Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место кадрили на русских балах



2018-07-06 1271 Обсуждений (0)
Место кадрили на русских балах 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Содержание

Введение

Сведения французской кадрили в России до разбираемого периода

Место кадрили на русских балах

Этикет

Исходное положение

Техника исполнения шагов

Варианты исполнения основных туров

Chaîne anglaise

Balancé

Tour de main

Chaîne des dames

Promenade и demi promenade

En avant deux et en arrière

Traverser и retraverser

A droite et à gauche (A droite et en arrière)

Balancé quatre en ligne

Traverser croisé à trois

Les trois crochets

Rond (demi rond, grand rond)

Chassé croisé и recroisé

Moulinet des dames

Особенности исполнения фигур

1 фигура

2 фигура

3 фигура

4 фигура

5 фигура

6 фигура. Финал

Музыка

Дополнения к французской кадрили

Grand rond

1. Принципы построения и роль дирижера

2. Наиболее распространенные фигуры и наиболее популярная последовательность их исполнения

3. Более редкие оригинальные фигуры

4. Прочие фигуры, взятые из кадрилей

5. Фигуры в колонну

Кадриль-монстр

Дополнительные фигуры

Заключение.

Использованные источники

Основная литература

Дополнительные материалы

Список изменений

Введение

Цель данной работы — обобщение имеющихся сведений о традиции исполнения французской кадрили в России во второй половине XIX века. Статья призвана дать ответы на большинство вопросов, возникающих у танцоров, организаторов балов, преподавателей исторического танца и музыкантов. Рассматривается период с 1869 по 1910-е годы, поскольку именно в это время было издано большое количество учебной литературы по общественному танцу, а также потому, что именно в этот период кадриль была обязательным танцем как в учебной программе, так и в бальной зале.

Сведения французской кадрили в России до разбираемого периода

Предположительно, французская кадриль в том виде, в котором мы ее знаем, появилась в России в конце 1810-х — начале 1820-х годов. Точности датировки мешает тот факт, что под словосочетанием “французская кадриль” могли понимать и популярные в тот момент кадрили — котильоны, которые мы привыкли называть “русскими” или “немецкими” кадрилями. В “Воспоминаниях”, опубликованных в “Русском архиве” А.П. Бутенёв пишет, что его учили танцевать французскую кадриль в возрасте 6-7 лет, т.е. в 1793-1794-м годах [Русский архив, 1881, с. 17].

 

В “Воспоминаниях” Муромцева находится такая цитата: “В 1811-м году в первый раз во дворце начали вводить Французскою кадриль; и так как кавалеров было очень мало, то и я попал вместе с Балабиным, М. Орловым и Лагрене (из французской миссии) в кадриль. Нас обступала царская фамилия. Конечно, талант этот был ничтожен, но тогда в мои лета казался великим отличием.” [Русский архив, 1890, с. 80]. Следует отметить, что “Воспоминания” были опубликованы впервые в 1863 году.

 

Гораздо большее доверие вызывает свидетельство газеты “Северная пчела” за 1825-й год: “Нынешние балы становятся гораздо живее и разнообразнее: уже вторую зиму Французские кадрили, один из прелестнейших танцев, вошли в моду, и молодые люди по неволе должны теперь делать па и рисоваться в танцах, чтобы не прослыть несведующими.” [Северная пчела, 1825, 25 января].

 

Первые ноты французских кадрилей, изданные в пределах Российской Империи, датируются началом 1820-х годов. Самые ранние ноты с описанием фигур найдены в 12-м номере журнала Terpsychora, изданном в 1821 году в Варшаве [Terpsychora, 1821, № 12].

 

Первое учебное пособие, в котором упоминается этот танец, издано Людвигом Петровским в 1825 году [Петровский, 1825]. В нем нет описания французской кадрили, однако содержатся ценные указания относительно манеры исполнения. Автор указывает, что это не просто строгий набор фигур, но группа танцев, объединенная страной происхождения и манерой исполнения.

 

Первый учебник на русском языке, в котором содержится описание фигур (без финала) опубликован в 1828 году [Собрание фигур, 1828]. Очевидно, к этому моменту кадриль уже была широко известна в обществе, и автор включил ее фигуры в сборник в качестве элементов котильона.

 

В 1839 году вышел учебник Максина [Максин, 1839], в котором приведены шаги и даны описания всех шести фигур французской кадрили. На тот момент это было наиболее полное изданное руководство по этому танцу. Следует отметить, что в прессе того времени оно подверглось критике, как устаревшее.

