Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их характеристики



2018-07-06 2265 Обсуждений (0)
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их характеристики 4.67 из 5.00 3 оценки




Техногенная чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или техногенной катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К техногенным ЧС относятся: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно-опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

Техногенные ЧС можно классифицировать по месту их возникновения и по виду поражающих факторов, возникших при ЧС.

По месту возникновения:

- на транспорте (автомобильном, ж/д, авиационном, морском и речном, трубопроводах);

- объектах коммунального хозяйства;

- гидротехнических сооружениях;

- остальных объектах производственного и социального назначения.

По виду поражающих факторов:

- связанные с пожарами и взрывами;

- с обрушениями зданий и сооружений;

- ионизирующими излучениями;

- токсическими нагрузками (разливы и выбросы ОХВ и ОБВ)

Техногенные ЧС связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросами или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на радиационно-опасных объектах. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиационное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ случаются на химически опасных объектах страны.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций, разрушением гидротехнических систем и т.п.

ЧС техногенного характера разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания ЧС и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

- внезапные (взрывы, транспортные аварии и т.д.);

- быстрые (пожары, выбросы газообразных АХОВ, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва и др.);

- умеренные (выбросы радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах и пр.);

- с медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях и т.п.).

Заключительная часть

Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека.

Чрезвычайная ситуация, именующаяся техногенной, – это определенный вид обстановки, при которой нарушаются нормальные условия жизни людей, причиняется значительные ущерб материальным ценностям и имуществу людей, становятся непригодными для жизни определенные территории, ухудшается окружающая среда и природа.

 

Таким образом, практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. Закономерности их проявления.

Домашнее задание: краткий конспект тем, вынесенных на самостоятельное обучение.

Средство оценки домашнего задания:0-2 баллов

Критерии оценки домашнего задания: конспект

Руководитель занятия ______________Ибаева Т.Г.

(подпись)


«Утверждаю»

Зав. кафедрой БЖ

В.В. Гафнер

_______________

(подпись)

«___»_______________2018г.

План-конспект занятия по теме:

«Опасные природные явления и защита от них»

Цель занятия: систематизировать и углубить знания студентов о способах защиты человекав опасных ситуациях природного происхождения.

Формируемая компетенция (компетенции):

способностью к продуктивному общению и способностью работать в команде (ОК-5);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)

Учебные вопросы:1. Опасные природные явления.

2. Правильное поведение в опасных ситуациях природного происхождения.

Форма занятия: лекция

Используемые методы обучения: рассказ, моделирование ситуации
Временное планирование занятия:
Вводная часть - 5мин.
1-й учебный вопрос -42мин
2-й учебный вопрос - 40мин
Заключительная часть - 3мин

Ход занятия

Вводная часть(Организационные вопросы – приветствие, проверка студентов по списку и т.д.)
1-й учебный вопрос

Под опасными природными явлениями подразумеваются экстремальные климатические либо метеорологические явления, происходящие естественным путём в той или иной точке планеты. Опасные природные явления перерастают в стихийные бедствия тогда, когда разрушается инфраструктура, созданная цивилизацией, и погибают сами люди. Помешать подобным катаклизмам практически невозможно, остается только своевременное прогнозирование событий с целью недопущения жертв и материального ущерба.

Природные явления – это обычные, иногда даже сверхъестественные климатические и метеорологические события, происходящие естественным образом во всех уголках планеты. Это могут быть привычные с детства снег или дождь, а могут – невероятные разрушительные извержения вулкана или землетрясения.

Землетрясения и цунами: среди всех природных опасных явлений первое место следует отдать землетрясениям. В местах разрывов земной коры происходят подземные толчки, которые вызывают колебания поверхности земли с высвобождением гигантской энергии. Возникающие сейсмические волны передаются на очень большие расстояния, хотя наибольшую разрушительную силу эти волны имеют в эпицентре землетрясения. Из-за сильных колебаний земной поверхности происходят массовые разрушения зданий.

Специфическое водное бедствие в виде волн цунами часто оборачивается многочисленными жертвами и катастрофическими разрушениями. В результате подводных землетрясений или сдвигов тектонических плит в океане возникают очень быстрые, но малозаметные волны, которые вырастают в огромные по мере приближения к берегам и выхода на мелководье. Чаще всего цунами возникают в зонах с повышенной сейсмической активностью. Огромная масса воды, быстро надвигающаяся на берег, сносит всё на своём пути, подхватывает с собой и несёт вглубь побережья, а затем с обратным током уносит в океан.

Извержение вулкана:за свою историю человечество запомнило много катастрофических вулканических извержений. Когда давление магмы превышает прочность земной коры в самых слабых местах, которыми и являются вулканы, это заканчивается взрывом и излияниями лавы. Но не столько опасна сама лава, от которой можно просто уйти, как несущиеся с горы раскалённые пирокластические газы, пронизываемые тут и там молниями, а также заметное влияние на климат сильнейших извержений.
Вулканологи насчитывают с полтысячи опасных действующих вулканов, несколько спящих супервулканов, не считая тысяч потухших.

Обвалы, оползни, сели:существуют несколько видов достаточно распространенных природных явлений – это обвалы, оползни и сели. Они относятся к опасным геологическим явлениям и, хотя причины их возникновения различны, все они оказывают сходное воздействие на природу, человека, объекты его хозяйственной деятельности. Аналогичны и меры их предупреждения, ликвидации последствий и основные действия населения в случае возникновения вызванных ими ЧС.

Обвал – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Обвалы природного происхождения наблюдаются в горах, на морских берегах и обрывах речных долин. Обвалы происходят в результате ослабления связующих слоев пород под воздействием процессов выветривания, подмыва или растворения породы и действия силы тяжести.

Возникновению обвалов способствуют трещины, разломы горных пород, их слоистый характер, когда между более твердыми и тяжелыми породами имеются глина, рыхлости и пустоты. Всякое попадание воды, снега в эти более слабые связующие слои ведет к их постепенному ослаблению. Поэтому чаще всего обвалы происходят в периоды дождей или таяния снега.

Оползень – это скользящее смещение масс горных пород по склону под влиянием силы тяжести.

Сель – бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах горных рек.

Снежные лавины – массы снега, низвергающиеся по крутым горным склонам. Особенно часто лавины сходят в тех случаях, когда снежные массы образуют нависающие над нижележащим склоном валы или снежные карнизы. Лавины возникают при нарушениях устойчивости снега на склоне, под влиянием мощных снегопадов, интенсивного снеготаяния, дождей, некристаллизации снежной толщи.



2018-07-06 2265 Обсуждений (0)
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их характеристики 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения и их характеристики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)