Формулы творчества, или Как научиться изобретать
Книга издана в России, Южной Корее, Германии, Китае, Сербии. Эта книга для тех, кто хочет стать изобретателем, кто увлечён миром технического творчества и желает глубже познать его. Цель книги – помочь юному читателю развить свои изобретательские способности. Целевая аудитория – учащиеся старших классов. В книге представлены задачи, решённые членами кружка юных изобретателей, которым руководил автор. Ребята-кружковцы почувствовали себя способными улучшить мир – разве это не замечательно? Многие из них уже в кружке сделали «взрослые», официально зарегистрированные изобретения.
Приложение 2
«Да-нетка», или Универсальная игра для всех Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Она ставит игроков в активную познавательную позицию, учит осмысленно задавать вопросы. «Да-нетка» учит:
• связывать разрозненные факты в единую картину; • систематизировать уже имеющуюся информацию; • слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации[49], для организации обучения с развлечением на уроке, да и не только…
Формула игры Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «Да», «Нет», «И да и нет». Бывает, вопрос задаётся некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего школьного возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку). – Этот предмет используется людьми давно? – И да и нет.
Комментарий Вопрос слабый. Понятие «давно» – очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и «вчера», и «сто лет назад». Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.
– Это предмет сельского быта? – И да и нет.
Комментарий Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно чётко разделить на «сельские» или «городские».
– Это приспособление для приготовления пищи? – Нет. – Это инструмент для обработки чего-то? – Нет. – Прямое назначение предмета – отдых? – Нет.
Комментарий Эти вопросы довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав ещё несколько вопросов из этой серии.
– Может ли человек обойтись без него? – И да и нет.
Комментарий Вопрос слабый. Что значит – «обойтись»? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу.
– Им пользуются взрослые и дети? – Да.
Комментарий Вопрос не сильный. Понятие «пользуются» определено не достаточно строго. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.
– Предмет относится к мебели? – Нет. – Предмет относится к посуде? – Нет. – Это электрический прибор? – Да.
Комментарий Вопросы сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, с каждым вопросом значительно сужается поле поиска.
– Это плеер? – Нет.
Комментарий Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешёл к «гаданию» методом сплошного перебора…
– Этот прибор используют для передачи звука? – Нет.
Комментарий Вопрос хороший. Отсекает большую группу приборов. Задан вовремя.
– Это осветительный прибор? – Да. – Это лампа? – Да!
Комментарий Контрольный ответ найден. После игры – обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие (и почему) – слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
Вот ещё одна запись игры. На этот раз действие происходит на уроке в третьем классе. Учитель: – Я задумала персонажа детской сказки. Он не боялся опасности, и за это поплатился. Отгадайте – кто он?
Комментарий Важная деталь: дети уже знают из предыдущего опыта, что просто перебирать знакомые персонажи неэффективно и учитель такой перебор не поощряет. – Это животное или человек?
Комментарий Учитель жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно: ведь на содержащий «или» вопрос невозможно ответить условленным образом.
– Это животное? – Нет. – Это человек? – Нет.
Комментарий Эти вопросы хороши, так как отсекают большое количество возможных персонажей.
– Это существо бывает по-настоящему? – Нет.
Комментарий Вопрос сильный. Если бы его задали раньше, то два предыдущих вопроса не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли.
– Этот персонаж часто встречается в других сказках? – Нет.
Комментарий Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа «гном» или «дракон». Но, если бы игра велась с детьми старшего возраста, учитель мог бы отказаться от ответа – ведь понятие «часто» не определено.
– В какой он был одежде?
Комментарий Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить условленным образом.
– Это фея? – Нет.
Комментарий Вопрос слабый. Пропущен явно более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?
– Это существо разговаривает? – Да. – Оно большое?
Комментарий Жест отказа. Учитель приучает детей к тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отношению к другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьём.
– Ходит ногами? – Нет. – Ползает? – Нет. – Ходит на четырёх лапах? – Нет. – Вообще умеет передвигаться? – Да.
Комментарий Вопросы сильные. Ребята вышли на свойство, которое и приведёт их к отгадке.
– Катится? – Да.
Комментарий Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но теперь – и это мы обязательно отметим! – задаёт проверочный вопрос.
– Это Колобок? – Да!
Подобные «Да-нетки» на отгадывание литературного персонажа, исторического деятеля, учёного уместны на разных уроках.
ПРИМЕРЫ заданий «Да-неток» в разных предметных сферах:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |