Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии



2018-07-06 471 Обсуждений (0)
Доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало Великой Отечественной войны поставило перед экономикой страны сложные задачи. Мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г., принятый правительством через неделю после начала войны, определял Поволжье, наряду с Уралом и Западной Сибирью, районом концентрации оборонной промышленности. Это решение было конкретизировано в «Военно-хозяйственном плане на IV квартал 1941 г. и 1942 г.», принятом 16 августа 1941 г. Он предусматривал перемещение военного производства в Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан[1].

Размещение эвакуированных промышленных предприятий проходило
в соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны СССР
от 7 августа 1941 г. «О порядке размещения эвакуированных предприятий»
и «О графике восстановления заводов, эвакуированных на Волгу, Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан» от 29 октября 1941 г. Они требовали быстрейшего размещения предприятий на новом месте и в кратчайшие сроки выпуска военной продукции в прежних и более крупных объёмах[2].

Всего в Поволжье было эвакуировано 226 крупных промышленных предприятий[3]. Все эвакуированные предприятия являлись заводами оборонной промышленности или были переведены на выпуск военной продукции. Центром размещения эвакуированных предприятий, а, следовательно, и оборонного комплекса, стала Куйбышевская область, на территории которой было размещено 125 предприятий, что составило 55,3% от обшей численности. В областном центре разместилось 40 наиболее крупных предприятий военно-промышленного комплекса. К началу войны в городе работало 60 промышленных предприятий [4], наиболее крупными были заводы им. Масленникова,
станкостроительный, карбюраторный.

Судьба города Куйбышева в годы Великой Отечественной войны уникальна. 15 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о переводе в город Куйбышев части правительственных учреждений и дипломатического корпуса.

«Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии ГКО постановил:

Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев.

Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, также Правительство во главе с Молотовым (Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).

Немедленно эвакуироваться органам Наркомата Обороны и Наркомвоенторга в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба в г. Арзамас».

Помимо этого в городе располагались:

– Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Президиума М. И. Калининым и секретарём Президиума Верховного Совета СССР
А. Ф. Горкиным;

– часть аппарата Центрального Комитета ВКП(б) во главе с секретарём
ЦК ВКП(б) А. А. Андреевым;

– часть аппарата Совета Народных Комиссаров СССР во главе с первым заместителем председателя СНК СССР Н. Я. Вознесенским и заместителем председателя СНК СССР М. Ф. Шкирятовым;

– Центральный Комитет ВЛКСМ;

– дипломатический корпус;

– корпус иностранных корреспондентов;

– ряд наркоматов;

– Исполком Коминтерна во главе с руководителем ИККИ Георгием Димитровым;

– значительная часть Наркомата иностранных дел во главе с заместителем наркома А. Я. Вышинским;

– учреждения культуры (Государственный Академический Большой театр Союза ССР, Ленинградский академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио).

Особую ответственность на местные власти накладывало размещение в городе дипломатического корпуса. В г. Куйбышев прибыли 22 иностранных посольства и две военные миссии, а также корреспондентский корпус зарубежных журналистов. Для размещения правительственных учреждений, посольств и миссий потребовались отдельные особняки. Членам правительства и их семьям необходимо было предоставить отдельные благоустроенные квартиры. Причём решать проблему их размещения приходилось в крайне сжатые сроки. Необходимо отметить, что местные власти успешно решили поставленные задачи.

Массовая эвакуация государственных учреждений, промышленных предприятий, иностранных миссий, семей партийных и государственных деятелей, наплыв беженцев привёл к резкому росту населения г. Куйбышева. Особенно тяжёлыми были октябрь–ноябрь 1941 г. К концу октября 1941 г. население города составило 700 тыс. человек[5], при довоенной численности 390. Всех их необходимо было разместить, обеспечить работой и питанием. Ни один тыловой город Советского Союза не испытывал такой нагрузки. Все тыловые местности столкнулись с таким явлением как «уплотнение», в то время как г. Куйбышев пережил несколько волн переселения. Причём, как свидетельствуют архивные документы, срок на переселение и освобождение площади отводился крайне незначительный, не превышающий 2–3 дней[6].

Город на долгих 22 месяца фактически являлся «запасной столицей» нашего государства.

