сопротивление изоляции ротора относительно корпуса в практически холодном состоянии. При сопротивлении изоляции менее 20 МОм производить сушку изоляции. - - +
31. Покрыть поверхности ротора (кроме посадочных поверхностей и рабочей поверхности контактных колец) эмалью КО-976 ТУ2312-122-05758799-2004. - - +
32. Испытать электрическую прочность изоляции ротора относительно корпуса (только при значении сопротивления изоляции более 20 МОм). - - +
33. Выполнить ремонт или замену изношенных и поврежденных деталей щеткодержателей. Установить новые щетки. - - +
34. Выполнить ремонт с восстановлением или заменой поврежденного подшипникового щита, ступицы, крышек подшипника, патрубков и других деталей. - - +
35. Выполнить ревизию, ремонт или замену подшипника. - - +
36. Покрыть поверхности подшипникового щита (кроме посадочных поверхностей) эпималью-9155 красно-коричневой ТУ 2312-138-05758799-2006. Допускается покрыть: - внутренние поверхности подшипникового щита (кроме посадочной поверхности), смотровых крышек эмалью ГФ-92-ХС ГОСТ 9151-75 для климатического исполнения У и эмалью КО-976 ТУ2312-122-05758799-2004 для климатическогоисполнения Т; - наружную поверхность подшипникового щита (кроме посадочной поверхности) эмалью ПФ-115 серая ГОСТ 6465-76 для климатического исполнения У или эмалью МЛ-12 серая ГОСТ 9754-76 для климатического исполнения Т. - - +
37. Собрать генератор. - - +
38. Проводить приемо-сдаточные испытания. - - +
39. Покрыть наружную поверхность генератора (кроме конусного конца вала), защитных крышек и патрубков эмалью ПФ-115 серая ГОСТ 6465-76 для климатического исполнения У или эмалью МЛ-12 серая ГОСТ 9754-76 для климатического исполнения Т. - - +
40. Устранить обнаруженные неисправности и отметить о них в учетной документации депо и паспорте генератора. + + +
Примечание - Полный объем работ, подлежащий выполнению, а также требования, соблюдение которых обязательно при среднем ремонте генератора, определяются ремонтной документацией, разрабатываемой в соответствии с ГОСТ 2.602-95.

 

Наименование контролируемого размера Значение контролируемого размера
чертежное браковочное
ТО-2 ТР СР
Генератор в сборе
Радиальное биение контактных колец в собранном генераторе в горячем состоянии не более 0,06 не более 0,07 не более 0,06
Воздушный зазор между полюсами ротора и расточкой статора, измеренный со стороны привода щупом длиной 500 мм и шириной не более 8 мм под серединой полюса, мм 6,2 – 7,4 - - менее 6,2 более 7,4
Разность между минимальным и максимальным зазорами, указанными в предыдущем пункте на одном генераторе не более 0,5 - - не более 0,5
Зазор между щеткодержателем и рабочей поверхностью контактного кольца (под серединой щеткодержателя), мм 2+1 менее 2 более 3
Зазор между боковыми сторонами щетки и стенками обоймы щеткодержателя:    
- по тангенциальному размеру 0,08 – 0,254 менее 0,08 более 0,5
- по аксиальному размеру 0,1 - 0,3 менее 0,1 более 0,3
Радиальный размер щетки без резинового амортизатора 57±8 менее 17 Установить комплект новых щеток
Нажатие пружин на щетки, Н (кгс) 17,7±2,0 (1,8±0,2) менее 15,6 (1,6)
Контактная поверхность притирки щетки к контактному кольцу от площади ее сечения, процент - не менее 75
Местные сколы кромок у контактной поверхности щетки от площади ее сечения, процент - не более 10
Расстояние от торца наружной крышки подшипника до края канавки у основания свободной части вала (для генератора со свободным концом вала) или расстояние от торца наружной крышки подшипника до торца вала для генератора без свободного конца вала, мм   4±2 менее 2 более 4
Сопротивление изоляции обмоток, МОм:    
- ротора в холодном состоянии не менее 20 менее 0,5
- ротора в горячем состоянии не менее 2,5 менее 0,5
- статора в холодном состоянии не менее 20 менее 1,0
- статора в горячем состоянии не менее 2,5 менее 1,0
Ротор
Диаметр контактных колец ротора, мм - менее 384
Радиальное биение рабочей поверхности контактных колец относительно оси вращении до сборки генератора, мм не более 0,03 - не более 0,03
Овальность и конусообразность шейки вала под посадку подшипника, мм не более 0,013 - не более 0,013
Радиальное биение свободного конца вала относительно оси вращения до сборки генератора, мм не более 0,03 - не более 0,03
Радиальное биение поверхности фланца вала относительно оси вращения:      
- по диаметру 300 мм не более 0,04 - не более 0,04
- по диаметру 165 мм не более 0,04 - не более 0,04
Торцевое биение фланца вала на диаметре 420 мм относительно оси вращения ротора:      
- со стороны дизеля не более 0,04 - не более 0,04
- со стороны генератора не более 0,2 - не более 0,2
Площадь прилегания калибра при проверке по краске свободного конца вала, процент не менее 75 - не менее 75
Подшипниковый щит и подшипник
Диаметр отверстия подшипникового щита под посадку ступицы, мм 470+0,06   470+0,06
Диаметр поверхности ступицы под посадку в подшипниковый щит, мм -
Овальность и конусообразность отверстия (гнезда) ступицы под посадку подшипника, мм не более 0,025 - не более 0,025
Натяг внутреннего кольца подшипника при посадке на вал, мм 0,027–0,052 - 0,027–0,052
             

