Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенно интимные темы



2018-06-29 232 Обсуждений (0)
Особенно интимные темы 0.00 из 5.00 0 оценок




Проявляйте предельную чуткость при обсуждении с детьми таких сугубо личных вопросов, как насилие над ними, сексуальная эксплуатация, обман, притеснения на национальной почве, семейные условия, необходимость жить на улице. Ведь если беседу не вести на самом поверхностном уровне, она неизбежно требует от детей откровений. Казалось бы, детям ни к чему выворачивать душу наизнанку перед незнакомым человеком, да и перед знакомым тоже, но иногда у них такое желание возникает, чтобы помочь другим людям понять их или помочь другим детям, попавшим в аналогичные ситуации. Бывает даже, что с незнакомым человеком им проще быть откровенными - если, разумеется, он сумел расположить их к себе.

В идеальных случаях дети сами поднимают подобные темы. Не торопите их, не пытайтесь их успокоить, покажите, что вы внимательно слушаете, подбадривайте их, подчеркивайте главное в их рассказе. Чтобы подтолкнуть детей к откровенности, наведите их на запретную тему, но не просьбой в лоб - «Расскажи, как над тобой издевались», - а замечанием вроде этого: «У меня сложилось впечатление, что вы бывали в переделках, но сумели из них выпутаться. Не хотите ли рассказать поподробнее, как все было?»

Процесс этот не терпит спешки - она способна лишь отпугнуть ребенка, да и вам навредить. Ведь ребенку важно не просто изложить ход событий, а поделиться своей болью. Предоставляя ему эту возможность, выслушивая его, мы выказываем уважение к его рассказу и к его переживаниям.

Во что бы то ни стало объясните, что вы собираетесь делать с полученным материалом. Если надо, обсудите, какие пагубные последствия он может за собой повлечь - обидчики ребенка, например, могут опознать свою жертву. Узнайте, желают ли дети, чтобы их слова были преданы гласности. Как говорилось выше, последнее может оказаться делом нелегким, если ваш респондент – будучи, например, жителем лагеря для беженцев, - имеет самое туманное представление о средствах массовой информации.

Иногда приходится пожертвовать какой-нибудь интересной информацией из-за того, что ребенок возражает против ее опубликования. Дети, равно как и взрослые, имеют право говорить «не для печати (эфира)». Уважайте их желания. Заметив во время интервью, что ребенок слишком волнуется или расстраивается, поступите по велению своей совести - перемените тему или, не ожидая просьбы ребенка, прекратите интервью. Но действуйте так, чтобы не обидеть и не огорчить ребенка (см. «Завершение интервью»).

Ребенок обладает способностью расстраиваться порой из-за вещей, которые вам представляются совершенно безобидными. Будьте к этому готовы и проявляйте чуткость.

Изложенные выше этические соображения в первую очередь касаются особенно интимных тем, в частности сообщений о насилии (см. «Конфиденциальность и анонимность»).

 

Не мешайте детям менять свои высказывания

Большинство детей не привыкли к тому, что взрослые их слушают и воспринимают всерьез. Высказываясь, они иногда описывают происходившее с ними то так, то эдак. И даже противоречат самим себе. А то и лгут или выдумывают небылицы. Этим недостатком грешат и взрослые. Разница в том, что у детей есть веские причины вести себя подобным образом, хотя вам они не всегда известны. Не убеждайте детей говорить «правду», не пытайтесь уличить их во лжи. И не позволяйте делать это присутствующим на интервью взрослым. Важны не точные факты сами по себе, не хронология событий (вы всегда сумеете восстановить их позднее), а то, как они отложились в сознании ребенка. Пусть дети говорят о своих переживаниях, подчас являющихся для вас полной неожиданностью.

Бывало ли с вами, что вам не хотелось в разговоре открыть всю правду о каком-то событии вашей жизни?

«Плели ли вы небылицы», чтобы поведать свои личные переживания?

Вспомните, как это было, и постарайтесь понять, что скрывается за «небылицами».

Трудности?

Уважайте детей, относитесь к ним серьезно, - и вряд ли они станут «плохо себя вести». И наоборот - уличные дети, ведущие себя грубо и агрессивно по отношению к проходящим туристам, изменятся в мгновение ока, едва вы проявите к ним участие и заговорите вежливо.

Бывает, однако, что проведению интервью мешают другие особенности их жизни, лишающие их спокойствия и не позволяющие сосредоточиться на происходящем. Но каковы бы ни были причины непредсказуемого поведения этих детей, не позволяйте себе раздражаться - это все равно не поможет, - и не считайте своим долгом призывать их к порядку.

Убедившись, что дети неуправляемы, как можно скорее закончите интервью, не давая, однако, им понять, что они в чем-то виноваты. Или предложите им другое занятие - детям младшего возраста что-нибудь нарисовать или прочитать вслух написанный ими рассказ. Это лучше, чем ничего, затраченное время не пропадает даром.