В основе решения эвакуировать промышленные предприятия в Среднее
Поволжье, и, в первую очередь, в город Куйбышев, лежал целый комплекс причин. Необходимо отметить, что накануне войны Поволжье было определено местом строительства новых крупных предприятий оборонной промышленности. 6 августа 1940 г. было принято постановление Комитета обороны СССР о строительстве в Куйбышеве четырёх авиационных заводов по выпуску двухмоторных и одномоторных бомбардировщиков и авиационных моторов. Первые два завода должны были быть введены в строй в июне 1941 г., остальные два — в ноябре 1942 г. Война не дала возможности исполнить это решение в полном объёме. Были построены три авиационных завода: самолётостроительные № 122 (введён в эксплуатацию — 31 декабря 1941 г.) и № 295 (введён в эксплуатацию 1 февраля 1942 г.), моторостроительный завод № 337 (введён в строй – 1 мая 1942 г.)[7].

Важной причиной выбора Поволжья местом размещения эвакуированной промышленности стало наличие высокоразвитого энергетического комплекса, созданного в регионе накануне войны. В 1937 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве Куйбышевского гидроузла (строительство было законсервировано в сентябре 1941 г. постановлением ГКО СССР). Для обеспечения строительства энергией в 1939 г. началось строительство ТЭЦ, получившей название Безымянской (БТЭЦ). В начале 1941 г. строительные работы были резко ускорены и 18 октября 1941 г. первая турбина мощностью 25 тыс. кВт дала промышленный ток. В январе 1942 г. дала ток вторая аналогичная турбина, а в ноябре 1942 г. — третья. Таким образом, БТЭЦ обеспечила условия для развёртывания в районе Куйбышева крупных промышленных предприятий. В 1938 г. была
закончена реконструкция Куйбышевской ГРЭС, в результате чего её мощность возросла в 2,5 раза. Важным было и то, что для строительства Куйбышевской ГЭС в области были созданы крупные строительные организации, наиболее мощной из них был трест «Волжскпромстрой», и «Особстрой» НКВД СССР. Таким образом, мероприятия по развитию промышленности региона, принятые накануне Великой Отечественной войны, обеспечили развёртывание строительной площадки для эвакуированных заводов.

Немаловажной причиной было и наличие в области крупных промышленных предприятий, обладавших высококвалифицированными кадрами. Немаловажным аспектом было наличие хорошо развитой транспортной системы.

Принцип размещения эвакуированных предприятий был различен. Большинство эвакуированных заводов составили новые промышленные предприятия. Эвакуированные в Куйбышев заводы №№ 66, 145, 276 были объединены в моторостроительный завод им. Фрунзе по выпуску авиационных моторов, заводы
№№ 53, 454, 455 составили завод аэродромного оборудования. Куйбышевский авиационный завод № 122 был сформирован на базе эвакуированных предприятий — из Каунаса, Талина, Минска, Киева, Риги и Смоленска.

Большинство эвакуированных предприятий были размещёны на базе действующих: моторостроительные заводы, эвакуированные из Москвы и Киева были развёрнуты в посёлке Зубчаниновка (Куйбышевская обл.) на базе моторного завода им. Кирова[8]. Механический завод Особстроя принял оборудование Подольского завода им. Серго Орджоникидзе, эвакуированный таганрогский завод «Красный Котельщик» и завод «Ижорский» (г. Колпино Ленинградской обл.) образовали новое предприятие — Куйбышевский механический завод.

Наиболее крупные заводы, в ходе эвакуации которых было вывезено большое количество промышленного оборудования и персонала, возобновили свою работу как самостоятельные производственные единицы. Так, завод ГПЗ-1, большая часть оборудования и персонала которого была эвакуированы из Москвы в Куйбышев, разместился на территории старых воинских казарм. Завод, получивший наименование ГПЗ-4, возобновил работу на эвакуированном оборудовании собственным производственным персоналом и в начале 1942 г. вышел на полную мощность.

В Куйбышевской области не было ни одного промышленного предприятия,
не перешедшего на выпуск военной продукции. На выпуск военной продукции перешли все предприятия, имеющие станочный парк. Кирпичные заводы стали выпускать противотанковые мины и бомбы, Куйбышевский ремонтно-механический завод для швейных фабрик перешёл на выпуск ручных гранат и крючков к военным шинелям. На предприятиях местной промышленности выпускалось военное обмундирование, валенки, хозяйственный инвентарь (полевые кухни, конская
упряжь, сани, телеги), пищевые концентраты. За годы войны лёгкая промышленность области изготовила для армии 6 млн. 300 тыс. шинелей, 330 тыс. комплектов тёплого обмундирования, 3,9 млн. головных уборов, 172 тыс. армейских курток, 155 тыс. комплектов летнего обмундирования[9].

