Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почему эта брошюра необходима?



2018-06-29 245 Обсуждений (0)
Почему эта брошюра необходима? 0.00 из 5.00 0 оценок




КАК ИНТЕРВЬЮИРОВАТЬ ДЕТЕЙ

руководство для журналистов и других

 

 

Сара МакКрэм и Лотт Хью

перевод с английского Розалии Солодовник

адаптация для российской аудитории Маши Гессен

 

 

"Save the Children"

Издание второе, существенно исправленное и дополненное, 1998

Перевод и адаптация

Москва, 2000

 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение стр.00

Подготовка интервью стр.00

Интервью стр.00

Завершение интервью стр.00

После интервью стр.00

Обязанности интервьюеров перед детьми стр.00

Конвенция ООН о правах ребенка стр.00

Выдержки из свода правил Комиссии

по рассмотрению жалоб на СМИ стр.00


Введение ко второму изданию

«Кое-какие журналы для детей издаются, но пишут в них взрослые и они полны глупостей».

«Им кажется, что мы сами не знаем, о чем говорим, но это не так. Учителя и другие взрослые, да все кому не лень, без конца дают интервью, как же нам не удивляться, что нас, детей, никогда не интервьюируют?»

Вниманию читателей предлагается второе, исправленное издание брошюры, впервые изданной вместе с кассетой в 1994 г. Авторы замышляли ее как пособие для журналистов, готовящихся интервьюировать детей или писать о них. Но она может оказаться полезной любому, кто собирается интервьюировать детей или просто получить от них какие-либо сведения - социальному работнику, представителю администрации, учителю, писателю. В этом издании больше внимания уделено вопросам этики, необходимости соблюдать конфиденциальность и работе с фотографами.

Говоря о детях, мы подразумеваем и подростков, но не будем всякий раз это оговаривать. Удобства ради мы употребляем слова «ребенок» и «дети» применительно ко всем возрастным категориям до 18 лет включительно. Хотя подростки предпочитают, чтобы их называли «молодые люди».

Журналист как никто иной способен помочь нам понять детей - ведь средства массовой информации уделяют им очень много внимания. Его долг - изображать детей правдиво, без предубеждения. Между тем стиль его работы и ее плоды, несомненно, сильно зависят от того, какой заказ он выполняет. И сплошь да рядом бывает так, что журналист думает не о детях, а о том, чтобы сделать хороший репортаж. Понимая это, мы, тем не менее, надеемся, что журналисты прислушаются к нашим рекомендациям и станут применять их на практике.

Журналисты находятся в постоянном поиске чего-то нового, необычного, отличающегося от общепринятой точки зрения. Это, как подсказывает наш опыт общения с детьми, можно найти среди них. Мы убедились в числе прочего в том, что, проводя много времени с детьми, беседуя с ними и прислушиваясь к их словам, можно узнать поразительно много совершенно неожиданного. У них свой свежий взгляд на мир и на порядки в нем. Вызывать детей на откровенность - дело нелегкое, но стоящее. Наше пособие должно облегчить общение с ними.

Ребенок, которого журналисту удалось вовлечь в разговор, гордится этим, его чувство собственного достоинства возрастает. А журналист, выслушивающий его точку зрения и излагающий ее впоследствии в СМИ, как бы отказывается от частички чувства превосходства, присущего всем взрослым. Ведь мы так часто склонны заглушать или корректировать голоса детей! Следует восстановить равновесие между нами и детьми. То, что дети высказываются, уже само по себе есть проявление силы; мы же, выслушивая их, проявляем уважение к говорящему.

Первое издание было подготовлено на основании опыта общения с детьми из Барбадоса, Канады, Англии, Израиля, Намибии, Северной Ирландии и Румынии, их высказывания, записанные на пленку, воспроизведены в тексте брошюры. Данное издание мы дополнили материалами Бюро новостей о детях «Чилдренс Экспресс», находящегося в Ньюкасле (Великобритания), которое организация «Save the Children (Спасите детей)» поддерживает материально. Цитируются высказывания детей о том, чего они ожидают от СМИ, какие интервью предпочли бы давать и что для них легче.

 

Почему эта брошюра необходима?

Мы то и дело читаем в газетах и журналах о детях, видим их на экранах телевизоров, слышим о них по радио, но, как правило, говорят при этом не они сами, а о них. Таким образом, мы узнаем, что думают взрослые о детях, а не они сами о себе.

