Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наиболее распространенные фигуры и наиболее популярная последовательность их исполнения



2018-07-06 576 Обсуждений (0)
Наиболее распространенные фигуры и наиболее популярная последовательность их исполнения 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на то, что фигуры, используемые в Grand Rond, задаются распорядителем, можно выделить несколько наиболее популярных фигур. В ранних источниках часто они имеют собственные названия, но в большинстве последующих руководств приводятся лишь краткие описания.

 

Подавляющее большинство описаний начинается с самой фигуры Grand rond: все пары берутся за руки, образуя большой круг. В большинстве случаев, танцующие идут сначала налево, затем направо, возвращаясь на свои места, однако встречается и обратный вариант. Часто за этой фигурой следует balancé и tour de main со своим партнером. Иногда вместо этого делается следующая фигура.

 

Les ronds opposées — Дамы выходят в середину, разворачиваются спиной в центр. Дамы берутся за руки, кавалеры также берутся за руки. Все движутся влево и вправо. Затем balancé и tour de main. После этого кавалеры выходят в середину, разворачиваются спиной в центр. Дамы берутся за руки, кавалеры также берутся за руки. Все движутся влево и вправо. Затем balancé и tour de main [Праусс, 1891, с. 8]

 

Гран шен (Grand chaîne) — фигура из кадрили Лансье, считавшаяся [Колиньяр, 1890, 72] достаточно сложной в исполнении. Могла выполняться в обе стороны, часто заменялась более простым “китайским шеном”. Существовал вариант, при котором танцоры шли шеном до своего партнера (demi grand chaîne), затем делали с ним оборот, и шли шеном в обратную сторону. Маслов [Маслов, 1899, с. 60] приводит интересную деталь: “Когда кавалер переменит таким образом несколько дам, распорядитель говорит “Шерше во дам” (Ищите своих дам), и, когда каждый кавалер найдет свою даму, можно составить опять grand rond”.

 

Китайский шен (chaîne chinoise) — вариант предыдущей фигуры, встречающийся в России только в этот период. Может выполняться, начиная правой [Тихомиров, 1901, с. 43][Чистяков, 1893, с. 140] или левой рукой. Кавалер правой согнутой рукой берет даму под правую согнутую руку так, чтобы сгиб локтя приходился против сгиба локтя дамы. Делает с ней полный круг и переходит к следующей. Следующую даму берет под левую руку и тоже круг и т.д. Как в обычном шене, кавалеры двигаются против часовой стрелки, дамы по часовой. Тихомиров считает, что нужно делать пол оборота, что значительно ускоряет, но при этом и усложняет выполнение фигуры.

 

Круг дам (Rond des dames) — дамы выходят в центр круга, берутся за руки. Кавалеры снаружи также берутся за руки. Внутренний круг движется направо, внешний налево, до своих мест. Цорн [Цорн, 1890,с. 225] описывает такую же фигуру, называя ее “противоположные кругоходы”, les rondes opposées. В этом варианте дамы разворачиваются лицом к кавалерам. Часто используется в связке со следующей фигурой.

 

Корзинка, Гирлянда(Corbeille, Guirlande) — дамы сходятся в центре и берутся за руки. Кавалеры снаружи также берутся за руки. Получается два круга, один внутри другого. Кавалеры подходят к дамам, поднимают руки и, не расцепляя, переносят поверх рук дам. В этом положении все движутся по кругу и назад. Иногда за этим следует разделение круга на две одинаковые шеренги [Цорн, 1890, с. 225]

Более редкие оригинальные фигуры

Роза дам (La Rose de Dames) — партнеры берутся руками накрест и делают 4 шага в центр. Отпускают руки, и разворачиваются через внешние плечи. Кавалер так же накрест подает руки соседней даме, делает 4 шага на место, обводя даму вокруг себя. Они снова идут вперед, и т.д., продолжая до тех пор, пока каждая дама не придет к своему кавалеру [Праусс, 1891, с. 8].

 

Хлопушка — партнеры разворачиваются лицом друг к другу. Три раза топают правой ногой, три раза хлопают в ладоши и исполняют круг за обе руки. Кавалеры переходят к следующим дамам. Фигура повторяется [Чистяков, 1903, с. 150].

Прочие фигуры, взятые из кадрилей

Чаще всего встречается balancé и tour des main, и вариации en avant, en arriére. Обычно они используются в качестве связок между фигурами.