В тоже время на территории области продолжалось строительство новых промышленных предприятий, в основном оборонного и топливно-энергетического комплекса. За годы войны в области сложилась нефтяная промышленность. В октябре 1941 г. по решению ГКО в Сызрани начато строительство нефтеперерабатывающего завода, введённого в эксплуатацию в 1942 г., а в 1945 г. начал работу Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод[10].

Эвакуация промышленных предприятий требовала решение сложных задач, связанных с размещением промышленного оборудования и почти одновременным выпуском продукции. Большую часть эвакуированных предприятий размещали в малоприспособленных помещениях: складах, гаражах, торговых площадках. Особенно тяжелая обстановка сложилась осенью и зимой 1941 г. Практически все пустующие помещения в городах были заняты. Размещение предприятий проходило на свободных неосвоенных площадках. В Куйбышеве эта была территория Безымянки. Тысячи рабочих расчищали от снежных завалов дорогу, выгружали оборудование. Здесь же строились каркасы зданий, крыли крыши, а стены делали временно из фанеры или просто обтягивали холстиной. И эти предприятия начинали выпускать продукцию для фронта. Так, всего лишь менее, чем за два месяца был завершён монтаж Куйбышевского авиационного завода № 18. Эшелоны Подольского завода доставили оборудование, инструмент, материалы, а также задел деталей для бронекорпусов истребителя ИЛ-2[11]. Выпуск продукции налаживался с большим трудом Широко известна телеграмма Председателя ГКО И. В. Сталина, направленная в адрес руководителей завода. «…Самолёты Ил-2 нужны Красной Армии как воздух, как хлеб… Если 18 завод думает отбрехаться от страны давая один Ил-2 в день, то жестоко ошибается…». Первые пять бронекорпусов для ИЛ-2 завод с неимоверным трудом изготовил к началу 1942 г. К концу войны авиационным заводом было передано 20 тысяч бронекорпусов для ИЛ-2 и более 4-х тысяч бронекорпусов для ИЛ-10.

К началу 1942 г. выпуск военной промышленности на предприятиях Поволжья по сравнению с 1940 г. увеличился в 9 раз, в 1943 г. — в 11[12].

Эвакуация в Куйбышевскую область крупных предприятий оборонной
промышленности позволила решать задачи экономического развития региона
на более высоком уровне. Так, здесь впервые в стране был создан уникальный замкнутый авиастроительный производственный цикл, включающий самолётостроительные, моторостроительные, приборостроительные, строительно-монтажные предприятия. На предприятиях области выпускались уникальные
истребители ИЛ-2, ИЛ-10, авиационные моторы, бронезащита для самолётов.

Оборонный комплекс Куйбышевской области выпускал уникальную военную продукцию. По многим её видам предприятия области заняли монопольное положение. Сызранский завод взрывчатых веществ и чапаевские химические заводы производили хлористый барий, гексоген, ксилит. Чапаевские заводы были единственными предприятиями страны, производившие тэн, тротил, амметол[13].
На базе моторостроительного завода Наркомата судостроительной промышленности, находящегося в посёлке Шмидта (г. Куйбышев) было размещёно производство Николаевской тральной базы. Завод был единственным предприятиям страны, выпускающим тральное оружие[14].

Важнейшим условием полноценного функционирования предприятий оборонного комплекса стало их кадровое обеспечение. Эта проблема решалась крайне сложно, хотя формирование кадрового состава оборонной промышленности началось ещё в предвоенные годы. Кадры для предприятий оборонного комплекса составили работники промышленности области, эвакуированные рабочие (около 100 тыс. рабочих), заключённые Безымянлага (около 80 тыс. человек), мобилизованные жители городов и сёл области (около 600 тыс.).

В основном кадровая проблема решалась за счёт прихода на производство женщин и подростков, заменивших ушедших на фронт рабочих. Удельный вес женщин в промышленности региона возрос с 25,7% в 1940 г. до 58,3% в 1945 г.[15] Труд женщин и детей был поистине героическим. Приведём отрывок из воспоминаний дважды Героя Советского Союза генерала авиации В.И. Попкова: «Помню, прибыл на завод (авиационный завод г. Куйбышева — прим. автора) получать новый самолёт. У проходной женщина. Просит: «Найдите в цеху сына, третий день нет дома». Захожу в цех, у станка пацанёнок на ящике, весь мокрый, рядом ведро с водой. Мастер пояснил: «Я его систематически поливаю, чтобы не заснул»[16].

Несмотря на принимаемые меры, рабочих в промышленности катастрофически не хватало. В начале 1942 г. в Поволжье эвакуированным предприятиям требовалось 164 тысячи работников. На заводах развернулась борьба за более рациональное использование рабочей силы, совершенствование организации труда. На всех предприятиях оборонной промышленности действовала сеть стахановских школ, активно проводилось социалистическое соревнование, работали фронтовые бригады.

Бурное развитие промышленности привело к росту городского населения, хотя в целом население области за годы войны уменьшилось с 1616 тыс. (1 января 1941 г.) до 1605 тыс. человек (1 января 1945 г.). Уменьшение численности населения происходило за счёт сельского населения, которое сократилось с 976 тыс. человек до 813 тыс. Городское же население, напротив, выросло с 640 тыс.
до 792 тыс. Особенно увеличилось население областного центра. Если на 1 января 1941 г. в г. Куйбышеве проживало 390 тыс. жителей, то 1 января 1945 г. их насчитывалось — 560 тыс.[17] При этом необходимо учитывать, что с 1943 г. начался процесс реэвакуации, а демобилизация Красной Армии ещё не началась.

Огромным напряжением сил Куйбышевская область за годы Великой Отечественной войны стала одним из ведущих регионов оборонной промышленности. Основу военно-промышленного комплекса Куйбышевской области составили
12 заводов Наркомата авиационной промышленности, 11 заводов Наркомата вооружения и Наркомата боеприпасов, 12 заводов Наркомата среднего машиностроения и Наркомата тяжёлого машиностроения.

О темпах развития военно-промышленного комплекса Поволжья в годы
Великой Отечественной войны свидетельствует динамика роста численности его работников. За 1941–1945 гг. численность рабочих и служащих в экономике Поволжья увеличилась на 16%, причём в промышленности этот рост составил 65%, а количество работников оборонной промышленности возросло почти в 5 раз[18].

В целом объём промышленного производства в Куйбышевской области увеличился в 7 раз, а в г. Куйбышеве — в 11 раз[19]. Предприятия области поставили около 40 тыс. штурмовиков Ил-2, которых враги называли «летающая смерть»,
и почти 5 тыс. тяжёлых штурмовиков ИЛ-10, «летающих крепостей», как их называли наши лётчики. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной
11 заводов, Безымянская ТЭЦ и 11-й Стройтрест были награждены орденами[20].

Велик вклад наших земляков в победу Советского Союза над фашистской Германией. Мы можем с гордостью говорить: Великая Победа ковалась и на самарской земле.


Место производственного комплекса НКВД СССР
в индустриальном развитии Куйбышевской области
в годы Великой Отечественной войны

А. В. Захарченко

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории,
международного права и зарубежного регионоведения Самарского
филиала Московского городского педагогического университета

При анализе экономической деятельности НКВД в 1941–1945 гг. в Поволжье и Куйбышевской области в частности, необходимо учитывать общий контекст развития народного хозяйства. Стремительное наступление вермахта и союзников Германии, последовавшая за этим потеря западных районов страны с их экономическим потенциалом привели к существенному изменению в развитии производительных сил СССР. Важнейшим проявлением этого процесса стало увеличение в советской экономике доли регионов на востоке (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Казахстан Средняя Азия, Кавказ, Закавказье), особенно в связи с эвакуацией. В 1941 г. в хозяйственном комплексе данных территорий, включая Центральный промышленный район и Европейский Север, было освоено 18,8 млрд. руб. капиталовложений. Если в первом полугодии удельный вес капитальных работ этих районов в общем объеме капитального строительства СССР составлял 57%, то во втором — 74%. При этом сумма капиталовложений в 1941 г. по сравнению с 1940 г. снизилась на 36%, составив 29 млрд. руб.[21].