Допустим, вы в недоумении, не можете найти объяснения тому, что произошло. Поставьте себя на место детей, быть может, все станет ясно.

А не ваша ли то была вина? Не были ли вы утомлены, перегружены, не думали ли о другом без должного интереса к происходящему?

Ситуация вышла из-под контроля? Как можно использовать полученный опыт в будущем?

Как поведете себя в подобной ситуации в будущем?

Работа с переводчиком

К сожалению, выступления детей иногда приходится пропускать сквозь фильтр перевода – например, если речь идет о детях – беженцах, детях – жертвах войны. При выборе и использовании переводчика руководствуйтесь некоторыми непреложными правилами. Избегайте привлекать к сотрудничеству важных персон, они способны внушать детям страх. В крайнем случае (если, например, переводчиком может выступить только один из местных учителей) выберите человека спокойного, без властных замашек, чтобы не смущать детей.

Подумайте, кто - мужчина или женщина - лучше подходит к этой роли в данной ситуации, к теме интервью, к участвующим в нем детям или отдельному ребенку.

Иногда лучше попытаться объясниться на доступном вам обоим языке, пусть перемежая упрощенный русский с языком жестов. Вы всегда можете попросить кого-нибудь помочь вам передать значение того или иного понятия, но тогда этот перевод уже становится вашим с ребенком совместным «проектом».

Если все же необходимы услуги переводчика, объясните ему свои требования перед началом работы. Подчеркните, что вам необходим дословный перевод, а не вольное переложение того, что говорят дети. То есть в их переведенных ответах должны звучать местоимения «я» и «мы», а не выражения «он сказал, что…», или, того хуже, «он думает, что…» Обратите внимание на то, что интервью не терпит спешки, подгонять детей нельзя, обязательно надо дать договорить прежде, чем начать перевод – нельзя просить ребенка делать паузы для перевода между предложениями.

И с самого начала предупредите - вам необходимо услышать все, что выходит из уст детей. Даже непристойности. Бывает, что переводчик, руководствуясь желанием довести до сведения интервьюера только «хорошую» часть ответов (особенно если он имеет личное касательство к обсуждаемой теме - школе, проекте помощи и т.д.), искажает слова ребенка или вовсе их опускает. Заметив это, спокойно, но твердо заявите, что хотите знать все, что сказал ребенок, и в случае необходимости повторите свой вопрос.

Многие из содержащихся в нашем справочнике рекомендаций относятся к переводчикам в той же мере, что и к вам. Убедитесь в том, что переводчик проявляет к детям необходимую чуткость. Ознакомьте его до начала совместной работы с некоторыми разделами этой брошюры (Особенно советуем «Представьтесь друг другу», «Объясните, что такое интервью», «Не мешайте детям менять свои высказывания»).

 

Работа с фотографом

Журналисты часто проводят интервью с помощью фотографа, а следовательно, он также должен быть осведомлен о том, что к детям требуется особенно чуткий подход. При выборе подходящей кандидатуры, руководствуйтесь следующими советами.

Отдайте предпочтение тому из фотографов, кто любит детей и умеет с ними обходиться.

Перед началом совместной работы проинструктируйте его, изложив содержание соответствующих разделов данной брошюры.

Предупредите, что работа с детьми потребует времени больше обычного, так как детям надо дать возможность освоиться с его присутствием.

Объясните, как важно относиться к детям с уважением.

Попросите не делать снимков, на которых дети выглядят слабыми и жалкими (если только этого не требует настоятельно содержание интервью).

Попросите не заставлять детей специально позировать перед камерой.

Условьтесь, что он печатает лишние экземпляры снимков, которые впоследствии будут посланы детям.

Рассылка наборов фотографий может влететь в копеечку и оказаться вам не по карману, особенно если вы работаете по поручению благотворительного фонда. Есть выход - попросите фотографа отщелкать по ходу дела пленку на «мыльнице», а затем проявите ее в уличных пунктах, которые берут за услуги хоть и дорого, но все же гораздо меньше чем крупные лаборатории.

Как следует вести себя фотографу, чтобы дети чувствовали себя непринужденно и его работа с ними дала хорошие результаты? Вот что пишет по этому поводу независимый фотограф Дарио Митидьери, много работавший с детьми, в частности с уличными детьми в Индии: «Самое главное - проявить к ним уважение. Обратите на них внимание, расспросите, чем они занимаются, - и они поймут, что они и их жизнь вам не безразличны.

Немаловажное значение имеет также умение играть с детьми. Я в таких случаях и сам становлюсь ребенком. Дети это замечают, а потому так быстро перестают стесняться меня. По-моему, лучше всего общаться с детьми, находясь с ними на одном уровне, встав, например, на колени, так чтобы мы смотрели друг другу прямо в глаза».