Стартер-генератор 5ПСГМ

Стартер-генератор типа 5ПСГМ - представляет собой четырёх полюсную электрическую машину постоянного тока, используемую в качестве электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи при пуске дизеля и в качестве вспомогательного генератора с независимым возбуждением при работе дизеля.

Стартерный режим I (перерыв между первой и второй трёхкратной попытками пуска - 5 мин, между второй и третьей - 10 мин).

Наименование Значения
Режим трогания Режим прокрутки
Момент, Нм, не менее
Ток, А, не более..
Частота вращения, об/мин
Потребляемая мощность, кВ, не более

Стартерный режим II (перерыв между первой и второй трёхкратной попытками пуска - 10 мин, между второй и третьей - 15 мин).

Наименование Значения
Режим трогания Режим прокрутки
Момент, Нм, не менее
Ток, А, не более..
Частота вращения, об/мин
Потребляемая мощность, кВ, не более

Генераторный режим I (S6 по ГОСТ 183-74 - перемежающийся, т. е. чередование номинальной нагрузки с холостым ходом).

Наименование Значения
Мощность максимальная, кВт
Мощность минимальная, кВт
Тока, A, max
Тока, A, min
Напряжение, В
Продолжительность одного цикла, мин
Частота вращения, об/мин 1050 / 3300

Генераторный режим II (S1 по ГОСТ 183-74 - продолжительный).

Наименование Значения
Мощность максимальная, кВт
Напряжение на якоре, В
Ток, А, не более
Частота вращения, об/мин 1050 / 3333

 

Неисправность Вероятная причина Метод устранения
1. Подгар одной коллекторной пластины из группы пластин, приходящихся на один паз якоря. Расстройство коммутации из-за нарушения цепей добавочных полюсов. Проверьте и подтяните соединения добавочных полюсов.
2. Сильное искрение под щетками без подгара пластин коллектора. Неудовлетворительная коммутация из-за пульсации тока нагрузки привода компрессора. Очистите коллектор, проверьте состояние электрических цепей обмоток и пайки обмотки якоря в петушках.
3. Перегрев и распайка коллектора. Не действует защита по времени нормального пуска; Наладьте защиту по времени нормального пуска;
Нарушена вентиляция стартер-генератора. Очистите вентиляционные сетки.
4. Повышенный нагрев подшипника. Недостаток или избыток смазки, повреждение подшипника, смешение различных марок смазки. Устраните дефекты.
5. Поворот внутренней обоймы подшипника на валу с порчей посадочной поверхности шейки вала. Заклинивание роликов вследствие перегрева или поломки подшипника. В зависимости от степени повреждения вала проточите и посадите переходное кольцо, зачистите задиры, замените подшипники.
6. Подшипник вышел из строя. Повышенная вибрация. Устраните причину повышенной вибрации.
Некачественная центровка стартер - генератора с дизелем. Обеспечьте центровку, смещение осей валов не более 0,1 мм, излом не более 0,3 мм на 1 м.
7. Пониженное сопротивление изоляции. Попадание в стартер - генератор влаги или масла; загрязненность или замасливание поверхности изоляционных элементов машины. Продуйте сухим сжатым воздухом; произведите очистку от влаги, масла и пыли и при необходимости просушите.