Ещё до войны в правительственных структурах существовал концептуальный взгляд на экономическое развитие регионов на пятнадцатилетнюю перспективу (1943–1957 гг.). Об этом свидетельствуют материалы Госплана[22], где планировали более высокий уровень промышленного производства в европейской части РСФСР, в том числе в Поволжье[23]. В этом регионе НКВД опирался на принудительный труд заключённых, мобилизованного населения и военнопленных и активно использовался для наращивания промышленного потенциала, создания военно-транспортной инфраструктуры в тылу.

Активная экономическая деятельность хозяйственных подразделений НКВД
в Самарском крае в 1940-е гг. связана с историей Управления Особого Строительства НКВД СССР (УОС, Особстрой) и комплекса лагерей при нем, получивших название Безымянлага.

Лагерно-производственный комплекс Особстроя как часть лагерной экономики являлся самым крупным хозяйственным комбинатом в Поволжье в годы войны. Его функционирование напрямую было связано с формированием отраслевой специфики Поволжья и Куйбышевской области, ставшей одним из наиболее динамично развивающихся в индустриальном отношении регионов. В то же время, на данном примере, мы можем оценить издержки и ограничения системы принудительного труда в экономическом развитии страны наряду с мобилизационными преимуществами и вполне ощутимыми хозяйственными результатами применительно к экстремальным условиям военного времени.

Накануне войны партийно-политическое руководство СССР вносит изменения в планы индустриального развития Поволжья и Куйбышевской области
в частности. Одновременно со свертыванием строительства грандиозной энергосистемы — Куйбывшевской ГЭС, начинается новый хозяйственный проект, оформившийся в постановлении Комитета Обороны при СНК от 6 августа 1940 г.
«о строительстве заводов самолето- и моторостроения»[24], согласно которому на НКВД возлагалось строительство трех авиазаводов под Куйбышевым в районе станции Безымянка. Приказом наркома внутренних дел Л.П.Берии 28 августа
1940 г. для работ по возведению Куйбышевского авиакомплекса[25] создается Управления Особого Строительства во главе с заместителем начальника ГУЛАГа, старшим майором госбезопасности А. П. Лепиловым. 25 сентября 1940 г. вышел приказ НКВД об организации собственного комплекса лагерей при Особстрое, получившего в последствии название Безымянлаг.

В январе 1941 г. в Управлении Особого Строительства насчитывалось
15 подразделений, при которых находилось 25 лагерей. Наиболее крупными были лагеря, узники которых трудились непосредственно на промышленном строительстве, население небольших лагерных поселков обслуживало подсобные предприятия. С развертыванием строительства, стремительно увеличивалась численность подневольных работников Особстроя. Если в январе–марте 1941 г. в Безымянлаге насчитывалось 76,7 тыс. человек, то к середине 1941 г. — 92,6 тыс. (данные на 1 июня 1941 г.). Всего в конце сентября 1940 – июне 1941 г. Безымянский лагерь принял 100,7 тыс. заключенных,[26] став одним из наиболее крупных лагерей в системе ГУЛАГа. Удельный вес заключённых там к этому времени составил 6,2% от общего количества заключённых лагерей (1,55 млн. чел.) системы ГУЛАГа[27]. Основная лагерная рабочая сила — более 50 тыс. человек к лету
1941 г. — была сконцентрирована на строительстве трех авиационных заводов
(1-й и 2-й районы), строительстве аэродрома для будущих заводов (3-й район)
и гражданских объектах: от рабочего городка до барачных построек для лагерного контингента (4-й район). Заключенный Безымянского и Куйбышевского участка строили объекты энергетики — ТЭЦ, работающие на участке Мехзавод обеспечивали строительство металлоконструкциями и оборудованием. Лагерная рабочая сила остальных подразделений Особстроя была занята на подсобных работах
по добыче песка, камня, на кирпичных, бетонных и цементных заводах[28].

Начавшаяся война вынудила пересмотреть сроки завершения работ по группе авиационных предприятий. После того, как 8 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны постановляет эвакуировать авиационные заводы из Москвы
и Воронежа в Куйбышев[29], стройка на Безымянке принимает авральный характер. Строящиеся под Куйбышевым в районе станции Безымянка самолетостроительные и авиамоторный заводы №№ 122, 295 и 337 решено было объединить
с вновь прибывшими заводами из Москвы и Воронежа (№ 1 им. Сталина, № 18
им. Ворошилова и № 24 им. Фрунзе). Таким образом, на Безымянке должно было остаться три единственных в стране предприятия (два самолетостроительных
и авиамоторный заводы), выпускавших самолеты-«штурмовики» Ил-2. В этих условиях администрация УОС ориентировала аппарат строительных районов и участков и сотрудников Безымянлага на скорейшее выполнение плана. Самый
напряженный период в истории Особого Строительства пришелся на октябрь-декабрь 1941 г. За 10 дней до окончания поставленного ГКО срока сдачи авиазаводов (1 января 1942 г.), по Особстрою была объявлена «сталинская вахта», что означало фактически ненормированный рабочий день[30].

29 декабря 1941 г. начальник Управления Особого Строительства А. П. Лепилов рапортовал Берии о выполнении плана. К этому времени УОС НКВД возвел заводские корпуса общей площадью 355 126 кв. м., передал для рабочих
125 000 кв. м. жилплощади. Всего за 16 месяцев существования этой строительной организации были выполнены работы по куйбышевскому авиакомплексу на сумму 700 млн. рублей, а план капитальных работ 1941 г. выполнен на 100,8% [31].

Однако за сверхфорсированные темпы, которыми эти показатели были обеспечены, пришлось дорого заплатить. Только за ноябрь–декабрь 1941 г. в Безымянлаге умерло 3178 узников, каждый четвертый заключенный был признан медкомиссией нетрудоспособным — полностью (по причине инвалидности) или частично[32]. Кроме того, выделенные средства в 1941 г. в объеме 800 млн. рублей так и не удалось целиком освоить, что означало наличие незавершенных объектов. Таковых у организации А. П. Лепилова было немало. Каждый из трех заводов имел несколько недостроенных корпусов. К минимуму были сведены затраты
по гражданскому строительству (городок для рабочих), готовый жилфонд сдавался с существенными недоделками, незавершенными остались объекты коммунально-бытового обеспечения.

Именно это обстоятельство послужило причиной того, что НКВД было поручено продолжать строительство в районе Безымянки, а передача авиазаводов Наркомату авиапромышленности состоялась только в середине 1943 г. Согласно заданию Государственного Комитета Обороны в 1942 г. Особстрою НКВД СССР предстояло освоить 280 млн. рублей, возвести в Куйбышевского области 45 объектов[33].

В структуре Особстроя организуется специальное Управление строительства №15 (мощнейшая в стране подземная радиостанция в районе поселка Ново-Семейкино). Следует отметить, что финансирование этого объекта шло отдельной строкой. Контролировал строительство радиостанции лично Л. П. Берия,
которому А. П. Лепилов дважды в месяц докладывал о ходе работ[34].

После выполнения основной части работ по комплексу авиазаводов, меняются экономические задачи УОС — усилия переносятся на строительство транспортных коммуникаций, соединяющих район Безымянки с городом, строительство и расширение площади жилгородка и его коммунальное обустройство. Соответственно сокращаются объемы капиталовложений Особстроя, что влекло за собой очередное упразднение лагерных подразделений Безымянлага. Численность заключенных Безымянлага сократилась с середины августа до конца декабря 1942 г. с 40,5 тысяч
до 29,8 тысяч человек.[35] В целом в индустриальном строительстве Куйбышевской
области Особстрой, безусловно, играл определяющую роль. Несмотря на то, что главный проект — авиационные заводы, для которого собственно и создавалось Управление Особого Строительства, в основной своей части был реализован, а капиталовложения с 800 млн. рублей в 1941 г. сократились до 292 млн., это хозяйственное подразделение НКВД по-прежнему являлось самым крупным в области. Финансирование всех остальных строительных организаций, вместе взятых, на 1/3 уступало Особстрою[36].

В 1942 г. в результате хозяйственной деятельности Особстроя НКВД производственная база, транспортная и социальная инфраструктура Куйбышевского авиакомплекса были расширены, а сами заводы заработали в полную силу[37].
Помимо этого, Особстрой в течение года продолжал работы по сооружению объекта №15. 27 сентября 1943 г. ГКО утвердил акты правительственной комиссии
по приемке радиостанции в эксплуатацию[38].

Кроме промышленного и жилищного строительства УОС выполнял работы
и по дорожному строительству. Были завершены и введены в эксплуатацию трамвайные пути в 8,7 км, соединяющие г. Куйбышев с Безымянкой, Черновская автомагистраль 10,6 км, также соединившая авиакомплекс с городом по кратчайшему пути. На её строительство местные власти мобилизовали более 2000 колхозников и жителей городов Куйбышевской области[39].

Предприятия авиакомплекса, эвакуированные на Безымянскую площадку, полностью восстановили производство на новом месте и работали на полную мощность. Если в январе 1942 завод №18 им Ворошилова производил в сутки
6–7 самолетов Ил-2, то в ноябре — 13. На заводе № 1 им. Сталина за январь 1942 г., когда предприятие только переходило на серийную сборку Ил-2, было выпущено 16 самолетов, а в декабре из сборочного цеха ежесуточно выходило
13 штурмовиков. Производство двигателей на моторостроительном заводе №24 им. Фрунзе в течение первой половины 1942 г. увеличилось почти в 2,5 раза —
с 766 до 1822 единиц[40]. Авиазаводы куйбышевского промышленного узла вышли на запланированный уровень производства, преодолев последствия эвакуации.
В 1942 г. было собрано 6933 штурмовика Ил-2 и 22 истребителя МиГГ-3[41], что составило 153% выпуска к предыдущему году. Авиационная отрасль на долгие годы заняла лидирующие позиции в структуре промышленного производства региона. В 1943 г. авиационные заводы Безымянки, возведенные Особстроем, произвели 9,2 тыс. самолетов-штурмовиков ИЛ-2[42]. Ни один промышленный центр советского тыла, где размещались крупные авиационные производства, будь то Новосибирск, Казань, Саратов или Горький, не выпускал в годы войны в таком количестве боевую технику. Своей военно-промышленной направленностью капитальное строительство НКВД в Куйбышевской области отражало общие черты развития советской экономики накануне и в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, задача по созданию и укреплению производственной базы Куйбышевского авиакомплекса силами строительного комбината НКВД была реализована.

Постановлением ГКО от 27 мая 1943 г. Особстрою было поручено строительство крупного нефтеперерабатывающего завода (завод № 443) в Куйбышевской области в районе железнодорожной станции Кряж[43].

Решение ГКО поставило руководство ГУЛАГа перед необходимостью вновь комплектовать Особстрой дополнительными «контингентами», а также в очередной раз изыскивать возможности для технического оснащения новой стройки.
Выход был найден в передаче Особстрою в течение 1943–1944 г. «спецконтингентов» — мобилизованных крымские татар и военнопленных.

Постановлением ГКО от 14 апреля 1944 г. «О строительстве импортных нефтеперерабатывающих заводов» в целях создания новых мощностей по производству высококачественного авиационного и автомобильного топлива утверждались пункты размещения получаемых от США четырёх нефтеперерабатывающих заводов: в Орске, Гурьеве, Красноводске, Куйбышеве[44]. Из четырех заводов строительство двух, в Куйбышеве и Гурьеве, поручалось НКВД. Остальные должны были строить тресты Наркомата нефтяной промышленности (входившие в состав Главнефтестроя)[45]. Ведомству Берии поручалось также совместно с Наркомнефтью ведение изыскательских и подготовительных работ[46].

19 августа 1944 г. очередным постановлением ГКО были утверждены площадки будущих импортных заводов, оборудование для которых и вся технология поступали из США[47]. Предварительная стоимость строительства завода в Куйбышеве определялась в 100 млн. руб. Для более большей мотивации труда заключённых, их предполагалось снабжать продовольствием на 25%, а хлебом
на 100 грамм выше, чем это предусматривалось предыдущими инструкциями[48]. НКВД поручалось перенести все временные сооружения Особстроя в район станции Кряж. Все заключённые, освобождающиеся из Безымянлага в связи с отбытием сроков, постановлением ГКО закреплялись на период строительства
за Особстроем[49]. В течение 1943–1944 г. структура лагерно-производственного комплекса Особстроя претерпевает изменения. Фактически Безымянский ИТЛ
на старой площадке был ликвидирован, хотя лагерь сохранил свое старое название, а 8400 заключённых были переведены в новые лагерные точки рядом
со строящимся нефтезаводом[50].

К началу 1944 г. ЛПК Особстроя состоял из нескольких строительных участков с лагерями. Заключённые Центрального участка использовались на строительстве нефтеперегонного завода № 443 (крекинг-завод) на ст. Кряж; лагерного пункта «Сухая Самарка» - на строительстве водозабора; лагпункта при каменном карьере «СОК» — на подсобных предприятиях[51]. Необходимо отметить, что благодаря приобретенному опыту, уровень организации и проведения работ на станции Кряж был в целом выше, чем на Безымянской площадке.