Фигуры в колонну

Помимо фигур в круге, часто встречается перестроение в одну или две колонны [Чистяков, 1903, с. 142]. Обычно оно выполняется с помощью команды “Promenade”, где ведущая пара и пара, следующая за ними, задает фигуры. Еще один вариант перестроения описан у Отто [Отто, 1902, с. 46]: после выполнения фигуры Corbeille распорядитель и кавалер, стоящий напротив него в круге, отпускают левые руки. Их дамы так же отпускают свои левые руки, и берут за руку своего партнера. Линии расходятся в стороны.

 

Шведские стенки (Les Espaliers) — колонна разделяется, одна пара идет налево, другая направо. В противоположном конце пары сходятся и идут вперед по две пары, при этом дамы в середине, а кавалеры по краям. Дойдя до конца зала, кавалеры останавливаются и поворачиваются лицом в середину, а дамы продолжают идти, разделяются (первая дама идет налево, вторая направо) и делают еще один круг. Когда первые две дамы доходят до последних кавалеров, они начинают делать шен и продолжают его до своих мест. Все снова становятся в колонну из двух пар, которая вновь разделяется, и фигура повторяется, но уже для кавалеров [Праусс, 1891, с. 9]

 

Буря (Tempet) — Колонна разделяется, пара налево, пара направо, и идут по залу. В конце зала первые две пары встречаются и делают Rond налево. Первая пара поднимает руки, вторая проходит под ними. Первая пара встречается с 4-й, вторая с 3-ей, и тоже делают Rond в четверках, и так со всеми парами [Праусс, 1891, с. 11]

 

Есть несколько вариантов окончания: галоп всеми парами по кругу, шен либо променад, либо просто объявление, что кадриль окончена.

 

В Руководстве для дирижера танцев, [Ойстач, 1903, c. 6] фигуры в колонну описаны перед началом кадрили. Пары, желающие танцевать кадриль, строятся за дирижером в колонну и идут за ним по залу. Колонна разделяется на две, расходясь “пара налево, пара направо”, затем собираясь в четверки, как в полонезе. Дойдя до верха зала в четверках пары разворачиваются друг к другу, и объявляется начало кадрили.

 

Ряд фигур, характерных для grand rond-а, можно найти в источниках при описании фигур мазурки и котильона. При движении в колонну авторы рекомендуют использовать также фигуры, которые использовались в полонезе.

Кадриль-монстр

Кадриль-монстр появилась как попытка добавить элемент неожиданности в известную всем последовательность фигур французской кадрили. Как пишет Петрова: “Это не собственно танец, но какая-то бешеная амальгама-винегрет всех танцев, двинутых в скроенную форму пяти обыкновенных фигур французской кадрили, куда вплетается танцором-распорядителем целый ряд полек, галопов и вальсов. “ [Петрова, 1878, с. 50]

 

В “Руководстве, как распоряжаться танцами на балах” [Руководство, 1896, с. 12] в качестве примера приводится следующая последовательность танцев:

  1. Пятая фигура кадрили; Полька-мазурка
  2. Вторая фигура кадрили; Вальс
  3. Третья фигура кадрили; Полька
  4. Венгерка; Вторая фигура кадрили
  5. Четвертая фигура кадрили; Немецкий вальс
  6. Галоп финал

 

Чистяков [Чистяков, 1893, с. 133] приводит свой вариант кадрили-монстра:

  1. Шестая фигура кадрили, с различными дополнениями к ней.
  2. Первая фигура кадрили, а по окончании ее вальс.
  3. Вторая фигура кадрили и полька.
  4. Третья фигура кадрили и мазурка.
  5. Четвертая фигура кадрили и вальс или полька-мазурка.
  6. Пятая фигура кадрили и мазурка.

 

Он также делает важное замечание о том, что в отличие от котильона и мазурки, где участвуют все, кто согласился танцевать, здесь пары могут отказываться от легких танцев или назначаемых изменений, и танцевать простую кадриль.