 

Содержание работ ТОиР
Стартер-генератор 5ПСГМ ПКБ ЦТ.25.0055 ТО-2 ТР СР
Проверить крепление электродвигателя остукиванием + - -
Проверить состояние муфты привода + - -
Очистить от пыли и других загрязнений крышки коллекторных люков в местах разъема, снять крышки коллекторной камеры, осмотреть коллекторы, щетки, щеткодержатели и их крепление, также бандажи и другие доступные обзору части. Проверить состояние болтовых креплений токоведущих соединений в доступных местах, также их стопорение от самоотворачивания. Проверить отсутствие видимых повреждений изоляции в доступных местах. Проверить состояние, износ и свободу перемещения щеток в гнездах, исправность механизма нажатия на щетки. Обтереть поверхность коллектора, изоляторов щеткодержателей и других доступных мест + + -
Проверить крепление полюсных катушек, межкатушечных соединений выводов - - +
Проверить затяжку болтов крепления машин остукиванием, ослабление болтов не допускается - + +
Проверить центровку, измерить амплитуду вибрации на лапах стартер-генератора - + +
Снять стартер-генератор, электродвигатель с тепловоза - - +
Разобрать стартер-генератор, электродвигатель, произвести ревизию деталей и сборочных единиц в соответствии с документацией предприятий-изготовителей. Собрать - - +
Установить стартер-генератор, электродвигатель на тепловоз, подсоединить, отцентрировать, закрепить. Подсоединить провода и закрепить - - +

 

Наименование деталей и размеров Чертёжный размер, мм Допускаемый размер при выпуске из ТР-3, мм Браковочный размер в эксплуатации, мм
1. Диаметр посадочной поверхности станины под посадку подшипниковых щитов 530+0,057 530 - 532 -
2. Длина станины по торцам горловин под подшипниковые щиты 810-0,36 810 - 808 < 808
3. Диаметр отверстия в лапах станины для установки на тепловозе > 26
4. Смещение осей отверстий для крепления полюсов от их номинального положения, не более 0,5 0,5 > 0,5
5. Диаметр посадочной поверхности подшипниковых щитов для посадки в станину 530-0,05 530 - 533 > 533 < 530
6. Толщина подшипниковых щитов по оси отверстия для болтов крепления подшипниковых щитов к станине 10±1 10 - 1 < 8
7. Диаметр отверстий в подшипниковых щитах для крепления к станине 13 - 15 > 15
8. Диаметр посадочной поверхности в подшипниковом щите для посадки подшипника:      
- сторона коллектора 140+0,04 140,04 – 140,06 140,04 – 140,06
- сторона привода 160±0,02 160,02 – 160,04 160,02 – 160,04
9. Овальность и конусообразность гнезда для посадки подшипника, не боле 0,02 0,03 > 0,03
10. Натяг для посадки подшипника на вал якоря 0,02 – 0,03 0,02 – 0,03 0,02 – 0,03
11. Диаметр отверстий для крепления крышки и кольца лабиринтного к подшипниковому щиту 11 - 12 > 12
12. Расстояние между главными полюсами 297,8 – 298,4 > 298,4 < 297,8
13. Расстояние между добавочными полюсами 301 - 302 301 - 302 > 302 < 301
14. Ширина окна щеткодержателя 25,04 – 25,27 > 25,4
15. Длина окна щеткодержателя 32,05 – 32,4 > 32,4
16. Диаметр вала якоря в месте посадки внутреннего кольца подшипника со стороны:      
- коллектора 65+0,030 -
- привода 75+0,030 -
17. Овальность и кону- сообразность шеек в местах посадки подшипников, не более 0,01 0,02 -
18. Биение шеек вала в месте посадки шарикоподшипника в несбитых или восстановленных центрах, не более 0,02 0,02 -
19. Размер резьбы конуса вала М48 М48 -
20. Прилегание калибра по конусу вала, %, не менее < 65
21. Радиальное биение конца вала якоря, относительно оси вращения 0,06 0,06 -
22. Диаметр рабочей поверхности коллектора 200±0,5 200 - 187 < 184
23. Диаметр коллектора по петушкам 285±0,5 285 - 282 -
24. Длина петушков коллектора 20 - 15 -
25. Глубина продорожки миканита коллектора 1,0 – 1,5 1,0 – 1,5 < 1,0
26 Зазор между щеткой и корпусом щеткодержателя:      
по толщине щетки 0,5 0,5 < 0,5
по ширине щетки 0,08 – 0,40 0,08 – 0,60 > 0,7
27 Расстояние от корпуса щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора 2 - 3 2 - 3 > 3 < 2
28. Биение коллектора в холодном состоянии, не более 0,02 0,04 > 0,07
29. Биение коллектора в горячем состоянии, не более 0,04 0,06 > 0,09
30. Допускаемая разница биения коллектора в холодном и горячем состоянии, не более 0,02 0,02 > 0,02
31. Минимальный воздушный зазор между якорем и главными полюсами (толщина проходного щупа) 2,0 2,0 -
32. Минимальный воздушный зазор между якорем и добавочными полюсами 7 - 8 7 - 8 -
33. Перекос щеткодержателя относительно рабочей поверхности коллектора, не более 0,75 0,75 -


2018-07-06 2514 Обсуждений (0)
Стартер-генератор 5ПСГМ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Стартер-генератор 5ПСГМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)