Электродвигатели постоянного тока серии П применяют на тепловозе для привода вспомогательных механизмов (переднего и заднего блоков вентиляции, вентилятора отсоса пыли воздухоочистителя дизеля).
Содержание работ
ЕИАЦ.527232.001 РЭ
| ТОиР
|
Электрические машины серии П:
П11У3, П21М, П21У3, П51М, П62М
| ТО15
| ТР75
| ТР300
| ТР600
| СР
|
1. Очистить от загрязнений (в доступных местах). Убедиться в плотности прилегания съемных крышек смотровых люков, проверить крепление подводящих проводов в клеммной коробке, состояние коллектора, щеток, щеткодержателей. Протереть поверхность коллектора. Обдуть внутреннюю поверхность электродвигателя воздухом
Глубина продорожки коллектора 1-1,5 мм.
| +
| +
| +
| +
| +
|
2. Проверить нажатие на щетки (должно быть 250-350гс/см2), крепление траверсы и установку ее по заводской метке.
Рекомендуемый зазор между нижней кромкой обоймы щеткодержателя и поверхностью коллектора должен быть 1,5-2,5 мм
| -
| -
| +
| +
| +
|
3. Проверить состояние резиновых уплотнений, крепление электродвигателя к фундаменту
| -
| +
| +
| +
| +
|
4. Отсоединить подводящие провода, снять электродвигатель с тепловоза
| -
| -
| -
| +
| +
|
5. Разобрать двигатель. Произвести замену подшипников. Провести ревизию состояния изоляции и при необходимости восстановить её в поврежденных местах.
На поврежденное место наложить четыре слоя вполнахлеста микаленту ЛФК-ТТ 0,12х20 ГОСТ 4268 с заходом на 20-30 мм на неповрежденные участки и один слой вполнахлеста ЛЭС 0,1х20 ГОСТ 5937.
Изолированное место покрыть электроизоляционной эмалью марки КО-983 или КО-911.
Собрать электродвигатель.
| -
| -
| -
| +
| +
|
6. Установить электродвигатель на тепловоз, подсоединить подводящие провода
| -
| -
| -
| +
| +
|
Неисправность
| Вероятная причина
| Метод устранения
|
1. Искрение под щетками.
| Неправильное положение щеток.
| Проверьте положение траверсы по заводским меткам, имеющимся на щите и траверсе.
|
2. Равномерное, в некоторых случаях довольно значительное, искрение при нагрузке. При холостом ходе машина не искрит.
| Зазор между якорем и добавочными полюсами мал или велик.
| Проверьте и установите под всеми добавочными полюсами правильный зазор (см. паспорт на электродвигатель).
|
3. Обмотка якоря местами сильно нагревается.
| Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких якорных катушках.
| Найдите место замыкания.
|
4. Почернение некоторых коллекторных пластин, находящихся на определенном расстоянии друг от друга (соответственно числу полюсов или пар полюсов).
| Плохой контакт в якоре, большей частью в соединениях между обмоткой и коллектором, вследствие плохой пайки.
| Тщательно проверьте пайку всех соединений между обмоткой якоря и почерневшими пластинами коллектора. Все неисправные места пайки вновь перепаяйте. Найдите место замыкания.
|
5. После каждой чистки или обточки коллектора чернеют одни и те же пластины. Изоляция между двумя или несколькими коллекторными пластинами сильно выгорела.
| Обрыв обмотки в катушке якоря или в обмотке, находящейся между почерневшими пластинами коллектора. Обрыв большей частью происходит в соединениях между коллектором и обмоткой, редко в самой катушке.
| Требуется ремонт в специализированных мастерских.
|
6. Почернение каждой второй или третьей
| Выступает изоляция между пластинами коллектора.
| Продорожьте изоляцию между пластинами коллектора на глубину 1-1,5 мм для электродвигателей серии П и 0,8 - 1,2 мм для электродвигателей обдува тормозных резисторов.
|
7. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов.
| Зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков.
| Установите одинаковые зазоры, заложив прокладки под полюсы.
|
8. Вся обмотка якоря нагревается равномерно, иногда наблюдается склонность к искрению.
| Машина перегружена.
| Устраните перегрузку.
|
9. Перегрев коллектора и щеток.
| Превышение температуры коллектора возможно при установке щеток не рекомендованной марки или при сильном нажатии щеток на коллектор.
| Поставьте щетки марки, указанной заводом (см. паспорт на электродвигатель). Ослабьте нажим щеток, создав нормальное давление.
|
10.Перегрев обмотки возбуждения. Некоторые катушки сильно нагреваются, часть катушек остаются холодными.
| Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или в нескольких полюсных катушках.
| Измерьте напряжение на отдельных катушках добавочных и главных полюсов, неисправную катушку замените новой.
|
11.Искрение щеток, нагревание якоря.
| Ток возбуждения увеличился вследствие уменьшения сопротивления обмотки.
| Поврежденные якорные катушки замените новыми.
|
12. Ток в якоре и шунтовой обмотке имеется. ЭД не запускается или работает с пониженной частотой вращения.
| Обрыв или плохой контакт в обмотке якоря.
| Проверьте пайку всех соединений между обмоткой якоря и пластинами коллектора. Все неисправные места пайки перепаяйте.
|
13. Щетки сильно искрят.
| Междувитковые соединения, короткое замыкание или заземление в якоре.
| Поврежденные якорные катушки замените новыми.
|
14. Частота вращения электродвигателя при номинальном напряжении превышает номинальную.
| 1. Щетки сдвинуты с нейтрали против вращения двигателя.
| Поставьте щетки на нейтраль.
|
2. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких шунтовых катушках.
| Измерьте напряжение на отдельных катушках добавочных и главных полюсов. Неисправную катушку замените новой.
|
15. Частота вращения при номинальном напряжении меньше номинальной.
| Щетки сдвинуты с нейтрали вперед по направлению вращения двигателя.
| Поставьте щетки на нейтраль.
|
16. Подшипники греются.
| 1. Отсутствие или избыток смазки в подшипнике.
| Обеспечьте нужное количество смазки.
|
2. Загрязненность подшипников и смазки.
| Прочистите и промойте подшипники, замените смазку.
|