Случается, что метод освещения СМИ критических или кризисных состояний в обществе вызывает у нас недовольство. Ибо, идя по линии наименьшего сопротивления, СМИ в подобных случаях показывают детей лишь жертвами войны, нищеты или эксплуатации. Очень редко удается услышать или прочитать собственные высказывания детей; они предстают перед читателями или зрителями бессловесными страдальцами. А между тем нам известно - со слов самих же детей, - что даже те из них, кто обитает на самом дне, не лишены чувства гордости и собственного достоинства, а также своего взгляда на мир. Дети говорят, что навязанная им роль жертв, и только жертв, им претит - это их унижает и создает искаженное представление о них. Будь мы, взрослые, на их месте, большинству из нас это тоже было бы не по душе.

Но только критиковать работу журналистов явно недостаточно. Необходимо выявлять их промахи и изыскивать реальные пути их устранения.

Наиболее простой способ дать детям возможность высказывать свою точку зрения - это интервью с ними. Для этой цели можно обратиться к помощи изобразительного искусства, драмы, песни и прочих жанров. Не ограничивайтесь беседой со взрослыми, - говоря о проблемах, волнующих или просто интересующих детей, не забывайте вовлекать их в нее. Дети составляют около половины населения земного шара и видят все, что происходит вокруг них. Большинство взрослых удивляются тому, как много знают и понимают дети.

Принято считать, что работать с детьми не только трудно, но порой и опасно. Существует даже такая присказка – «Никогда не работай с детьми и животными». И тому, кто при попытке взять интервью у детей, натолкнется на ледяное молчание, открытую враждебность или смущенное хихиканье, может показаться, что в ней есть доля истины. Задача этой брошюры в том и состоит, чтобы доказать - интервьюировать детей можно, и даже весьма успешно, надо лишь немного к этому подготовиться и постараться их понять. И тогда работа с ними может оказаться захватывающе интересной и благодарной. Наша цель - помочь вам найти путь к детям, чтобы работать с ними было не только легко, но и приятно.

 

С чего начинать

Попытайтесь поймать голоса детей в передачах новостей по радио и телевидению.

Подумайте, правильно ли они использованы. Часто ли доводится слышать высказывания детей о том, что они думают и чувствуют?

Сопоставьте впечатления от высказываний взрослых о детях и самих детей о себе.

 

Чего избегать

При изображении детей СМИ обычно применяют одни и те же избитые приемы. Как известно, мы все в той или иной мере прибегаем к набившим оскомину стандартам, но уж когда речь заходит о детях, взрослые просто не могут обойтись без штампов. Словно раз и навсегда найденные формулы наилучшим образом характеризуют детей и отступать от них нет смысла. Применение их время от времени, конечно, вполне допустимо, но злоупотреблять ими не стоит, так как в результате создаются совершенно искаженные образы детей. А эти стереотипы прочно оседают в сознании взрослых. И, как часто жалуются дети, воздействуют на представления окружающих о них. Родители, утверждают дети, подчас больше верят версиям СМИ, чем своему опыту общения с живыми детьми. Что, естественно, оборачивается пагубными последствиями.

Собираясь применить очередной штамп, касающийся детей, задумайтесь, не примелькался ли он вашим читателям, слушателям или зрителям? СМИ склонны делить детей на четко разграниченные категории - ангелов, невинных страдальцев и отважных маленьких мучеников, с одной стороны, и на неслухов, грубиянов, сорванцов, задир и даже малолетних правонарушителей - с другой. Не замечали ли вы, что слова «молодежь» и «молодые люди» в применении СМИ почти всегда получают уничижительный оттенок? Они воспринимаются как синонимы беспорядков. Чернокожие дети, живущие в Соединенном Королевстве, утверждают, что СМИ неизбежно изображают их в самых мрачных тонах. А дети с ограниченными возможностями жалуются на то, что их показывают существами, не похожими на других людей, странными и жалкими. И суть рассказов о них неизменно одна и та же – «они побеждают трагедию». Подумайте об отечественных штампах, касающихся детей: дети-цыгане – обязательно хулиганы, уличные воришки; дети, больные раком, – невинные мученики, мечтающие исключительно о билете в цирк; дети-вундеркинды – миниатюрные взрослые.

Мы опросили детей, выясняя, что они думают о том, как их изображают СМИ. Вот их ответы.

 



2018-06-29 245 Обсуждений (0)
Почему эта брошюра необходима? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почему эта брошюра необходима?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)