 

В 1848 году был издан перевод книги Целлариуса [Целлариус, 1848], который содержит множество рекомендаций по исполнению танца, информацию о том, как его танцуют во Франции, и довольно запутанное описание фигур.

 

Следующий учебник, был издан только в 1869 году. К этому времени французская кадриль прочно заняла свое место в бальных залах, стала одним из центральных танцев в системе преподавания. Ее структура и последовательность фигур стали стандартными, а манера исполнения традиционной на долгие годы.

Место кадрили на русских балах

Едва появившись, французская кадриль полностью вытеснила из бальной залы старые танцы. Н. А. Полевой уже в 1836 году пишет: "Метелицу и восьмерку, лет за двадцать, можно было еще видеть в провинциях, вместе съ матрадурами, манимасками, тампетами, экосезами, англезами, краковяками, горлицами. Теперь все это и там вытеснено сидячими мазурками и Французскою кадрилью." [Библиотека для чтения, 1836, с.38]. Программа бала упростилась и стала представлять из себя последовательность французских кадрилей, которые разделены парными танцами. Некоторые балы могли состоять только из французских кадрилей. Егор Классен в романе “Провинциальная жизнь” пишет: “в столицах только и существует теперь на балах одна французская кадриль. Я удивляюсь, как это дьявольское наваждение не надоест барышням, повевающим на балах и кавалерами и танцами и маменьками и папеньками, и всем окружающим их; удивляюсь, почему отказались они от говорливого котильона, от живой мазурки, от быстрого вальса и от других веселых танцев?” [Провинциальная жизнь, 1845, с. 283]. Появляющиеся новые парные танцы (полька, полька-мазурка) не поколебали положения кадрили. В 1863 году Валериан Назарьев в повести "Инсепарабли" пишет: "За кадрилью последовала полька, за полькой вторая кадриль, и снова полька, и снова кадриль, а там полька-мазурка..."; и далее: "Три часа. Идет восьмая кадриль, но никто не замечает времени, не чувствует усталости" [Библиотека для чтения, 1863, с.33].

Вероятно, именно наличие большого числа кадрилей на балах привело к тому, что дамам пришлось завести бальные книжечки, в которые они записывали кавалеров, которым обещали ту или иную кадриль:

"- Я уже дала слово на первую кадриль, — отвечала она всем смущенным голосом, — на вторую, на третью, на четвертую, если вам угодно.

И очередь шести кавалеров отметила она на бальной своей книжечке." [Приключения, 1864, с. 13]

 

Положение кадрили стало меняться с появлением сиквенсов середины века и кадрили Лансье. Бальная программа снова становится разнообразной, а число французских кадрилей уменьшается. Например, в своем “Дамском сборнике” Буринская предлагает вариант программы бала, в котором французская кадриль всего одна [Буринская, 1882, с. 362]. При этом танец обрастает многочисленными дополнениями и может продолжаться до часа. Окончательно кадриль теряет свои позиции в бальных программах только с приходом новой волны сиквенсов в начале XX века.

 

В программе обучения танцам французская кадриль также занимала ключевое положение. Линдрот пишет: “Приступая к изучению бальных танцев, следует начинать уроки французскою кадрилью, которая всегда будет превосходным упражнением, чтобы получить более грациозное и ловкое движение” [Линдрот, 1871, с. 8]. Чистяков указывает на значение кадрили в танцевальном классе: “Очень важно приучить танцоров к равномерному движению, согласному с темпом музыки, соблюдая равнение в линиях” [Чистяков, 1893, с. 102]. В таких программах кадриль встречается вплоть до XX века [Холачев, 1903, с. 6], [Петров, 1903, с. 28].

Этикет

К середине века сформировался набор правил, характерных для исполнения кадрили:

  1. В ряде руководств, изданных до середины 1880-х годов, указывается, что перед началом исполнения кадрили кавалер должен найти себе vis-à-vis и только потом пригласить даму [Соколов, 1847, с. 135], [Колиньяр, 1869, с. 35], [Кублицкий, 1884, с. 8]. Цорн объясняет это тем, что если кавалер не сможет найти vis-à-vis, это может расстроить даму [Цорн, 1890, с.206]. Однако, некоторые источники утверждают, что сначала нужно пригласить даму, и лишь затем найти vis-à-vis [Дебэ, 1876, с. 329], [Клемм, 1873, с. 75]. Важно, что именно кавалер, приглашающий vis-à-vis становится первой парой, а найденный vis-à-vis — второй [Дебэ, 1876, с. 329], [Петрова, 1878, с. 36]. Халиф подтверждает это мнение и указывает, что vis-à-vis должен быть приятен даме, и только с ее согласия это может быть ее родственник [Халиф, 1896, с. 22]. Вопрос, что делать в случае, когда vis-à-vis найден и неприятен приглашенной позднее даме, остается открытым.
  2. В середине 1880-х годов авторы начинают писать о том, что очередность пар определяет распорядитель [Кублицкий, 1884, с. 13].
  3. Перед началом кадрили подается сигнал танцующим (“Ritournelle”) из 8 или 16 тактов музыки первой фигуры [Халиф, 1896, с. 7].
  4. В случае, если кадриль исполняется квадратом, кавалер должен найти стулья себе и даме, либо только даме, а самому занять место за ним слева от дамы [Колиньяр, 1869, с. 36][Дебэ, 1876, с. 329].
  5. Первое проведение каждой фигуры исполняют пары, стоящие по узкой стороне зала [Кублицкий, 1884, с. 13].