А вот чего не следует делать, пишет Дарио, так это пытаться завоевать расположение детей с помощью денег и подарков. Хотя, когда у фотографа времени в обрез, так заманчиво дать взятку! Но при правильном подходе, можно и без нее поладить даже с отпетыми уличными сорванцами. И Дарио для примера рассказывает об опыте своего общения с нищими детьми в Индии. «Как только твоя машина тормозит перед светофором, к ней кидаются дети и начинают попрошайничать. Ты опускаешь окно, улыбаешься, заводишь разговор, и, хотя денег не даешь, они проникаются к тебе симпатией. И узнают тебя, когда ты снова проезжаешь мимо, будь то через три часа или на следующий день. После этого я уже мог позволить себе выйти из машины и поговорить с ними».

Если ребенок не желал фотографироваться, Дарио не настаивал. «Но в девяти случаях из десяти, такой «отказник» спустя несколько часов или назавтра охотно разрешал себя снимать». Чтобы завоевать симпатию детей, требуется время. Убедившись, что вам можно доверять, а участвовать в интервью - занятно, дети обычно перестают его избегать.

Установить, однако, твердые непреложные правила, следуя которым можно получить от детей разрешение фотографировать их, очень трудно. Ибо временем для сближения с выбранной натурой, будь то дети или взрослые, фотограф чаще всего не располагает. Если ему не посчастливилось провести с ними несколько дней, он нажимает на кнопку фотоаппарата на ходу, ловя подходящий момент. Остановиться и спросить разрешения на фотографирование при таких условиях невозможно. «У тебя нет времени на знакомство с людьми, стоит тебе остановиться и завести разговор, как эффект внезапности перестает действовать и фотографируемые лишаются естественности. А ты - удачной фотографии.»

«Все зависит от твоих отношений с детьми, - продолжает Дарио. - В Индии мне никакого разрешения не требовалось, так как я изо дня в день работал с одними и теми же детьми. Если появлялся новичок и спрашивал, чем я занимаюсь, остальные дети давали объяснения вместо меня».

Бывали, однако, и неудачи. «Сколько раз мне приходилось уходить не солоно хлебавши. Иногда лидер детской компании поворачивался ко мне спиной, и все остальные следовали его примеру. В таких случаях я и не думал фотографировать. Но какое-то время все равно проводил с этими ребятами. Шутил и смеялся вместе с ними, чтобы они лучше меня узнали. Только потом уходил, но через день-другой, или на следующей неделе возвращался».

Но своем опыте Дарио убедился, что трудности обычно возникают не из-за детей, а из-за вмешательства взрослых. «Они убеждены, что вмешиваться не только их право, но и обязанность. И тогда все пропало».
Завершение работы

 

«Если тебе есть, что сказать, тогда, по-моему, тебе стоит участвовать в интервью».

«Иногда дети, не называя себя по имени, рассказывают массу интересного, касающегося в основном их лично. Только они не хотят, чтобы стало известно, кто они такие».

Не обрывайте интервью внезапно. Подумайте, на чем лучше остановиться. Предупредите детей, что работа близка к завершению, – пусть они соберутся с мыслями и скажут свое заключительное слово. Ведите себя так, чтобы после вашего ухода дети не испытали разочарования или огорчения.

Под конец интервью уместно спросить, не желают ли теперь дети задать вопросы вам. Это меняет вас местами, они выступают в роли интервьюера, а вы – простого участника интервью.

Не забывайте спросить, нет ли в рассказанном ребенком на интервью сведений, против опубликования которых в вашем материале он бы стал теперь возражать. Дело в том, что под конец интервью на детей часто находит прозрение – они вдруг понимают, что, увлекшись своим рассказом о жизни в доме или в школе, сообщили факты, обижающие или компрометирующие близких им людей. Пусть это будет захватывающая душещипательная история – подвести ребенка вы не в праве. Для начала обсудите с ним, нельзя ли ее скорректировать – дать участвующим в ней лицам вместо подлинных имен вымышленные, изменить отдельные реалии (делаете это не вы, а сам ребенок). Но если ваш собеседник продолжает настаивать на замалчивании его рассказа, беспрекословно откажитесь от использования нежелательного для него материала.

Обнаружив, что интервью открывает возможность излить слушателю самое потаенное, никому доселе не ведомое, дети порой выворачивают душу наизнанку. Подобный эмоциональный взрыв у многих детей вызывает чрезмерное волнение, они расстраиваются. Дайте детям высказаться, а затем - немного времени, чтобы они, расслабившись, успели взять себя в руки и успокоиться. По возможности проверьте, есть ли рядом взрослый, который знает, что они давали интервью, и после вашего ухода сможет прийти на помощь.

Если вы понимаете, что вам не совладать с эмоциями детей, или у вас просто нет для этого времени, не затрагивайте очень интимных или эмоциональных сюжетов. Задавайте только практические и фактические вопросы.

 



2018-06-29 232 Обсуждений (0)
Особенно интимные темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенно интимные темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)