Однако экстенсивный характер лагерной экономики с ее неквалифицированной рабочей силой давал о себе знать, когда речь заходила о трудоемких работах, связанных, например, с монтажом оборудования для нефтеперегонного завода, которое прибыло по ленд-лизу из США и долгое время оставалось в разобранном состоянии, а часть его разворовывалось[52].

Для выполнения задания ГКО строительные организации НКВД получали
в свое распоряжение значительные ресурсы. Очередным постановлением ГКО
27 января 1944 г. для форсирования строительства нефтеперерабатывающих предприятий в Гурьеве и Куйбышеве новые обязательства по поставкам материалов и оборудования строительным организациям НКВД распределялись
по 19-ти наркоматам союзного и республиканского подчинения и 4-м специализированным снабженческим главкам при СНК СССР[53]. Очередным постановлением ГКО от 31 июля 1944 г. на региональные партийные и советские органы власти возлагались дополнительные обязательства по поставкам строительных материалов[54].

В течение 1943 г. из всего объема капиталовложений Особстроя, из которых большая часть приходилась на объекты авиационной (36%) и нефтяной (33%) промышленности, по объектам нефтеперерабатывающего завода и связанной
с ним инфраструктуры план капиталовложений был перевыполнен по всем позициям[55]. В 1944 г. темпы строительно-монтажных работ отставали от плановых показателей, объекты жилищно-коммунального назначения имели недоделки. Почти 20% оборудования так и не было смонтировано, поскольку для этого требовались квалифицированные специалисты[56]. Несмотря на предпринятые меры по форсированию строительства нефтеперерабатывающих заводов в Гурьеве и Куйбышеве, сроки окончания новых предприятий были перенесены на I квартал 1945 г. Возникли проблемы с поступлением импортного оборудования[57]. Очевидно,
что к моменту завершения первой очереди импортных заводов в Госплане ещё
не были готовы материалы по всему необходимому оборудованию, в результате чего ГКО пришлось принимать очередное постановление, обязывающее Госплан к 10 февраля 1945 г. представить предложения о размещении заказов на изготовление оборудования для нефтеперерабатывающих заводов на предприятиях
отечественной промышленности. Заказы на импортные образцы осуществлял Наркомат внешней торговли[58].

Осенью 1944 г. началась подготовка к пуску в эксплуатацию импортных
нефтеперерабатывающих предприятий. Строительные организации НКВД (Особстрой Управление аэродромного строительства) передавали на баланс Наркомнефти жилье и объекты коммунального и культурно-бытового назначения, подсобные хозяйства своих подразделений со всеми служебными постройками
и инвентарем[59].

Новые производственные задачи в декабре 1944 – феврале 1945 гг., когда Особстрой развернул работы на новом объекте, нефтепромыслах Самарской
Луки, привели к очередным структурным изменениям. При вновь образованных строительных участках в поселках Губино и Отважном создаются новые лагерные подразделения[60]. Кроме того, летом 1944 и 1945 гг. на объекты Особстроя прибывают более 8,6 тыс. военнопленных, которых сразу же задействуют на нефтепромыслах Самарской Луки в пос. Отважном, водозаборе на Сухой Самарке, каменных карьерах пос. Красная Глинка.

В 1945 г. Особстрой полностью сдал первую очередь нефтеперегонного
завода № 443. Очередным постановлением ГКО от 28 апреля 1945 г. на НКВД совместно с Наркоматом нефтяной промышленности было возложено строительство вторых очередей Красноводского и Куйбышевского заводов.[61]

В 1943–1945 гг. Особстрой НКВД выполнил капитальных работ на сумму 196,94 млн. руб.[62]. Масштабы его работы были уже не те, что в начале войны,
однако вклад в промышленное строительство являлся весьма существенным, учитывая передовые технологии введенных в Куйбышевской области производственных мощностей нефтяной промышленности.

В совокупности с мощной производственно-материальной базой, значительными людскими ресурсами Безымянлага, деятельность Особстроя необходимо рассматривать как определяющий фактор индустриализации Куйбышевской области. При непосредственном участии этого хозяйственного подразделения



2018-07-06 471 Обсуждений (0)
Доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)