 

Стуколкин описывает полное управление кадрилью-монстром, в который включены фигуры Grand rond и парные танцы [Стуколкин, 1885, с. 138]. Помимо указаний, что делают танцоры, здесь также имеются сведения о работе с оркестром:

 

После исполнения первой фигуры кавалеры и дамы перестраиваются в grand rond, выполняют его основную фигуру, а затем подается знак оркестру играть польку. Танцующие собираются в маленькие круги по 3 или 4 пары. В них делается круг влево и фигура, которая называется étoile (звезда): Дамы делают мулине правой рукой, дойдя до своего кавалера, делают полный оборот за левую руку и переходят к левому кавалеру. Все повторяется до тех пор, пока дамы не вернутся к своему кавалеру. Затем снова делается круг влево и chaîne chinoise. Все это на шагах польки. Затем общая полька по залу и все строятся на вторую фигуру. Здесь автор уже вносит изменения в структуру самой фигуры.

 

Маслов [Маслов, 1899, с. 62], описывая кадриль-монстр, приводит вариант, когда между фигурами вставляются котильонные игры для выбора кавалеров и дам, в том числе — с аксессуарами (цветами и лентами). Он же предлагает вставлять между фигурами сиквенс падекатр, и так же, как Стуколкин, пишет об изменении фигур по желанию распорядителя.

 

В некоторых фигурах монстра дамы могли приглашать кавалеров [Буринская, 1882, с. 357].

 

Таким образом, строгого формата исполнения кадрили-монстра не существовало. Это было целое отделение бала, полностью управляемое фантазией распорядителя.

Дополнительные фигуры

Можно сделать предположение о том, что в первые годы появления французской кадрили в России структура ее была достаточно размытой, и в танец могли вводиться дополнительные фигуры. Однако, все учебники после 1869 года описывают строгую и одинаковую последовательность. Традиции замещающих фигур, подобно американской, не обнаружено. Вместе с тем, ряд авторов предлагает дополнительные фигуры, которые рекомендуют ставить после 6-й фигуры, либо вместо нее.

 

Наиболее выражено это у одесской школы. Каждый автор, издававшийся в Одессе или недалеко от нее, обязательно включал в описание кадрили дополнительные финалы, общие для всей местной традиции. Самое раннее описание находим у Кублицкого [Кублицкий, 1870, с. 15]

 

Финал на 24 такта:

8 тактов: Ronde a gauche et a droite

4 такта: Les Dames Chassé tourner entier

2 такта: Les cavaliers demi chassé tourne

2 такта: balancé sur place (“Прежде вперед, потом назад”)

8 тактов: balancé et tour de main

Grande Chaîne et promenade finale.

 

Этот финал присутствует у Цорна [Цорн, 1884, с. 14], во втором издании Кублицкого [Кублицкий, 1884, с. 21] и Праусса [Праусс, 1891, с.7]

 

Кублицкий также приводит другой вариант финала, который целиком построен на фигурах гранд рона [Кублицкий, 1884, с. 23]. Он называет его “произвольный финал” и составляет из 15 фигур.

 

Со своей стороны, Стуколкин составил целый “указатель фигур” для кадрили, в котором привел четыре кадрили, представляющие собой набор сложных перестроений для исполнения в две или четыре колонны по окончании финала кадрили [Стуколкин, 1885, с. 119]. Эти фигуры очень напоминают фигуры grand rond для колонны, описанные Чистяковым.

Заключение.

Данная статья не претендует на всеобъемлющее исследование традиции исполнения французской кадрили в русской бальной культуре — рассмотрен лишь период с 1869 по 1910-е годы. По этой причине за рамками остался интересный период 1820-х — 1830-х годов, в частности, разбор и сравнение учебников Петровского, Максина и “Собрания фигур для котильона”.

 

Обойден вниманием и вопрос сравнения русской и основных европейских танцевальных традиций (Немецкой, Англо-Американской, Французской) — это тема отдельного интересного исследования.

 

Другая проблема, не вошедшая в рамки данной работы, — использование фигур и туров кадрили в других бальных танцах XIX века. Любой анализ данной темы был бы неполным в данных временных рамках.

 

Не рассмотренным остался любопытный филологический вопрос: в каком роде, мужском или женском, следовало в XIX веке произносить слово “кадриль”. Несмотря на то, что подобное исследование было бы довольно занимательным, в рамки данной работы оно не вошло.

 

Эти вопросы еще ждут своих будущих исследователей. В заключение следует отметить, что процесс изучения исторических танцев не стоит на месте и, возможно, в момент, когда вы читаете эту статью, появилась свежая информация, подтверждающая или опровергающая изложенный выше материал.



2018-07-06 576 Обсуждений (0)
Наиболее распространенные фигуры и наиболее популярная последовательность их исполнения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наиболее распространенные фигуры и наиболее популярная последовательность их исполнения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)