Исходное положение

Чаще всего пары в кадрили рекомендовалось располагать квадратом, и самое популярное построение — в 4 пары. Вместе с тем, в случаях, когда желающих танцоров меньше, для исполнения танца достаточно только двух пар. Первые упоминания о таком исполнении появляются в уже в 1830-х годах. В 1836 году в Москве вышел роман “Евгения. Отрывок из жизни”, в котором на стр. 8 нашлась следующая цитата: “В одной комнате танцевали Французскую кадриль в две пары, в другой несколько кавалеров толковали о всякой всячине” [Евгения, 1837, с. 8].

Тем не менее, в случае значительного количества танцоров, стандартным построением долгое время оставался квадрат или прямоугольник. Например, в газете “Северная Пчела”, за 8 февраля 1840 года в разделе “Московские вести” написано: “На балах танцуют почти исключительно только два танца: вальс под заманчивые звуки Штрауса и Ланнера, и французскую кадриль, в большом квадрате, в двадцать, тридцать, иногда и в сорок пар”. Очевидно, танцевать в таком построении забавно, но не всегда удобно. Цорн [Цорн, 1890, с. 205] пишет, что построения в квадрат в 20-30 пар встречаются на балах, но их следует избегать, поскольку тогда расстояние между vis-à-vis будет слишком большим. Он же указывает, что 8 пар является оптимальным количеством, и предлагает, в случае, если танцоров больше, делать несколько сетов. Чистяков также указывает, что распорядитель расставляет пары в несколько каре (квадратов) или в колонну [Чистяков, 1893, с. 133].

 

Самое раннее обнаруженное упоминание о способе исполнении кадрили в колонну большим числом пар обнаруживается у Дебэ в 1876 году [Дебэ, 1876, с. 330]. В дальнейшем такое построение встречается параллельно наравне с квадратом [Буринская, 1882, c. 362][Кублицкий, 1884, с. 10][Цорн, 1890, с.198]. Авторы подчеркивают, что при построении в колонну, колонна выстраивается рядом с противоположными стенами. Таким образом, используется все пространство зала, и колонна может быть только одна. Наиболее раннее описание построения в несколько колонн найдено у Стуколкина [Стуколкин, 1885, с. 115].

 

В случае построения пар в каре, практиковались два варианта нумерации:

  1. Против часовой стрелки: Вторая пара стоит справа от первой, третья напротив (vis-à-vis), четвертая справа.
  2. Накрест: Вторая пара стоит напротив первой, слева третья, справа четвертая.

Цорн [Цорн, 1890, с.198], опираясь на европейские руководства по танцам, приводит сравнение частоты использования обоих вариантов, и приходит к выводу, что они равнозначны. В русских учебниках внимание на этом не заостряется, поскольку очередность определяется вышеописанным этикетом. Сложность может вызвать только определение первой пары. Кублицкий [Кублицкий, 1882, с. 12] пишет, что первой парой считается та, которая находится напротив входной двери. Ее vis-à-vis — вторая, справа от первых — 3-я, напротив нее — 4-я. В случае исполнения кадрили в колонну, первой также считается та, которая находится напротив входной двери. Цорн в этом вопросе солидарен с Кублицким [Цорн, 1890, с. 199], однако нужно учесть, что оба этих танцмейстера работали в одном городе, и очевидно, встречались на балах.

 

Дополнительно, Цорн описывает ситуацию, когда в обществе кавалеров меньше, чем дам. В этом случае он указывает, что кадриль можно исполнять тройками, при этом фигура сначала танцуется с одной дамой, а затем с другой, и уточняет, что это удобно делать только тогда когда на каждого кавалера приходится две дамы [Цорн, 1890, с. 205].



2018-07-06 1271 Обсуждений (0)
Место кадрили на русских балах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место кадрили на русских балах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)